Анатомия благотворительности

В последние две недели СМИ написали сразу о нескольких социологических исследованиях, посвященных благотворительности. Результаты одних из них помогают лучше понять природу этого явления. Результаты других ничего кроме удивления не вызывают

В последние две недели средства массовой информации написали сразу о нескольких социологических исследованиях, посвященных благотворительности. Результаты одних из них помогают лучше понять природу этого явления. Результаты других ничего кроме удивления не вызывают.

Фото с сайта my-life.ua

Цифровая рука помощи

Всероссийский центр изучения общественного мнения по заказу сервиса «Добро Mail.Ru» опросил полторы тысячи пользователей интернета в возрасте от 18 до 59 лет на предмет их отношения к благотворительности.

Исследование показало, что более трех четвертей российских интернет-юзеров (76%) хотя бы раз в жизни помогали другим людям на безвозмездной основе. С одной стороны, такая всеохватность благотворительной деятельности не может не радовать. С другой – цифры свидетельствуют, что для большинства помощь ближним не становится обязательным, привычным, постоянным делом: 67% пользователей глобальной сети обычно помогают другим не чаще одного раза в месяц либо же их благотворительный опыт исчерпывается единичным случаем. Лишь пятая часть опрошенных называет благотворительность важной частью своей жизни и собирается и дальше участвовать в подобных начинаниях. Имеет место и переоценка собственных сил: чаще всего люди говорят о намерении заниматься волонтерской работой не реже одного раза в два-три месяца, однако большинство помогает не чаще одного раза за полгода.

Исследование ВЦИОМа также помогло выяснить, кто в интернете помогает чаще других и кому, а также какими соображениями руководствуются жертвователи и волонтеры. Опрос подтвердил старую истину, что женщины занимаются благотворительностью чаще мужчин (впрочем, мужчины чаще женщин готовы безвозмездно оказывать профессиональные услуги). Но и те, и другие втайне или явно ждут поощрения за свои благие поступки. Представители сильного пола нуждаются в одобрении со стороны работодателя (34%) или ждут каких-либо материальных выгод от своей деятельности (37%). Женщинам, как правило, нужно одобрение со стороны семьи или друзей (37%).

Адресаты помощи рунетчиков также вполне традиционны: дети (83%), старики (53%), животные (43%) – то есть те, кто вызывает самые сильные эмоции, и в этом результаты опроса пересекаются с тем пунктом, в котором говорится о спорадичности оказываемой помощи. При этом пожилым людям чаще готовы помогать интернет-пользователи старшей возрастной группы, а животным – молодежь. Чуть более половины респондентов (54%) направляют деньги в том числе и в посреднические организации, а 41% предпочитает исключительно прямую помощь. Помощь только деньгами характерна для наиболее экономически активной части интернет-населения в возрасте 25–34 лет (35%) и 35–44 лет (36%). Одними лишь добрыми делами чаще помогают молодые люди в возрасте 18–24 лет (33%). Среди людей в возрасте старше 45 лет самая большая доля тех, кто помогал обоими способами (28%).

Объясняя свое нежелание участвовать в благотворительной деятельности на постоянной основе, люди чаще всего говорят о недоверии благотворительным фондам и организациям (49%) и об отсутствии лишних средств (48%). Впрочем, обе этих отговорки крайне субъективны: во-первых, никто не отменял прямых пожертвований и оказания волонтерской помощи напрямую нуждающимся; во-вторых, как свидетельствуют те же результаты опросов, чем чаще человек занимается благотворительностью, тем меньше для него значит уровень дохода для участия в подобных делах. Тем более что по-настоящему крупные пожертвования люди делают не так уж и часто: лишь каждый третий опрошенный заявил, что тратит на благотворительность более 3% своего дохода. Однако для благотворительных организаций общественный стереотип в отношении фондов – ясный сигнал: нужно работать над созданием позитивного имиджа, показывать результаты своей работы и рассказывать о том, как бороться с мошенниками, полагают авторы опроса.

Наконец, самым удобным способом оказания помощи обитатели просторов рунета назвали перечисление денег посредством СМС (58%). Так предпочитают переводить средства те, кто занимается только благотворительными взносами, иными словами, люди, отводящие помощи ближним по возможности меньше времени. Те же, кто готов помогать и делом (то есть располагает достаточным количеством времени, чтобы вступать в прямой контакт с нуждающимися), предпочитает передавать деньги из рук в руки (29%). Банковские переводы занимают третье место по распространенности (26%).

