В конце прошлой недели 5 и 6 ноября, католическая Служба помощи бездомным «Каритас» организовала семинар на тему «Альтернативные виды жилья для бездомных». Встреча прошла в помещении Фонда «Институт экономики города», который является членом сети «За преодоление социальной исключенности». Задачей семинара было обсудить и выработать различные идеи и предложения по поиску альтернативных видов жилья для бездомных – от временных (на одну ночь) до постоянных.
На семинаре небольшие доклады чередовались работами в группах и общим обсуждением предложенных идей. На встрече были как представители различных НКО, так и работники государственных социальных учреждений, а также волонтеры. По мнению собравшихся, не доставало только представителей бизнеса, и организаторы пообещали на следующую подобную встречу пригласить и их.
На встрече были работники государственных социальных учреждений из Люблино, Марфино, здравпункта для бездомных
Московский «Социальный патруль», действующий при ЦСА «Люблино»
Представители НКО – делегаты от организации «Помощник и Покровитель», слева – основатель автобуса «Милосердие» Илья Кусков
С точки зрения чиновника
Сотрудники «Каритас», готовясь к встрече, провели экспресс-опрос в одном из московских кафе-клубов, задавая два вопроса – кто занимается жильем для бездомных и кто должен заниматься. Первый ответ был: «В первую очередь сумасшедшие богатые, и вообще – все кому не лень, кроме государства». Примерно в таком же ключе были остальные ответы. Одна девушка предложила привлечь к помощи бездомным какую-нибудь знаменитость по аналогии с Чулпан Хаматовой, помогающей больным детям.
Выступает Татьяна Еремина – психолог «Каритас» – Саратов
Однако сказать, что государство и город полностью устранились от решения проблемы бездомных граждан, нельзя. В первый день на семинаре присутствовал начальник отдела социальной помощи бездомным гражданам Департамента социальной защиты населения города Москвы Андрей Пентюхов, но – к сожалению – только первую треть встречи. Однако он успел подробно рассказать собравшимся о дальнейших планах его отдела.
С точки зрения государства, законных видов альтернативного жилья очень мало. Существует понятие «проживания» – в жилом помещении, откуда можно выселить человека только по суду (согласно Жилищного Кодекса РФ), и понятие временного «пребывания», таким образом, социальная гостиница относится к нежилому фонду, и человек в ней может только временно пребывать. Иначе каждого бездомного по истечении срока проживания пришлось бы выселять из ночлежки по решению суда. По закону, жилье – это жилое помещение, где проживающий имеет основания быть зарегистрированным (по месту жительства). В этом смысле довольно сложно найти для человека альтернативное жилье, разве что купить в сельской местности домик, но, по мнению А.В. Пентюхова, это сможет сделать менее, чем 1 бездомный бывший москвич из тысячи. Что же касается мест для временного пребывания бездомных людей, то в Москве таких 8 (из них один – для иностранцев, где они проживают до депортации). Кроме того, специально для бывших заключенных (для которых предусмотрена государственная программа) будет открыта после ремонта социальная гостиница «Востряково».
Отдел помощи бездомным КСЗН пришел к выводу, что необходимо открывать дневные центры для всех бездомных, где будет социальный работник, психолог и т.п. В САО планируется организация комбинированного центра – один этаж – дневное пребывание, другой – только ночное. Все эти учреждения будут подчинены департаменту соцзащиты г. Москвы. Также Андрей Пентюхов рассказал и о долгосрочных планах строительства нескольких дневных центров для бездомных и бродяг, учреждений срочной медицинской помощи, а также уже запланированном строительстве социальных жилых домов в районе Некрасовка для бывших москвичей, кто не по своей воле утратил жилье. Пока запланировано 5 таких домов, они будут государственными без права приватизации и социального найма.
