Беженцы в кадре: что чувствует фотограф, снимая чужую боль?

Фотограф Сергей Пономарев прошел с мигрантами, бегущими из Азии в Европу, путь от Греции до Австрии. С фоторассказом об этом он победил на World Press Photo – 2016, и получил Пулитцеровскую премию

Сергей Пономарев рассказал нашему корреспонденту Наталье Волковой об идеальном кадре и о том, зачем фотожурналист снимает чужое страдание.

 

– Что чувствует человек, который фотографирует чужую боль?

– Это осознанный жизненный выбор. Фотожурналист служит проводником между страдающими людьми и теми, кто находится в относительно спокойной обстановке. Мы как раз и попадаем туда, где люди испытывают боль и страх, чтобы показать всему остальному миру, что происходит за дверями их уютных квартир.

– Хочется накормить голодного, согреть холодного, помочь страдающему?

– Ситуации бывают совершенно разные. Часто фотожурналисты не первые прибывают на место трагедии. Там уже есть и врачи, и спасатели – это их непосредственная обязанность: спасать и помогать. При этом их работа осталась бы незамеченной без присутствия СМИ. Мы, журналисты, когда оказываемся в горячих точках, тоже стараемся помогать по мере своих сил. Но это не отменяет того, что мы должны выполнять своей профессиональный долг.

– Что бы вы никогда не стали фотографировать?

– Бывают разные ситуации, каждая – уникальная. Все зависит от того, делаю ли я фотодокумент или у меня есть возможность предотвратить преступление. Сделать документ преступления гораздо важнее, чем ничего не сделать. Нет четкого правила и ответа на этот вопрос. Все сводится к личному выбору – как фотограф решил действовать в определенный момент.

– После взрыва самолета в Египте разразился медиа-скандал: часть наблюдающих за трагедии стали укорять СМИ за то, что они снимали родственников погибших и показывали слезы людей, потерявших близких. Как вы думаете, подобные вещи этичны?

– Не считаю, что в таких случаях должен быть какой-то запрет на работу. Ссылаться на этику и пользоваться словосочетанием «жареные факты» беспочвенно. Фотографы снимали последствия трагедии, случившейся в Египте. И снимали родственников, которым, возможно, самим хотелось что-то сказать. Бывают случаи, когда сами фотожурналисты начинают толкаться ради какого-то удачного кадра, это вызывает недоумение. Но я не считаю, что их работа неэтична, если они снимают родственников жертв трагедий.

Мигранты бредут мимо храма, сопровождаемые словенской полицией . Их провожают в лагерь рядом с Добовой, Словения. 22 октября 2015 года

– Каков для вас идеальный кадр?

– Правдивый. Снимок должен отвечать на три вопроса: что происходит, где и когда? Все зависит от контекста, конечно. Но если изображение без слов может все всем объяснить, его можно назвать идеальным кадром.

Сергей Пономарев – независимый фотограф. До того, как стать фрилансером в 2012 году, Сергей работал на Associated Press (с 2003 года).

Сергей стал известен за работы, отражающие российскую повседневность. Также он снимает события по всему миру – в Ливии, Японии, Сирии, в Европе, на Дальнем Востоке и в других странах, о которых можно сказать – «горячая точка планеты».

Сергей Пономарев неоднократно становился призером международных и российских фотоконкурсов. В 2015 году он занял третье место в номинации «Новости» World Press Photo за фотографию «Конфликт в секторе Газа».

В 2016 – получил на World Press Photo первый приз в номинации «События» за серию снимков о беженцах в Греции, а также Пулитцеровскую премию в категории «Оперативная фотоинформация».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?