Популярности СМС-отправлений как средства перевода денег способствуют массовые медиа-кампании, вроде недавнего призыва к сбору средств для помощи пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке, поясняет руководитель проекта «Добро Mail.Ru» Александра Бабкина. Она называет отсутствие подробной и достоверной информации о том, как и кому именно можно помочь материально одной из главных причин того, что «постоянных» благотворителей не так уж много. «Если бы информация о способах помочь разными способами разным аудиториям чаще появлялась в СМИ, можно было рассчитывать на регулярное участие людей в благотворительных проектах. Совершенно точно такой информации сейчас не хватает», – убеждена Бабкина.

Сравнение несравнимого

Британская организация Charities Aid Foundation (CAF) в очередной раза порадовала общественность своим детищем под названием Мировой рейтинг благотворительности (World Giving Index). Этот список составляется уже в четвертый раз. В основу рейтинга-2013 легли данные, полученные в ходе всемирного опроса компании Gallup (Gallup’s Worldview poll), проведенного в 2012 году в 135 странах мира. Респондентам предлагалось ответить на десятки вопросов, три из которых имели косвенное отношение к частной благотворительности. Исследователей интересовало, занимались ли опрашиваемые за последний месяц каким-либо из перечисленных видов деятельности:

1) делали денежные пожертвования в благотворительные организации;
2) занимались организованной волонтерской работой;
3) оказывали помощь нуждающимся незнакомым людям.

На основе полученных ответов для каждой страны выводилось среднее арифметическое, которое и определило ее место в рейтинге благотворительности. О некорректности и некоторой надуманности такого топ-листа «Милосердие.ру» подробно писало в июле этого года. Слабые места рейтинга видны невооруженным глазом: в каждой стране свои представления о волонтерстве и благотворительности; одни из скромности приуменьшают свои заслуги при ответе на вопросы, другие приписывают себе то, чего не было; в одних странах жители отвечают, как хотят, а в других – как велит «партия и правительство»; не учитываются объемы пожертвованных средств, а также неденежные виды помощи; а самое главное – полученные данные никак не верифицируются, абсолютно все сообщения о благотворительной деятельности респондентов принимаются на веру – в общем, объективной картины не получается, как ни крути.

Кроме того, совершенно не понятно, в чем смысл механистического сопоставления стран по индексу благотворительности, ведь результаты никак не соотносятся с реальным положением дел: если верить рейтингу CAF, в Мьянме волонтерство и благотворительность более распространены, чем в Ирландии; в Шри-Ланке – больше чем в Норвегии; а в Ливии – больше чем в Австрии. По версии Gallup, в первую десятку стран мира с самыми милосердными жителями вошли: США, Канада, Мьянма, Новая Зеландия, Ирландия, Великобритания, Австралия, Нидерланды, Катар, Шри-Ланка. Особых комментариев это не требует.

И все же кое-какие полезные сведения из Мирового рейтинга благотворительности почерпнуть можно. Прежде всего, то, что средняя доля мирового населения, которое делает денежные пожертвования, занимается волонтерством и помогает нуждающимся напрямую, в 2012 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом, тогда как темпы роста мирового ВВП замедлились – с 4% до 3,2%. Об оказании прямой помощи нуждающимся в 2012 году заявили 47% респондентов (в 2011 году – 44,6%), о денежных пожертвованиях – 28,5% (в 2011 году – 27,2%), о волонтерской деятельности – 19,7% (в 2011 году – 18,3%). В абсолютных цифрах число тех, кто оказывает помощь напрямую нуждающимся, в мире за год возросло примерно на 200 млн человек, а к числу тех, кто занимается волонтерством и тех, кто совершает денежные пожертвования, прибавилось более чем по 80 млн человек.

Наибольший рост доли волонтеров по сравнению с 2011 годом отмечен среди мирового населения в возрасте 15–24 лет (с 18,4% в 2011 году до 20,6% в 2012 году). Эта возрастная группа, в которой в 2008 году было меньше всего волонтеров, в 2012 году по данному показателю сумела подняться на второе место. В целом же, глобальному индексу благотворительности все еще не удалось вернуться на докризисный уровень 2008 года.

