Автобус-коляска-музей

В один из праздничных майских дней фотограф и корреспондент «Милосердия» отправились на необычную экскурсию в Суздаль

Весна — самое время для путешествий. Обычная экскурсионная поездка. Обычная, да не совсем. Нам, фотографу и корреспонденту «Милосердия», предстояло пройти часть туристического маршрута по Золотому кольцу в автобусе, в котором путешествовали вместе с друзьями, родственниками семь инвалидов-колясочников. Эту поездку организовал фонд «Социальная адаптация инвалидов и молодежи» (Инватур) в рамках программы «Равные среди равных». Развитием социального туризма фонд занимается уже не первый год.
Руководитель фонда, Татьяна Григорьевна Мелякова приехала провожать наш автобус. Я вспомнила, что уже видела эту энергичную женщину на слушаньях в Общественной палате. В этот раз Татьяна с нами не поехала, осталась в Москве, готовить очередное мероприятие фонда, но в подобных экскурсиях она и сама нередко принимает участие.

Когда-то Татьяна работала инженером на заводе. Но 17 лет назад попала в автокатастрофу, сломала позвоночник. Сидеть на месте Татьяна не могла даже прикованная к коляске. В 2003 году она перебралась из Первоуральска в Москву и организовала фонд. Сначала освоили с экскурсиями Москву и окрестности, потом начали выбираться в Санкт-Петербург. Теперь благодаря фонду, созданному Татьяной Меляковой, для инвалидов стали возможны поездки не только по России, но и за границу. Они уже побывали в Израиле, Турции, Греции, Италии и Испании, Англии. Фонд организует, в том числе, и паломнические поездки. Эта деятельность уникальна, больше в нашей стране социальным туризмом никто не занимается. Максимум — организуют для людей с ограниченными возможностями разовые поездки на небольшие расстояния. Автобус для фонда куплен правительством Москвы. Им же частично была оплачена и поездка, в которой мы приняли участие. Татьяна написала заявку на грант и выиграла его. Результат — несколько экскурсионных автобусных поездок для инвалидов из Москвы и других городов. Татьяна выиграла уже девять подобных конкурсов и получила и освоила гранты. Сначала инвалидов для поездок Татьяна «собирала по всей Москве», колесила на автобусе, заезжая за ними в разные концы города, и везла на экскурсию. Теперь люди находятся сами. Желающие участвовать в таких путешествиях находят фонд сами, через сайт. В клиентской базе фонда более 500 человек из разных городов. За семь лет работы фонда многие успели подружиться.
Татьяна доставила к месту старта автобуса туристок из Саратова, которых встретила утром на вокзале. Оксана живет в Саратове, а ее подруга специально приехала из Петербурга, чтобы сопровождать ее в поездке. Девушки держатся молодцом, но ночь, проведенную в поезде, конечно нельзя сбрасывать со счетов, хотя ехали в купе. «Я не так редко езжу на поездах, но ни разу не попадался мне вагон для инвалидов. С коляской, конечно, очень неудобно» — сетует Оксана. В экскурсионной поездке Оксана участвует впервые, обычно путешествует самостоятельно. Интересно, как все пройдет, ведь от Москвы до Суздаля больше трех часов езды. По пути, за МКАДом, забрали и посадили в автобус Наташу, девушку в голубом. Наташа — художница, живет в Мытищах. Когда-то Наташа расписывала подносы в Жостово, — это пара остановок от ее дома на автобусе… Но и это небольшое расстояние на коляске теперь не преодолеть. Наташа — решительная и целеустремленная. Колеса коляски крутит сама: «Мне аккумулятор ни к чему. Справляюсь!» Крутит колеса нежными руками со свежим маникюром.