В первый день на семинаре присутствовал начальник отдела социальной помощи бездомным гражданам Департамента социальной защиты населения города Москвы Андрей Владимирович Пентюхов
Такие изменения связаны с тем, что имевшаяся до сих пор система оказалась не эффективной. Социальные гостиницы постепенно начали напоминать общаги, где не ведется конкретная работа с человеком на результат. Андрей Владимирович за последние годы работы с бездомными пришел к мнению, что западная схема тут не подходит. Нужно каждого подопечного брать за руку и водить, как ребенка. Бездомного, например, нельзя оставлять один на один с работодателем и т.д., ему нужно индивидуальное социальное сопровождение. Таких слов многие из присутствующих не ожидали услышать от Андрея Владимировича, который раньше отличался более строгим отношением к бездомным.
Что из истории пригодится сейчас?
Координатор проекта «Каритас» Надежда Клюева рассказала о решении проблем жилья в России до и после 1917 года. В древние времена проблема бездомности решалась в основном благодаря странноприимности монастырей и простых людей. В 18-19 веках отношение к бродягам меняется, бесцельное бродяжничество без паспорта при нежелании назвать себя и свое происхождение каралось заключением на 4 года и водворением в Сибирские губернии. Тем не менее, к концу 19 века число нищих бездомных увеличилось, начали строиться частные ночлежки, приюты, дома призрения. С 18 века также существовали в России и работные дома по примеру западных. Первый указ о работном доме, куда следовало принудительно помещать «молодых ленивцев», получающих «пропитание работой», был дан императрицей Екатериной II московскому обер-полицмейстеру в 1775 году. Получилось нечто похожее на принудительную трудовую колонию. Через 100 лет, в 1870 году на базе московского работного дома возникла городская исправительная тюрьма, известная сегодня как «Матросская тишина». Первый в России Дом трудолюбия построил святой Иоанн Кронштадтский в 1882 году. Заведение представляло собой целый город плюс загородный дом и огороды. В Доме трудолюбия праведного Иоанна Кронштадтского размещались и различные мастерские, и народная столовая, и амбулатория, и ночлежный приют, и приют для детей, и дневной приют для детей – всего более 20 учреждений!
На фото: слева – Кетеван Геленидзе – директор «Каритас» – Саратов ; справа – Марина Елисеевна Боброва – социальный работник здравпункта для бездомных на Курском вокзале, консультант движения «Курский вокзал. Бездомные дети»
Делает сообщение сотрудник комиссии по церковной социальной деятельности, отвечающая за помощь освобождающимся из мест лишения свободы, Наталья Николаевна Кузнецова (младшая)
В советское время все это было разрушено, считалось, что в новом обществе класса нищих и бродяг не стало, государство гарантировало всем советским людям бесплатное жилье. Однако бездомными становились – например, люди, осужденные более, чем на полгода заключения. С бродягами боролись довольно сурово – в Уголовном Кодексе были статьи за тунеядство, попрошайничество. Особенно со времен Хрущева широко распространяется «борьба с тунеядством», бездомных отлавливали и принудительно отправляли работать в сельскую местность, где до конца 70-х годов людям не выдавался паспорт, что ограничивало их перемещение. Тогда-то, в 60-70-е годы и появилась пресловутая аббревиатура «БОМЖ». После Перестройки количество бездомных людей увеличилось и продолжает увеличиваться, по массе причин. Участникам семинара было предложено подумать, какие из вышеупомянутых мер можно было бы применить сейчас – в чистом виде, или видоизменив.
Предложений было много – от летнего палаточного городка до строительства жилищных кооперативов силами бездомных людей. Также заслуживают внимания такие варианты, как общественные работы с предоставлением жилья, организация колхозов для бездомных в сельской местности, создание бригад или трудовых отрядов (по типу артелей) по разным специальностям с проживанием. Все присутствующие согласились, что Дома трудолюбия (не принудительные) по типу кронштадтского до сих пор актуальны. Также предлагалось использовать заброшенные дома в городах и селах – ремонтировать их силами бездомных бригад для дальнейшего проживания. Конечно, нужны ночлежные дома, реабцентры – для разных категорий бездомных, нужно профобучение, тестирование на профессиональные способности.
