Благотворительность в чрезвычайной ситуации

Очень важно знать своих партнеров заранее, еще до возникновения ЧС, и строить отношения с ними так, чтобы работать на равных. Только тогда обеспечивается эффективное взаимодействие

«Очень важно знать своих партнеров заранее, еще до возникновения ЧС, и строить отношения с ними таким образом, чтобы вместе мы смогли работать на равных. Только тогда обеспечивается эффективное взаимодействие». Это замечание американского майора из Армии Спасения было как никогда кстати. К сожалению, как показывает недавнее обсуждение опыта тушения лесных пожаров, правильно взаимодействовать друг с другом в ситуации бедствия участникам ликвидации мешают нескоординированность и непонимание роли друг друга.

30 ноября в Москве по инициативе рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию, агентства социальной информации и РИА «Новости», прошел форум «Благотворительность в чрезвычайной ситуации: итоги и уроки». Главной темой форума по понятным причинам стал опыт борьбы с пожарами. Этим летом мы осознали наличие множества проблем, связанных, прежде всего, с координацией всех сил, участвующих в ликвидации бедствия. Это и проблемы доверия друг другу участников ликвидации ЧС, и проблемы сбора и передачи информации, и проблемы общей координации действий.

Новые силы – волонтеры и так называемые НКО (Некоммерческие организации), выступившие на арену действий борьбы со страшным бедствием, постигшим нашу страну, обозначили несостоятельность многих связей государственных структур, призванных выступать в роли координаторов работы сил по ликвидации ЧС. Не секрет, что роль добровольцев, волонтеров и НКО была огромна. Но передача информации, связь между ними, СМИ и государственными организациями была не выстроена. Государство не доверяло им, СМИ, не получая вовремя достоверной информации, обвиняли государственные структуры и структуры МЧС в информационной блокаде. Объективная, вызывающая доверие и постоянно обновляющаяся информация о потребностях в зоне ЧС, к сожалению, была доступна только в Интернет-ресурсах, в блогах. Особенно сложно было организовать связь между государственными ведомствами и волонтерами. Не оказалось никого, кто бы смог координировать работу волонтеров. В результате, волонтеры и НКО зачастую предпочитали самостоятельно построить «параллельную систему помощи», не соприкасающуюся с официальной (государственной).

Задача форума – дать ответ на вопрос, почему возникли эти проблемы? Участники попытались найти инструменты для их решения. Независимо от результатов работы форума, для всех заинтересованных людей и организаций было ясно, что ликвидировать или даже предупредить чрезвычайную ситуацию можно только «всем миром».

На пленарном заседании особо отмечалась работа Церкви, в частности Синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Подписанный по итогам совместной работы договор о сотрудничестве между РПЦ и МЧС – один из немногих положительных примеров состоявшегося взаимодействия. В рамках этого соглашения на базе МЧС организовали курс обучения для священнослужителей и сестер милосердия. Первый выпуск этого курса состоялся на прошлой неделе. Планируется организовать такие курсы по всей стране.

Предложений и рекомендации по формированию механизмов взаимодействия в ходе профилактики чрезвычайной ситуации, во время чрезвычайной ситуации, а также в ходе ликвидации ее последствий, основанные на анализе опыта и идей международных и российских организаций, участников благотворительной и добровольческой деятельности было много. Например, прозвучала идея создания единого «информационного центра» для волонтеров и НКО. По опыту пяти регионов нашей страны, где этим летом были пожары, главный научный сотрудник института Социологии РАН А.Е. Чирикова составила предложения по правильному распределению человеческих ресурсов в зоне ЧС, (Резервные ресурсы есть, но их трудно включать в работу, и они не подготовлены. Надо подготавливать добровольцев для конкретной деятельности. Например, тех, кто будет только тушить пожар, или тех, кто будет заниматься только распределением гуманитарной помощи). Также, исследовав каналы привлечения добровольцев (Интернет, телефоны, СМИ), она выявила крайнюю неповоротливость СМИ в этом вопросе. Ее рекомендации для эффективной работы волонтеров: приехавший на помощь в зону ЧС волонтер должен сразу понять, кто распределяет работу; у волонтеров должна быть правовая защищенность их статуса; работу волонтеров должны поддержать все региональные власти.

В форуме приняли участие и международные эксперты из США, Великобритании, Польши и др. Очень интересен опыт коллег из США. Джорж Поларер, майор, заместитель директора Армии Спасения и Кортни Огилви, начальник штаба службы по ЧС американского красного креста, представили презентацию, в которой рассказали о системе работы волонтеров США и всех взаимодействующих секций в чрезвычайной ситуации. Дело в том, что в США только 1% населения занимается обеспечением безопасности при ЧС. Помощь добровольцев используется очень активно. Самыми интересными стали рекомендации по выбору партнера для взаимодействия. Все участники ликвидации ЧС, так или иначе, являются друг другу партнерами. Однако очень важно знать своих партнеров заранее, еще до возникновения ЧС, и строить отношения с ними таким образом, чтобы работать на равных. Только тогда обеспечивается эффективное взаимодействие. Это замечание очень к месту в сложившийся ситуации «перетягивания» значимости своей роли между участниками ликвидации ЧС в России.

Ирина СЕЧИНА

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.