Аватара для христианина

Открытая статистика по российским игрокам популярной сетевой игры «Line Age II» свидетельствует, что многие из первой сотни провели в виртуальном пространстве от двухсот до трехсот вполне земных суток, а некоторые до пятисот. В многопользовательскую игру «World of Warcraft» постоянно играют около двенадцати миллионов человек по всему миру, а в симуляторе под названием «Second Life» в любое время дня и ночи находятся около пятидесяти тысяч человек

Технологии виртуальной реальности сегодня находят применение в различных областях человеческой деятельности: дизайне и геологии; в армии, индустрии развлечений и т.д. Посредством специальных устройств имитируются трехмерные изображения внешнего мира, звук; а в ближайшей перспективе и осязательные ощущения, даже запах; интенсивно ведётся разработка интерфейсов, которые смогут непосредственно подключаться к нервной системе человека. При помощи имитационной системы человек погружается в некий иллюзорный мир и взаимодействует с ним. И если с использованием искусственной реальности в качестве инструмента для, скажем, обучения пилота самолета или хирурга все ясно, то применение этих технологий в развлекательной индустрии вызывает ряд вполне обоснованных опасений в плане перспективы ухода личности от реальной жизни.

Виртуальный миссионер
Основная проблема – глубочайшее погружение – вплоть до полной отрешенности от действительности – сознания человека в симулированный специалистами мир, когда реальность начинает восприниматься лишь как бледное подобие искусственного. Например, на оборудовании платных центров интерактивной реальности полное погружение человека в виртуальный мир происходит через две-три минуты, а так как через двадцать минут наступают затяжные нарушения в организме нормальных двигательных рефлексов, то время сеанса строго ограничено. Открытая статистика по российским игрокам популярной сетевой игры «Line Age II» свидетельствует, что многие из первой сотни провели в виртуальном пространстве от двухсот до трехсот вполне земных суток, а некоторые до пятисот. В многопользовательскую игру «World of Warcraft» постоянно играют около двенадцати миллионов человек по всему миру, а в симуляторе под названием «Second Life» в любое время дня и ночи находятся около пятидесяти тысяч человек. Вдумайтесь в эти цифры. За ними стоит основной соблазн и отличие искусственного мира: увлекательная свобода действий, пока что ограниченная программой, и возможность управления событиями, т.е. творчество своего рода. Следует учесть, что с усложнением технологий, свобода человека внутри рукотворных миров будет расширяться.

Очевидно, что феномен виртуального пространства не может быть обойден вниманием Церкви. Можно ли использовать эту территорию для миссии? «Христос… находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега…» (1 Петр. 3, 18-20); и еще: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петр. 4, 5-6). Если можно проповедовать в аду, то почему нельзя в созданных человеком мирах? Весь вопрос в задачах и форме проповеди. Кроме того, виртуальная реальность онтологически предполагает человеческую активность, волевое действие личности в некоем образе, аватаре (санскр. «низхождение», воплощение бога). Так почему бы этой деятельности не быть христианской? Мы призваны свидетельствовать о Боге и о Его любви к человечеству везде, в любом окружении, даже в самых невероятных местах.

Особенность проповеди внутри виртуального бытия заключается в том, что это исключительно образное, бестелесное пространство, где аватар относится к человеку не как тело, но как некая аллегория. Соответственно возникает проблема адекватного самовыражения и самоидентификации виртуального миссионера. Адекватность переноса образа из реального мира в искусственный зависит от способностей человека успешно действовать в обоих мирах.

Мне кажется, что основной задачей миссии в искусственной реальности может быть поиск, контакт, налаживание добрых взаимоотношений с зависимыми с последующим выводом этих несчастных обратно в телесность. Вернуть ребенка родителям, мужа семье, заблудшую душу Богу – достойное и правильное занятие. Также в принципе возможна организация внутри, скажем, симулятора «Second Life» и ему подобных миссионерских отделений для свидетельства о Боге и о сотворенном Им мире.

Какими особенностями должен обладать «виртуальный миссионер»? Прежде всего, это способность правильного и возможно полного самовыражения, включающая в себя умение говорить на специфических языках виртуальных миров и проповедовать их образами. Такой человек должен иметь успешный опыт работы в киберпространстве, скажем, социальных сетей, знать его особенности, чтобы не совершать непоправимых ошибок и не дискредитировать Церковь внутри сугубой искусственной реальности. Разумеется, сам миссионер должен отчетливо понимать онтологическую разницу между миром сотворенным Богом и рукотворным.

Яды и противоядия

Как предупредить психологическую зависимость от времяпрепровождения в виртуальном мире? Начнем с того, что попросту убежать от инноваций или запретить ребенку в современном мире вряд ли получится – для этого потребуется пензенская землянка. Всеохватывающая компьютеризация неотвратима, и чем больше информационное общество вступает в свои права, тем вероятность взаимопроникновения, встречи виртуального и реального миров в сознании человека выше. Отсюда вытекает необходимость выработки у подростка культуры работы за машиной в целом и в киберпространстве в частности по написанному: «Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди твоя» (Пс.118,60). Основной принцип: в виртуальном мире требуется соблюдение тех же самых заповедей и правил, что и в реальном. Если это неосуществимо (есть игры, где, например, программно невозможно не воровать, не обманывать, не применять магические заклинания), то такое пространство христианину следует усилием воли покинуть. Таким образом, помимо закрепления в ребенке понимания приоритета христианских нравственных понятий над любыми другими (в т.ч. и внутри игровыми), понимания, что это окошко должно всегда находиться поверх всех других; следует обратить особое внимание на воспитание в нем силы воли. Безвольный и слабохарактерный подросток не сможет противостоять соблазну почувствовать себя человекобогом и ощутить превосходство над другими обитателями искусственных миров.

Что можно посоветовать родителям, женам, родственникам геймеров, для которых просторы виртуальной реальности стали родными, а настоящий окружающий мир воспринимается лишь как унылый и необходимый придаток виртуального? Основная работа должна заключаться в том, чтобы донести до человека осознание подлинных целей и благ в жизни, разбудить в нем само желание их иметь; показать ущербность, бессмысленность и неактуальность времяпрепровождения внутри иллюзорного мира населенного трехмерными монстрами и аватарами блуждающих душ. И в этом как раз может помочь «виртуальный миссионер», действующий изнутри. Следует постепенно и с Божьей помощью менять ложную ценностную ориентацию личности на реализацию подлинного смысла существования – обожения.


Виртуальная реальность, с её возможностями моделирования любой ситуации, может служить прекрасным средством приобретения и закрепления разнообразных профессиональных умений, однако, как и все в этом мире, потенциально имеет свою темную сторону, открывая дверь к немыслимым развлечениям и злоупотреблениям. Сталкиваясь с любыми техническими инновациями, мы должны помнить, что наша жизнь есть бесценный и исключительный дар Божией любви, на который приведенный из небытия в бытие человек должен ответить своей ответственностью, нравственным самоопределением, служением и творчеством, а не строительством песчаных замков в иллюзорных мирах.

Игумен СПИРИДОН (Баландин)

при написании статьи использовались материалы свободных источников
См. также: Вдовы WAR-CRAFT’а ждут
Миссионерство на «Одноклассниках.ру»

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?