Идей было много – от летнего палаточного городка до строительства жилищных кооперативов силами бездомных людей
На фото: слева – Барановский Сергей – «Помощник и Покровитель»; справа – Андрей Пентюхов – Департамент соцзащиты, Москва
Европейская модель
Участникам семинара было предложено ознакомиться и с европейским опытом в решении проблемы жилья для бездомных.
Руководитель проекта «Служба помощи бездомным Каритас» Марина Феликсовна Перминова рассказала об опыте католических организаций «Каритас» и «Эммаус» во Франции
Руководитель проекта «Служба помощи бездомным Каритас» Марина Перминова рассказала об опыте католических организаций «Каритас» и «Эммаус» во Франции. Прежде всего надо отметить, что на Западе бездомные приняты в общество, они не подвергаются таким гонениям, как в России. «Каритас» возник в 1950 году, организацией оказывается самая разная помощь бездомным – есть и дневные центры, и уличные патрули, более серьезное социальное сопровождение для бездомных, готовых ее принять. Практически сразу после возникновения, с 1951 до 1955 года «Каритас» проводил кампании за предоставление жилья бездомным. В Европе практикуется возведение социального жилья для малоимущих, государство субсидирует бездомных на съем этого недорого жилья. Во Франции, например, есть Закон о праве на жилье – на местах обязаны резервировать какое-то количество мест для приема бездомных. «Каритас» имеет опыт поселения бездомных в кемпинги, состоящие из трейлеров – для людей, долго живших на улице. Для тех, кто уже готов жить более самостоятельно, практикуется (совместно с государством) аренда гостиничных номеров и небольших однокомнатных квартир. За съем треть суммы платит государство, треть «Каритас», а треть – сам бездомный. Существует также практика дарения домов. Через людей происходит поиск пустующих помещений, затем по согласованию с государством эти помещения оборудуются под нужды бездомных.
На фото: слева – Наталья Николаевна Кузнецова (старшая) – руководитель группы помощи бездомным Комиссии по церковной социальной деятельности ; справа – Максим Егоров – Петербург – «Ночлежка»
Основателем движения «Эммаус» стал в 1954 году аббат Пьер (Груэс). Когда особенно холодной зимой 1953-54 года в Париже насмерть замерзла бездомная женщина с ребенком, он обратился к французам с призывом помочь замерзающим бездомным. Тогда были организованы палаточные лагеря для обогрева бездомных из пригородов Парижа. Сегодня «Эммаус» насчитывает 48 филиалов, где предоставляют краткосрочный и длительный приют неимущим, а также обеспечивают бездомных едой и медицинской помощью. Сейчас организацией создано много общин бездомных, которые существуют на самоокупаемости.
Каламаева Ирина Ивановна, директор государственной (муниципальной) социальной гостиницы Петрозаводска «Преодоление» |
Присутствующие добавили, что в некоторых странах Европы есть и такие заведения, как «мокрые гостиницы» – в зимнее время туда свозят всех подряд лежащих на улицах пьяных бездомных, чтобы они не замерзли. Когда человек придет в себя, он может перейти в «сухую гостиницу», помыться, привести себя в порядок, начать социализироваться. Посетителям предоставляется бесплатный интернет – для поиска родных и общения с ними (для бездомных иммигрантов), для поиска работы.
Также за границей имеет место довольно мощное жилищное движение, а также практикуется так называемое сквоттерство – самовольный коллективный захват пустующих квартир, зданий, офисов муниципальных и иных компаний. История этого явления в Англии насчитывает уже 600 лет, иногда сквоттерам удается закрепить за собой захваченное жилье, договорившись с местным муниципалитетом.
