Бездомный баскетболист: в поисках драгоценного камня

35-летний баскетболист, юрист и тренер по образованию, Костя Куликовский практически потерял зрение. До этого он потерял работу и дом. Несколько месяцев мы следили за бездомным мастером спорта и за тем, как менялась его судьба

35-летний баскетболист, юрист и тренер по образованию, Костя Куликовский практически потерял зрение. До этого он потерял работу и дом. Несколько лет Костя прожил на улице и когда попал в поле зрения нашей «Службы помощи бездомным в московских больницах» был в очень плохом состоянии. С начала марта мы следили за бездомным мастером спорта и за тем, как менялась его судьба.

Константин Куликовский, бездомный. Это как драгоценные камни. Когда человек попал на необитаемый остров, там очень много драгоценных камней и он знает, что в них нет пользы, но он все равно их собирает в надежде на то, что когда-нибудь, когда-нибудь он все-таки выберется с этого острова и будет очень богат, потому что он все время собирал эти камни.

Автор. С Костей я познакомилась зимой. Он был очень слаб, практически не мог ходить, поэтому первая наша беседа состоялась в машине. Несмотря на то, что Косте с трудом давался каждый вздох и каждое слово, он мужественно отвечал на все мои вопросы. Я узнала, что Костя – бездомный, приехал из Молдовы в Москву, что здесь его ждал отец, и что раньше он играл в баскетбольной команде.

Костя. Команда называлась «Флари», что в переводе на русский язык с молдавского означает «Цветы». Я проиграл за эту команду больше 10 лет, имею 11 медалей, из них 9 золотых, мастер спорта международного класса получал там же, в этой же команде. Участвовал также в чемпионате Украины, сначала в 1-ой лиге, потом в высшей лиге, потом в суперлиге, там идет по ступенькам. Для того, чтобы попасть в другую лигу, нужно занять 1 или 2 место. Все очень просто.

Автор. В этот день я больше решила ни о чем Костю не спрашивать. Не хотелось добавлять душевных травм к имеющимся физическим – вследствие жизни на улице у Кости появились тяжелые нарушения работы печени и остальных внутренних органов. Следующая встреча произошла весной, в центре социальной адаптации, куда перевезли его работники службы «Милосердие», потому что он больше не мог находиться в том где, где его приютили. Так как на территории центра съемка запрещена – мы забрали Костю и поехали, куда глаза глядят. В отличие от прошлого раза, Костя даже самостоятельно смог дойти до места съемки.

Костя. Травма произошла на тренировке, как это ни смешно звучит, буквально за 3 минуты до окончания ее. У меня был перелом ноги, перелом лодыжки, мне наложили гипс, месяц я провел дома, грубо говоря, в гипсе, ну а потом, гипс сняли, ну грубо говоря, даже негрубо говоря, а честно говоря, мне никто не снимал его, я никуда не ездил, никуда не ходил – я просто снял его сам. Почувствовал, что нога больше чем работает, и через день, как только я ее снял, я уже играл за свой медицинский лицей, на соревнованиях по городу. Было первенство города. И я играл, да. Две или три пары носков, я сейчас врать не буду – не помню, очень сильно затянутый кроссовок и я играл – ни бегал, врать не буду – ходил. Но этого вполне хватило для того, чтобы мы заняли 1 место и пошли дальше.

Потом я просто сам ушел из спорта – и все. Просто ушел и как-то потом начали теряться навыки, а потом я приехал сюда – в Россию. А здесь, в России, я не сыграл ни одной игры. И мяч, я может быть, за все это время, после того, как закончил заниматься баскетболом, я трогал 2 или 3 раза, и то, на улице, на детской площадке. А так все. Просто я понял, что спорт для меня в этой жизни закончился.

Я жил с любимой женщиной, да, гражданским браком. Сначала я как-то не решался сделать ей предложение, потом, грубо говоря, у нас не было денег для того, чтобы я сделал это предложение, нет, не потому что сыграть свадьбу или что-нибудь такое, я просто понимал, что я пока не готов, а может быть, никогда не буду готов к тому, чтобы у меня была семья. Если я не могу обеспечить любимого человека, то я представляю себе, если были бы дети и все дальше как положено в нормальной логической семье, я просто, скажем, ушел от ответственности, просто ушел. Как трус сбежал. И все.

Автор. Я постаралась перевести тему на что-нибудь менее болезненное, хотя уже сейчас стало понятно, что за высоким ростом, хорошим образованием и доброжелательностью находится очень ранимая душа, иногда не способная перенести тех ударов, которые наносит жизнь. Спортсмены очень выносливые люди, чаще всего они идут до конца, нацелены на результат. В команде есть определенная стратегия, тактика, правила, по которым идет игра. В жизни же и в любви нет никаких правил и часто неудачи в личной жизни выбивают из колеи даже сильных и уверенных в себе людей. Сейчас Костя находится в 53-й городской больнице. Весной у него начались серьезные осложнения со зрением – катаракта распространилась на второй глаз и он, практически, ослеп. Поэтому планов на будущее у Кости нет, несмотря на огромное желание вернуться к нормальной жизни. Но самое главное, что он не теряет надежды на то, что когда-нибудь найдет именно свой драгоценный камень.

Костя. Планов на будущее, я скажу сразу, у меня нету, я объясню почему, я просто боюсь их строить. Дело в том, что сейчас я жду, когда у меня разберутся с моим здоровьем, а потом в дальнейшем я по возвращении обратно в то место, откуда меня привезли сюда, я просто буду разговаривать и со всеми другими людьми и буду думать, что делать дальше. Единственная боязнь – то, что я боюсь ослепнуть полностью, полностью ослепнуть, это первая боязнь, а вторая боязнь – она является следствием первой, я боюсь, что останусь один. Просто один, вот и все. Нет, и даже мысли о том, что мне некуда будет пойти, нечего будет есть, мне негде будет спать, она меня не пугает, я боюсь прежде всего одиночества, как самого факта.

Что значит для меня драгоценные камни? Т.е. в моем понимании то, о чем я только что рассказал? Ну, в моем понимании – это прежде всего друзья. Семьи, к сожалению, я имею ввиду своей, я не имею ввиду папу, маму, сестру, ее родственников, свою семью я в этой жизни так и не создал, т.е. я никогда в жизни не был женат, у меня никогда не было детей, поэтому для меня может быть, в моем багаже отсутствует камень понятия любви, любви жены, как бы сказать, а тем более камня любви моего, именно моего ребенка ко мне, он просто отсутствует в этом багаже, его просто нет.

Я думаю, что каждый человек, когда-нибудь найдет тот камень, который ему действительно необходим, пускай он будет не таким большим, не таким ярким, не будет переливаться в таких прямо красивых гранях, блестках, пускай он будет маленький, пускай он будет даже немножечко мутненьким, желтеньким, не имеет значения, какого он цвета, абсолютно, но главное, чтобы он был твой, и ты знал об этом, что он твой. Это лучше чем иметь чей-то чужой камень, гордиться им, показывать, всем его рекламировать, но в то же самое время в глубине души… Пускай где-то глубоко спрятать мысль, что это все-таки не твой камень.

Служба помощи бездомным является проектом Православной службы помощи «Милосердие». Поддержать его вы можете, став Другом милосердия.

Ролик создан на средства гранта «Православная инициатива 2013-2014».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?