Наш автобус действительно оказался удобный, оборудованный туалетом, полевой кухней и подъемником. В задней части автобуса есть место для колясочных маневров. До Суздаля добрались «с ветерком». Плавный ход автобуса, пустая трасса и увлекательные рассказы экскурсовода сделали поездку легкой. На экскурсовода я все посматривала, пытаясь понять, читает она конспект, или импровизирует. Оказалось, что никаких конспектов у Светланы Морозовой нет, зато память — замечательная.
Автобус ехал по шоссе Энтузиастов, бывшему Владимирскому тракту. Ехали мы и слушали про декабристов, купцов, царей и лесных разбойников, про великие битвы и дворцовые интриги, про войны и революции. Пушкин, Савва Морозов, Ванька-Каин и Кудеяр атаман, протопоп Аввакум и Соломония Сабурова. Какая же все-таки увлекательная вещь — русская история! Ехали и слушали, глядя на лес, чуть зеленеющий, весенний, на майское небо с новенькими молодыми облаками. Когда наш экскурсовод делал паузы, водитель Андрей тихонько включал для настроения «Алису», и тогда сидящие впереди скорее угадывали, чем слышали дорожную песню про трассу Е-95.
«Туризм — не отдых», — предупредила нас экскурсовод Светлана. И добавила: «Не отдых, а работа. Но эта работа приносит большую радость».
В Суздале автобус принял на борт местного экскурсовода Елену Михайлову. Она рассказывала нам о своем чудесном городе-музее. В Суздале нет ни о одного дома выше трех этажей, зато есть заливные луга (многие впервые увидели их своими глазами!), старинные храмы и монастыри, нежинские хрустящие огурчики, знаменитая местная рябина и суздальский ядреный хрен, который уважал сам Петр Первый. Что-то смутное, древнее, знакомое по книгам и рассказам бабушек, нечто абстрактно-русское на глазах обретало форму и имена: Ивановская застава, Коровники, Пушкари, Стрельцы и Кузнецы, улица Щупачиха, где когда-то таможенники специальными щупами искали контрабанду в сенных стогах. Оказалось, что здесь, как и в Москве, есть Стромынка, а на улице Ленина, давным-давно было капище языческого бога со странным именем Пинай.

А потом мы приехали в музей деревянного зодчества. Вместо того, чтобы организованно осматривать музей, все разбежались. Колясочники разбежались тоже. «Глазом моргнуть не успеешь, никого нет!» — экскурсовод Лена в розовом пальто делала вид, что сердится, а сама — радовалась. Группа колясочников была у нее на экскурсии впервые. Хорошо, что инвалиды оказались не скорбными страдальцами, а самыми обычными людьми. А что делают обычные люди на экскурсиях? Сбегают от экскурсовода, и покупают сувениры. Причем любая лубочная расписная продукция интересует их гораздо больше, чем памятники архитектуры.
Собирать экскурсантов помогала руководитель поездки, Людмила Александровна Рудакова, председатель правления общественной организации инвалидов Московского района Новокосино. Без нее мы бы ни за что не уложились бы в график. Раньше Людмила Александровна работала провизором в аптеке, не в нынешней аптеке-магазине, а в настоящей, аптеке, классической. 82-летняя мама Людмилы Александровны — инвалид-колясочник, так что с проблемами инвалидов и сложностях, которые их подстерегают на улицах, она знакома хорошо: «Наклон пандуса должен быть не больше 12 градусов. Но в пандусах, которые мы видим вокруг, градусов намного больше!» К сожалению, пандусы на городских улицах у нас в основном «для отчетности». Кстати, о пандусах… В Суздале мы, кажется, не встретили ни одного.
По травяным просторам музея деревянного зодчества был проложен дощатый настил. Для колясок — удобно. Вот — мельница, вот– шатровая церковь, вот — часовня. Но избы русских крестьян, простых и зажиточных, наши экскурсанты осматривали только снаружи. Они так и не увидели ни печку, ни полати, ни прялки, ни лучины, ни лаптей и баклуш, ни люльки под лоскутным пологом. Бабий кут, клеть, и сенцы с сушеными травами, весь внутренний вид русской избы, древний, и родной, остался колясочникам неведом. Потому что в избе русского крестьянина — ни у простого мужика ни у зажиточного купца — не было пандусов. Зато были крутые ступеньки. Вот такая несправедливость.
Зато девочка Маша летала-скакала и по лестницам, и по горкам. Машина бабушка, Ольга Николаевна — бывалый путешественник, они с мужем ездят часто. В этот раз вязли с собой внучку, Машу. За границей путешественникам на колясках удобнее, чем в России. Туалеты, ванные и дверные проемы там, как правило, везде подходящие и останавливаться можно почти в любом отеле. Коляска у Ольги Николаевны на электрическом ходу. Но такая коляска шире, чем обычная. Больше скорость — меньше проходимость. Ольга Николаевна сказала по секрету: «На самом деле, если очень захотеть попасть в какой-нибудь музей, то это почти всегда возможно. Даже и коляска не помеха. Только коляска должна быть обычная, узкая. Нужно только попросить, чтобы кто-то затащил ее по ступенькам». Но затащить по крутым деревянным лестницам семь колясок подряд — это было не под силу никому, даже Виталию.

