На вопросы людей, страдающих болезнью двигательного нейрона, ответил епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон в формате вебинара, который прошел 13 декабря

Является ли грехом отказ от лечения? Какое значение имеет телесное здоровье человека с точки зрения вечного предназначения? Как справиться с искушением бежать к любой гадалке-знахарке, лишь бы исцелиться от болезни, неподвластной современной медицине? На эти и другие вопросы людей, страдающих болезнью двигательного нейрона/боковым амиотрофическим склерозом, ответил епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон в формате вебинара, который прошел 13 декабря. Во встрече через интернет приняли участие 11 слушателей, несколько родственников таких больных пришли в Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Владыка Пантелеимон начал встречу с объяснения смысла страдания, с того, как и почему оно появилось на земле, как его пережить и не впасть в отчаяние и уныние.

Ссылки:

БАС помощь страдающим от этого заболевания
Боковой амиотрофический склероз. Новости, комментарии врачей, результаты исследований
Много информации о болезни двигательного нейрона

Бог не создавал страдание, оно появилось, когда первые люди закрыли себя от Бога, отвернулись от Источника жизни и радости. «Но почему страдаю я? Я же не отворачивался от Бога. Почему болеют маленькие дети?» — такие вопросы часто возникают у людей. «У Церкви есть ответ на этот вопрос. Этот ответ понятен для разума, но все-таки не совсем понятен для страдающего сердца. Но ответ надо знать», — отметил епископ Пантелеимон.

Во всех людях единая человеческая природа, поэтому в той или иной степени то, что переживает один человек, отзывается в других. Грех первых людей стал наследственной болезнью, которая передается человеку при рождении. Если бы наша природа была создана иначе, тогда Господь не смог бы спасти всех нас, очистить человеческую природу от греха, однажды умерев на Кресте.

Когда человек узнает Бога, он понимает, что создан таким, какой есть, чтобы на своем месте достичь максимального совершенства и восполнить ту гармонию, ради которой создан мир. «И мы должны быть благодарны Богу за то, что Он дал нам это бытие, в котором мы можем возрастать, приобщаться к Богу, приобщаться к другим, потому что в Боге соединяются все части мира. Этому не мешают наши различия: мужчина или женщина, негр или китаец, инвалид или королева красоты, умный или глупый, пианист или бездомный», — уверен епископ Пантелеимон.

Легко говорить о страданиях и отношении к ним в теории. Но есть ли люди, которые благодарят Бога за болезни и другие беды? «Есть удивительная, загадочная книга в Ветхом Завете, в которой говорится о том, что Бог посетил страданиями, скорбью, страшными испытаниями верного Ему Иова, — рассказал слушателям вебинара владыка. — Посетил, как говорится в этой книге, по просьбе дьявола, который хотел испытать Иова и доказать, что он праведен, лишь потому что хочет какой-то выгоды от Бога. Но Иов во всех испытаниях остался верен Богу, хотя он не понимал, почему это произошло с ним и вопрошал Бога. И на свой вопрос он получил ответ. Какой ответ, трудно понять исходя из содержания этой книги. Но увидев Бога, увидев тайны Божии, он смирился со своей судьбой, благословил Бога и согласился с ниспосланным ему страданием. Я сам не до конца понимаю эту книгу, но передо мной есть пример великого праведника, который жил в Ветхом Завете и каким-то образом понял тайну страдания, его смысл и обрел покой».

В отличие от Иова мы живем в Новом Завете. И теперь на вопрос: «Где же ваш Бог, когда в мире так много страдания», есть простой ответ: «Бог на Кресте. Распинаясь за нас и вместе с нами, Он являет нам свою любовь и дает нам силы претерпеть то, что претерпел Он». Чтобы узнать тайну страданий, надо не только носить на себе крест, но и начертать крест в своем уме, помнить о страданиях Христа, посоветовал епископ Пантелеимон.

В этом мире нельзя не страдать. Бог не попускает человеку страданий, больше чем этот человек может вынести, даже когда человеку кажется, что он больше не может. «У человека огромный потенциал, огромные ресурсы, — пояснил епископ Пантелеимон. – Люди боятся открывать их в себе, боятся болезней роста, ленятся. Поэтом так мало святых, людей, достигших совершенства. Евангелие говорит, что Царствие Небесное, успокоение, радость, блаженство достигает человек, употребляющий усилия. Совершать усилия – это тоже форма страданий. Есть, например, страдание ребенка, который учится играть на фортепиано и у него ничего не получается. Вне усилия невозможно измениться».

