Недавно на заседании при полномочном представителе президента в Центральном федеральном округе белгородский губернатор Евгений Савченко предложил идею создания отдельных городков для московских пенсионеров. Мэр Столицы, Сергей Собянин, эту идею поддержал и предложил «поработать» над соответствующими проектами. Учитывая политическую репутацию нового мэра, можно не сомневаться – работа над этим проектом начнется. Но как может быть реализована эта идея, и во что это выльется для наших пенсионеров?
Необходимость переселять людей пенсионного возраста в «резервации» выглядит вполне логично. Москва перегружена людьми. Только официально в столице проживает более 10 миллионов человек. Из них больше 20% – люди пенсионного возраста, и этот процент растет. Так как Москва – это город, где работают и зарабатывают деньги, вполне резонен подход, при котором и жить здесь должны только те, кто работает и зарабатывает деньги. Пенсионеры никак не вписываются в такую схему. И это не цинизм, а мировая норма. Например, в Америке пожилой человек на пенсии не станет жить в центре Нью-Йорка просто потому, что ему там нечего делать. Огромный загрязненный выхлопами мегаполис, где все куда-то бегут. Он, наоборот, постарается уехать подальше от шума и гама и поселиться ближе к природе. Наиболее крупный город для пенсионеров, The Villages, находится в штате Флорида. Там проживает около 70 тысяч пожилых людей, к услугам которых все, что необходимо ежедневно. Это магазины, медицинские центры, спортивные учреждения, организации досуга, клубы по интересам, кинотеатры и многое другое. Таких поселков в Соединенных штатах очень много, так же они распространены в Канаде и Англии. Жизнь там мало чем отличается от жизни в мегаполисе по удобствам и ежедневному комфорту. Разве что соседи – тоже пенсионеры и тоже…купили себе жилплощадь в городке. Пожалуй, это ключевой момент в пока нематериализованной идее наших губернаторов. Западные пенсионеры заплатили за то, чтобы жить в нужных им условиях. Наши пенсионеры в большинстве случаев такой возможности не имеют. «В Америке общепринята практика, при которой люди всю жизнь копят себе на старость, – рассказывает Николай Кобляков, президент компании Senior Group, занимающейся патронажем пожилых людей в России и Европе. – Когда наступает пенсионный возраст, они покупают себе дом в таком поселке и счастливо живут с соседями, такими же успешными и счастливыми пожилыми людьми. Они вместе гуляют, ходят в гости и даже путешествуют».
Очевидно, что реализовываться проект может или на казенные деньги или на деньги пенсионеров. Так, профессор Вячеслав Крутько, Генеральный директор Национального геронтологического центра считает, что финансов в России достаточно для реализации такого масштабного проекта. «Это действительно хорошая идея и благодатная почва для вкладывания денег», – комментирует эксперт. Но в ключе последних событий, когда было принято решение экономить государственные деньги на пособиях по беременности и уходу за ребенком , совершенно очевидно, что средств на это – нет. Разве что найдутся богатые меценаты, готовые финансировать проект. Ну а если говорить о строительстве поселков на деньги московских пенсионеров, то нечего и думать об этом. В подавляющем большинстве случаев все, что есть у пенсионеров – это московская квартира, которой они знают цену. А если не знают они, то знают их дети и внуки. Кроме того, если пенсионеры будут уезжать из Москвы, они вполне логично лишатся своих пенсий и надбавок, которые здесь выше, чем где бы то ни было в России.