Виталий — в автобусном экипаже незаменимый человек. Он — постоянный сопровождающий в поездках. Знает все специфические проблемы и умеет их решать. Сложить коляску, сменить памперс, переодеть, отвезти в туалет — все это ему по силам. Грозный на вид, на самом деле нежный, как родная мать. Подопечных своих носит на руках — в буквальном смысле. Посадка-высадка в автобус — тоже его задача. Коляска опускалась и поднималась (так и тянет сказать «возносилась») в автобус на специальном подъемнике, площадке с бортиком. На земле бортик откидывался и… оп! — «Пожалуйте на экскурсию». Но на земле — ямы, колдобины, бордюры, ступеньки…
И, отдельной строкой — ярмарочная площадь города Суздаля…Мы подъехали к площади и чей-то радостный возглас: «Смотрите! Это тут снималась «Женитьба Бальзаминова!» был перекрыт мрачным басом водителя Андрея: «И где же я тут разворачиваться буду?» Оказалось, что подъехать на автобусе к Суздальскому Кремлю невозможно, пришлось кому — идти пешком, кому — ехать на колясках, а кому — эти коляски везти. Несколько «исторических» частично сколотых слоев асфальта по дороге к ярмарочной площади, бордюры и тротуар, мощеный булыжником, — это сильно. Лучше всех маневрировала Оксана, асфальт в ее родном Саратове примерно такой же, как в Суздале.
— А вот Татьяна меня легко на бордюр затаскивает!
— Ну, это дело привычки… Да потом, она меня и на восемь лет моложе!
Так беседовали, преодолевая ухабы, Валентина и ее подруга Ольга, везущая коляску.
Валентина, яркая и эффектная, настоящая леди. Живет в Дзержинске, работает менеджером. Дочь Валентины живет в Москве. Справиться с бытом Валентине помогает помощница Татьяна. Взяв на работе отгул Валентина позвала подругу Ольгу и поехала по Золотому кольцу.
Александра по пути к Кремлю свернула с дорожки, чтобы пострелять из лука. Для нее, спортсменки-разрядницы это пара пустяков. Кроме стрельбы из лука она принимает участие в гонках и…поднимает штангу. Спортом Александра занимается в клубе «Ахиллес».
— Классно! Я тоже так хочу! — говорит Светлана, глядя на успехи Александры в стрельбе. В поездке девушки успели подружиться.
— А у вас в Мытищах какой клуб есть?– спрашивает Александра. Клуба, кажется, нет никакого. Светлана грустнеет. Оказалось, что инвалидам лучше не предаваться мечтам. Им приходится довольствоваться только тем, что имеется в наличии. Мечтать вообще — непродуктивно. Но в этот конкретный день в наличии имелся солнечный город Суздаль со всеми его чудесами. В нем нашлось место и для колясочников. Экскурсия продолжалась. Повидали мы и Суздальский Кремль, часы со звоном, земляной вал, поросший желтыми одуванчиками и белокаменные церкви, одна на другую непохожие. Вообще у людей, загрузившихся в автобус после первой же экскурсии совсем другие лица — живые, радостные. Городская усталость и скука словно смыты суздальским ласковым солнышком.
Самый младший колясочник, шестиклассник Андрей был в длинной поездке впервые. Но дебют проходил удачно. И сам Андрей, и его родители были довольны.

Ольга Михайловна и Евгений Бенционович со стороны выглядят почти здоровыми людьми, передвигаются в основном на своих ногах, в коляску только присаживаются время от времени. Пообщавшись с супругами-пенсионерами, я убедилась в том, что первое впечатление — обманчиво. Во-первых, диагнозы у обоих супругов достаточно серьезные, а во-вторых, Евгений Бенционович передвигается на протезе… Но… диагнозы активной жизни не помеха. Кто бы мог подумать, что они — автомобилисты с двадцатилетним стажем, и постоянные участники ралли. Ольга Михайловна Виноградова председатель правления МАКИ — московского автомобильного клуба инвалидов. Супруги и познакомились 20 лет назад. Ольга Михайловна тогда училась в автошколе для инвалидов, в Евгений Бенционович был уже опытным водителем и вызвался быть ее наставником. Вместе они объехали полмира, но иногда, для разнообразия путешествуют не за рулем, а в качестве пассажиров.
После экскурсии мы отправились в кафе. Проблем с выбором у организаторов не возникло. Потому что в Суздале одно-единственное кафе, в которое можно попасть на коляске. К середине путешествия, прокладывая пешеходный маршрут, я научилась умножать свои габариты на два, прикидывая, пройдет ли тут коляска. Все-таки мы, передвигающиеся на своих двоих, — избалованные счастливцы. У нас почти есть выбор!
Автобусу предстояло ехать дальше, в Кострому, где есть отель, годный для колясочников. Маршрут был рассчитан три дня Суздаль-Кострома-Ярославль- Ростов Великий. А нам, фотографу и корреспонденту, пора было прощаться с пассажирами и экипажем чудесного автобуса и возвращаться в Москву.

Алиса ОРЛОВА
Фото: Евгений ГЛОБЕНКО

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?