Любовь — еще одно средство примириться со страданием и даже искать. Если человек понимает, что он страдает во имя любви, желает пожертвовать собой ради того, кого он любит, если он живет предметом этой любви, то для него радость пострадать за этого человека. Люди, которые страдают невинно, являют миру его несовершенство, они страдают, чтобы окружающие оказали им любовь. «Я знаю, что семьи, где рождались дети-инвалиды, которые жили недолго, но когда они появлялись, это было благословением для этих семей, потому что родители начинали больше любить другу друга, заботясь об этом ребенке, в этой заботе о ребенке они соединялись и преодолевали все свои разногласия и споры», — привел пример владыка.

— Какое значение имеет телесное здоровье с точки зрения вечного предназначения человека?
— Тело дано человеку Богом, и к телу надо относиться со вниманием и заботой. Есть у одного из западных святых такой образ: тело – это осел, которого надо кормить, о котором надо заботиться, но которому нельзя давать воли, потому что тогда он ничего делать не будет. Тело – это наш друг, мы не «телоубийцы», мы должны уничтожить в себе страсти, а не тело. Но надо помнить, что это тело будет разрушено и душа обретет тело, свойственное ей.

— Кому молиться в тяжелой болезни?
— Когда невыносимо больно, трудно, когда больно не только физически, тогда обязательно нужно молиться. Молиться лучше всего, конечно, Богу. Можно молиться Божией Матери, есть очень хороший канон, который можно читать в душевной скорби. Можно молиться тем святым, которых вы знаете. Есть в церкви такой обычай, мне кажется, что он не совсем правильный, что каждому святому приписываются какие-то особые свойства. Но молиться какому-то неизвестному святому, зная только, что он помогает от зубной боли, мне кажется, сложно. Лучше молиться тем святым, которых знаешь. Или, если ты знаешь, что от зубной боли надо молится мученику Антипе, стоит познакомиться с его житием и понять, почему он может помочь в этой проблеме.

— Является ли грехом отказ от лечения?
— Это вопрос сложный. Современное лечение иногда имеет такие формы, которые приводят к большему страданию человека. Поэтому каждый раз надо смотреть насколько поможет это лечение и насколько разумно воспользоваться тем или иным методом лечения. Надо искать хороших врачей, советоваться с несколькими врачами и, если их мнения совпадают, использовать этот метод лечения.

Если лечение доставляет большие мучения и не приведет к выздоровлению, может быть, и можно отказаться от него. Если, например, у человека произошла остановка сердца, у него четвертая стадия рака, отказ от реанимации этого человека, наверное, не будет грехом.

Вообще, врачей нужно слушаться и у них лечиться. Но бывают исключения.

— С этой болезнью такое отчаяние иногда охватывает, что готов к любой знахарке-гадалке бежать, лишь бы сделать что-нибудь. Как уберечься от соблазна?
— Как мне рассказали, болезнь БАС заключается в том, что человек со временем теряет возможность двигаться, перестает говорить, глотать, не может самостоятельно дышать. Конечно, для нас, когда мы привыкли ходить, бегать, когда нам нужна информация, лишиться всего этого – очень тяжелое испытание.

Есть такие святые, которые сознательно подвергали себя полной неподвижности. Один святой вечером вставал на молитву, поднимал руки и так стоял, пока солнце не начинало светить ему в лицо. Такая неподвижность помогала ему сосредоточиться, обратиться к Богу. Были святые, которые закапывали себя по шею в землю, избавляясь таким образом от воздействия страстей. Были святые, которые закрывали себя в каменных пещерах, не выходили оттуда, не видели людей. Очевидно они делали это не потому, что были мазохистами. В этом отказе от видимого мира, они находили иной мир, соединялись с Богом, беседовали со святыми, ангелами. Преподобный Серафим Саровский говорит, что если бы человек хотя бы немного увидел Царствие Небесное, он согласился бы всю свою жизнь провести с червями, которые ели бы его плоть, лишь бы не лишиться Царствия Небесного.

Если мы верим в Бога, то надо признать, что ничего с нами не происходит без Его воли. БАС – это болезнь, которая не зависит от человека. Есть такой способ научиться милосердию: если у тебя украли какую-то вещь, согласись с этим и пожертвуй эту вещь тому, кто ее у тебя украл. Если случилась такая болезнь, которая делает человека монахом, отшельником, подвижником, каким добровольно делали себя святые, если человек примет эту болезнь и пойдет по этому пути, перестанет цепляться за видимый мир, который все равно кончится, если он душой обратится к Богу, ему ничто не будет мешать пребывать в молитве все время. БАС – это не просто лишение человека радостей бегать, прыгать, болтать языком, слушать музыку. Это призыв обратиться к горнему миру. Этот человек — избранник Божий. Бог посещает его этой болезнью, чтобы сделать великими святым. Бог видит в нем какие-то свойства, которые могут уже здесь на земле сделать его примером для близких. Этот совет трудно принять, его можно принять только, веря в Бога.

Ирина РЕДЬКО

Вы можете поддержать проект помощь людям страдающим БАС/БДН, переведя пожертвование любым удобным вам способом.

Подробнее о проекте читайте на его странице