Участникам семинара очень понравились идеи самоокупаемых трудовых общин, но только для них необходимо ввести налоговые льготы, а также идея «мокрых гостиниц». Очень полезным является также опыт «Каритаса» по оказанию психиатрической помощи. Поступили предложения об устройстве ночлежек типа «хостелов» (недорогие гостиницы типа общежитий, предоставляющие жилье на короткий срок), о создании брачного агентства для бездомных, субсидировании жилья для бедных, оборудовании легальных железнодорожных вагонов для ночлега (пока есть практика нелегального ночлега в вагонах, стоящих в тупиках, по 100 рублей за ночь), но вот опыт открытия зимой по ночам метро для бездомных вряд ли осуществим у нас, ведь и по ночам в московском метро не прекращаются технические, уборочные и дезинфекционные работы.
Добиться результатов, близких к западному стандарту удалось в Санкт-Петербурге – например, в РБОО «Ночлежка» практикуется альтернативная регистрация – по адресу дневного центра для бездомных. По этой регистрации страховая компания оплачивает лечение бездомных. Это напоминает систему во Франции, где достаточно иметь не прописку, а почтовый адрес.
В Санкт-Петербурге – например, в РБОО «Ночлежка» практикуется альтернативная регистрация – по адресу дневного центра для бездомных.
Проекты
У многих присутствовавших было что предложить для обсуждения по главнейшей проблеме сезона – как недопустить массовых смертей от обморожения. Питерский опыт организации пунктов обогрева в армейских палатках уже не раз обсуждался, и признан не самой лучшей по санитарно-гигиеническим соображениям, хотя, наверно, ночевать в палатке лучше, чем остаться на морозе.
Как некий гибрид между палаткой и «мокрой гостиницей» можно использовать строительные вагончики, которые размещаются в промзоне, за городом (но как туда и оттуда добираться?), на территории ЦСА, или даже – на территории церквей или монастырей. Недорогой и мобильный вариант – уже испытанный ночной автобус.
Как что-то более долгосрочное – можно попытаться разместить людей в помещениях или вагончиках подальше пригорода, но тогда нужно обеспечить людей работой в этой местности.
Понять бездомного
Как отмечали на семинаре, отношение общества к бездомным – большая проблема. Часто можно услышать, что они «сами виноваты, преступники, лентяи, алкаши» и т.п. Необходимо больше рассказывать обществу о разных судьбах людей, оказавшихся на улице, проводить выставки творчества бездомных (этим занимается, в том числе, «Каритас»), больше рассказывать о самих добровольцах, чтобы они не выглядели в глазах социума городскими сумасшедшими.
Но и самим добровольцам и соцработникам важно понимать бездомных людей, их психологию. Большинство бездомных – мужчины со своим сложившимся мировоззрением, с которым необходимо считаться. Им трудно навязать решение, но нужно создать условия, чтобы человек принимал решения, которые изменят его жизнь. Необходимо также понимать, что ряд неудач, жизненных катастроф может вызвать феномен «зависания», из которого человек не может иногда выйти годами. Поэтому работа с бездомными всегда будет индивидуальной, общие схемы, в том числе и в предоставлении жилья, подойдут не всем.
Григорий Шацкий читает свои стихи |
В конце доброволец «Каритаса», поэт и музыкант Григорий Шацкий, прочитал собравшимся свои стихи и спел несколько песен. Вот одно из его стихотворений:
«Небом живы»
Называть людей бомжами
Стыдно, братцы, некрасиво.
Их ведь матери рожали
И любили очень сильно.
Вот смеетесь вы над ними,
А им даже плакать негде.
Им уже не быть с родными,
Их везде давно отвергли.
Крикну – и пусть мир услышит:
– Не бомжи вы, небом живы.
Ваше сердце волей дышит,
А пред Богом все красивы.
Москва, апрель 2009 г.
Совместная акция консультирование на вокзале – После окончания семинара, Ирина Каламаева поехала на Павелецкий вокзал с участниками ПНД «Курский вокзал. Бездомные дети», поискать бездомных из Карелии. Таких там не обнаружилось, и она кратко проконсультировала нескольких бездомных, которые к ней обратились
Анна Федотова, волонтер Православного народного движения
«Курский вокзал. Бездомные дети»
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.