Больничные священники обсудили насущные вопросы

В одной подмосковной части 20 солдат перепутали цистерны со спиртом и отравились. Все без сознания были доставлены в реанимацию. Родственникам сообщили, что можно их пособоровать. 5 семей изъявили желание. Хотя таинство было совершено не полностью (после третьего помазания отца Валериана попросили покинуть реанимацию), Господь явил чудо – только эти пятеро солдат выжили

12 февраля в Комиссии по церковной социальной деятельности состоялось собрание больничных священников.

Председатель Комиссии протоиерей Аркадий Шатов напомнил о соглашении между Московской епархией и Департаментом здравоохранения города Москвы, позволяющем священникам посещать больницы, открывать там храмы и молельные комнаты, исповедовать и причащать пациентов. В том числе и в реанимационных отделениях по просьбе больных или их родственников. Это подтверждено в письме из Департамента здравоохранения, подписанном первым заместителем руководителя Департамента Сергеем Поляковым.
Но до сих пор сегодня из 50 московских больниц 10 вообще не окормляются и только за 22 закреплен конкретный священник. 18 больниц окормляются стихийно, то есть только тогда, когда родственники больного приходят в ближайший храм и просят священника прийти.


Клирик храма благоверного царевича Димитрия священник Иоанн Емельянов продемонстрировал требный чемоданчик, содержащий все необходимое для совершения треб и причащения больных в условиях лечебного учреждения, а затем рассказал о своей практике причащения больных в коматозном состоянии.


Требный чемоданчик

Он причащает их только Кровью и лишь в тех случаях, когда родственники свидетельствуют, что больной незадолго до этого исповедовался и причащался. Настоятель храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке священник Алексий Пшеничников, окормляющий московский хоспис № 8, категорически не согласился с такой практикой. Он сказал, что причащение находящихся в коме запрещено церковными правилами. На категоричное утверждение отца Алексия, что такая практика неправильна, протоиерей Аркадий Шатов ответил, что есть еще одно правило – любовь должна быть чуть выше правил.

Еще больший интерес вызвал вопрос о соборовании человека в бессознательном состоянии по просьбе родственников. Настоятель храма святителя Алексия, Митрополита Московского при больнице святителя Алексия священник Александр Доколин рассказал, что в ноябре 2005 года он опрашивал о таинстве соборования четырех опытных духовников: протоиереев Георгия Бреева, Валериана Кречетова, Александра Куликова и Владимира Воробьева. Отец Валериан Кречетов считает, что по просьбе родственников, по их вере можно соборовать больного в бессознательном состоянии. Отец Александр пересказал историю, рассказанную ему отцом Валерианом. В одной подмосковной части 20 солдат перепутали цистерны со спиртом и отравились. Все без сознания были доставлены в реанимацию. Родственникам сообщили, что можно их пособоровать. 5 семей изъявили желание. Хотя таинство было совершено не полностью (после третьего помазания отца Валериана попросили покинуть реанимацию), Господь явил чудо – только эти пятеро солдат выжили. Но отец Александр подчеркнул, что отец Валериан ревностно молился за них. Все опрошенные им московские духовники убеждены, что священник должен не просто формально совершать таинство соборования, но участвовать в нем своими усердными молитвами.

По молитвам священника чудо может произойти и тогда, когда в соборовании откажут. О таком чуде рассказал клирик храма Спаса Нерукотворного в Гиреево, священник Алексий Батаногов. Однажды ночью ему позвонила молодая прихожанка и со слезами просила прийти в реанимацию пособоровать ее маму, которая находилась в коме. На вопрос, верующая ли у нее мама, ответила, что она была в детстве крещена, но всегда только ругала Церковь. И всю жизнь много пила, а в тот момент умирала от цирроза печени. Когда отец Алексий пришел в реанимацию, женщина была без сознания, и врачи сказали, что она не доживет до утра. Зная ее отношение к Церкви, он не решился совершить соборование, но дерзновенно помазал умирающую елеем и помолился за нее. На следующий день дочь позвонила ему и сказала, что сама мама просит прийти ее исповедовать и причастить. «В реанимацию?» – спросил изумленный священник. «Нет, ее уже перевели в другое отделение», – ответила дочь. Он в тот же день исповедовал и причастил ее. Женщина прожила еще год, за это время 10 раз исповедовалась и причастилась.

Каждое воскресенье после литургии на собрание добровольцев приходит в среднем 10 новичков. Многие добровольцы охотно работают в больницах, ухаживают за пациентами травматологического и других тяжелых отделений. Отец Аркадий Шатов убежден, что добровольческое движение в России в любом случае будет развиваться. Вопрос только в том, сможет ли его возглавить Церковь. Ведь православное добровольческое движение – проповедь не словом, но добрыми делами. Отец Аркадий сказал, что хорошо было бы создавать добровольческие группы при каждой больнице.

Соб. инф.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?