Что касается России, то за минувший год она переместилась со 127-й на 123-ю позицию и сохранила место в первой десятке стран мира по количеству волонтеров в абсолютном исчислении (21 млн человек и 8-я строчка в мировом рейтинге). Среди опрошенных россиян 6% заявили о пожертвованиях благотворительным организациям (в 2011 году – 7%, в 2010 году – 5%, в 2009 году – 6%), 17% – об участии в волонтерской работе (17%, 23%, 20%), а 33% – о прямой помощи нуждающимся (29%, 36%, 29%). В среднем 19% населения России, по данным Gallup и CAF, оказались вовлечены в благотворительность, что на 1% больше, чем в 2011 году. Подъем в рейтинге обусловлен ростом непосредственной помощи нуждающимся.

«Хорошо, что россияне стали чаще помогать нуждающимся, но мы все еще отстаем от соседних стран по объемам волонтерства и денежных пожертвований. Наши граждане очень отзывчивы, но добиться роста денежных пожертвований и развития волонтерства можно, только если мы продолжим рассказывать о роли благотворительности в обществе и обеспечим полную прозрачность третьего сектора, чтобы заслужить их доверие», – прокомментировала данные рейтинга директор СAF Россия Мария Черток.

С пользой для себя

Американское издание The Chronicle of Philanthropy опубликовало результаты опроса, проведенного среди 300 крупнейших частных компаний США. Журналисты пришли к выводу, что в сфере корпоративной благотворительности Соединенных Штатов наметилась новая тенденция: в последнее время компании все охотнее разрабатывают системные программы в области филантропии и привязывают свою благотворительную деятельность к корпоративным целям. Эта практика постепенно вытесняет традиционную раздачу грантов и финансирование отдельных благотворительных акций.

Частные компании имеют право не раскрывать информацию о своих расходах на благотворительность. В этом году добровольно согласились ответить на вопросы журналистов 106 корпораций. Выяснилось, что в 2012 году компании направляли на филантропические цели в среднем 0,8% от размера чистой прибыли до уплаты налогов. Общая сумма пожертвований составила 5,3 млрд долларов – это на 2,7% выше, чем годом ранее. Исследователи отмечают, что корпоративный сектор все еще значительно не увеличивает благотворительные бюджеты, поскольку признаков стабильности на международном рынке пока не наблюдается.

По данным The Chronicle of Philanthropy, 69% американских компаний переводят средства некоммерческим организациям, занимающимся образованием. Вторым по значимости направлением корпоративной благотворительности стало финансирование ликвидации последствий стихийных бедствий – 58%. Третье по популярности направление – социальная помощь населению (55%). Почти все респонденты (95%) заявили, что, занимаясь филантропической деятельностью, ставят себе целью продвижение корпоративных ценностей. Представители 91% компаний, принявших участие в опросе, таким образом поддерживают сообщества и регионы, где они работают. Еще 78% хотят создать себе хорошую репутацию на рынке.

Стоит отметить, что в другой публикации The Chronicle of Philanthropy отмечается еще одна тенденция, характерная для американской благотворительности. С каждым годом все больше жителей США поддерживают благотворительные интернет-проекты. Объемы этого рынка впечатляют: одни только краудфандинговые платформы аккумулируют ежегодно 2,4 млрд долларов. В 2011 году онлайн-пожертвования составили 13% от общих расходов на благотворительность. Всего же американцы перечисляют на нужды благотворительности 316 млрд долларов в год (около 2% ВВП!).

The Chronicle of Philanthropy предупреждает о том, что вместе с ростом онлайн-пожертвований растет и число интернет-мошенников. Когда человек хочет пожертвовать деньги организации в интернете, он может опечататься и попасть на практически идентичный сайты мошенников. Жулики специально выкупают схожие доменные имена, чтобы люди не заметили подвоха. Чтобы не стать жертвой обмана, эксперты советуют скрупулезно изучить информацию о фонде прежде чем переводить деньги на его счет. В частности, стоит особенно внимательно прочитать раздел, в котором организация объясняет, насколько эффективно она расходует полученные средства.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?