Но даже если предположить, что пенсионеры будут в состоянии приобрести загородную недвижимость в поселке по льготным ценам, или же ее приобретут для них дети, встает еще один немаловажный вопрос. Захотят ли они покидать «насиженное» место? «Переезд людей, всю жизнь проживших в крупном городе, в хорошо знакомых им районах, где они много лет ходят в одни и те же привычные им магазины, поликлиники и больницы, не очень гуманен, – считает Наталья Бланкова, маркетолог компании «Пересвет-Инвест» . «В России и Западной Европе психология людей такова, что им очень сложно покидать место, к которому они привыкли, – комментирует Николай Кобляков. – Это в Америке семьи по нескольку раз переезжают из штата в штат. Там такой стиль жизни. Это связано с очень многими особенностями жизни в Штатах, которых у нас нет. У нас слишком сильна привязка к родному гнезду». Эксперт считает, что жизнеспособным может быть только вариант, при котором люди, переезжающие работать в столицу из других городов России, будут перевозить своих пожилых родственников поближе к себе. «Если строить поселки для пенсионеров в экологически благополучных районах Подмосковья и продавать по рыночной цене, очень многие захотят поселить там своих мам, пап, бабушек и дедушек. Я бы тоже так сделал, если поселок соответствовал бы необходимым нормам».
Если говорить о нормах, то городки для пенсионеров должны быть тщательнейшим образом продуманы с точки зрения инфраструктуры. Это, прежде всего, медицинское обслуживание. Очевидно, что для многих пенсионеров препятствием к переселению будет отсутствие поликлиник и близлежащих больниц. «Именно эта категория граждан нуждается в медицинской помощи чаще всего, – считает Вячеслав Крутько. – Если в поселках медобслуживание будет на уровне, или хотя бы на уровне московского – они будут востребованы».
Вторым после медицинского идет экологический аспект. По словам Крутько, пенсионеры очень страдают в загазованном городе. А стимулом к переезду из пыльной столицы может быть именно экологическая безопасность района, в котором находится поселок. Также эксперт считает, что для жителей таких городков должна быть организована интеллектуальная деятельность. «Люди должны чувствовать себя включенными в жизнь, в информационное пространство. Многие наши беды именно из-за того, что человек не чувствует себя востребованным. Пенсионерам была бы полезна какая-то несложная работа или подработка, все это должно быть учтено и продумано». Так же, считает Крутько, в поселках необходим доступ к сети Интернет и организация курсов для тех, кто не умеет пользоваться компьютером.
Если говорить о моральном аспекте переселения пожилых людей за МКАД, то единого мнения здесь нет и быть не может. Кто-то воспринимает идею так, как будто пенсионеров хотят сбросить, как балласт. Кто-то считает, что такие поселки обязательно должны быть. «Многие престарелые люди одиноки, у них нет родственников, они маломобильны, им нужен постоянный уход социальных работников. Такие люди могли бы стать потенциальными жителями поселков, – комментирует Валерий Гартунг, депутат Государственной думы. – А в остальных случаях в переселении нет необходимости. Пенсионеры – такие же люди, как и все остальные. Они не должны жить за городом, в резервации. Нужно организовывать дома престарелых, вписанные в городскую структуру. Так происходит в Германии. Там в любом городе есть здания, где помещаются дома престарелых. Они практически не отличаются от соседних». Кроме того, пенсионеры не так уж сильно перегружают город, считает эксперт. «Они не работают, иногда ходят в магазин, поликлинику, изредка – в театр. Да и то не все. Многие вообще сидят целыми днями дома. – рассказывает Гартунг. – Чтобы разгрузить город, нужно всерьез заниматься транспортной проблемой, а не отселять пенсионеров». С ним согласна Наталья Бланкова: «Конечно, Москва перенаселена, но мне кажется, что не стоит решать эту проблему за счет коренных жителей столицы». Кроме того, проблема перегруженности города может быть решена, если притормозить приток в столицу новых людей пенсионного возраста. А они приезжают, – их везут с собой молодые жители других российских городов, которые приехали в Москву работать».
Вячеслав Крутько считает, что грамотно реализованный, такой проект необходим. «В больших городах пенсионеры мало общаются, не ходят в гости. От этого во многом все их болячки. Они живут не в том ритме, который им нужен. Подобные городки дали бы пожилым людям возможность завести друзей, общаться. А если все это будет на природе и свежем воздухе – я всеми руками «за».
Диана РОМАНОВСКАЯ