Аналитический отчет службы «Автобус Милосердие» за август 2009 года

За август 2009 г. зарегистрировано 332 обращения, а за такой же период прошлого года 526, что меньше, чем в пошлом году на 94 человека, в процентном соотношении количество обращений уменьшилось на 36%.

Медицина

За август 2009 г. зарегистрировано 332 обращения, а за такой же период прошлого года 526, что меньше, чем в пошлом году на 94 человека, в процентном соотношении количество обращений уменьшилось на 36%. В августе проводился ремонт рабочего автобуса, который длился четыре рабочих дня, т.е. практически – неделю, видимо, с этим связано уменьшение количества, обратившихся за помощью. Соотношение мужчин и женщин несколько изменилось в сторону увеличения количества мужчин на 4%. Если в августе прошлого года женщин было 24%, а мужчин 76%. То в августе текущего года, женщин стало 20 %, мужчин 80 %. .

Возрастной состав

До 30 30-50 лет свыше 50 лет Всего
2008 19,8% 58,4% 21,9% 100%
2009 14,6% 67,7% 20,2% 100%


Таблица 1

Гендерный состав

Год Мужчин Женщин
2008 75,9% 24,1%
2009 79,5% 20,5%


Таблица 2

Таблица показывает соотношения количества лиц до 30 лет, которое возросло с 16 до 23%, а лиц старше 50 лет – уменьшилось с 23 до 16%.

По степени тяжести

Один человек с тяжёлой формой алиментарной дистрофии был отправлен по Скорой помощи в 6 ГКБ. Спасти его не удалось. Он умер в приёмном отделении.

В состоянии средней тяжести были направлены в здравпункт от 7 Городской поликлиники 38 человек. Из них:

– 10 человек были направлены на госпитализацию в 17 наркологическую больницу.
Двое из них не были приняты: один – по причине отсутствия документов, второй – из-за сопутствующего кожного заболевания (чесотка). Оба они впоследствии исчезли из нашего поля зрения.
– один пациент с психическим заболеванием направлен в 14 ПБ.
– одна пациентка была направлена в Кожно-Венерологическую больницу №14 (Короленко). У пациентки после лечения генерализованного педикулёза и стрептодермии была выявлена ВИЧ-инфекция в стадии СПИДа. Она была переведена во 2-ю Клиническую Инфекционную Больницу.
– девять человек было направлено в разные городские больницы:
15 ГКБ – двое пациентов с диагнозом: тромбоз глубоких вен голени. Один получил курс лечения, второму диагноз был изменён на хроническую лимфо-венозную недостаточность с отказом в госпитализации.
29 ГКБ – пациент с диагнозом: пароксизмальная форма мерцательной аритмии – был госпитализирован.
56 ГКБ – пациент с диагнозом: обширная гнойно-некротическая рана голени – был госпитализирован.
23 ГКБ – двое пациентов в торакальное отделение с ножевыми ранениями грудной клетки, в одном из случаев – осложненным плевритом. Оба госпитализированы.
4 ГКБ – травмпункт – пациентка направлялась с подозрением на перелом пястных костей. Перелом был исключён.
67 ГКБ – травмпункт. – пациент направлен с диагнозом – перелом плюсневых костей, помощь в травмпункте оказана амбулаторно.
Институт им. Склифосовского – госпитализирован пациент с переломом костей голени.

– трое человек с подозрением на Туберкулёз лёгких направлено в противотуберкулёзный диспансер.

– Один на приём в здравпункт не явился.

– Остальным была оказана в здравпункте амбулаторная помощь.

По группам заболеваний (пояснения к таблице 3)

Туберкулез Кожно-венерич. заболевания Простудные заболев. Травмы
2008 1,2% 25,9% 8,7% 47,8%
2009 0,5% 35,6% 7,4% 31,%

Образ жизни (расшифровку см.в предыдущем отчете) 16.5% 25,4%


Таблица 3

Остальным пациентам (в удовлетворительном состоянии) были оказаны различные виды доврачебной помощи:

• – выданы медикаменты,
• – оказаны консультации,
• – проведены несложные манипуляции: перевязки, инъекции и др

Были закуплены предметы гигиены для раздачи нуждающимся.

Социальная работа:

За социальной помощью в августе 2009г обратились 47 человек. Из них:

Мужчины – 37 чел (78%)
Женщины – 10 (22%)

До 30 лет – 5 чел (11%)
От 30 до 50 – 27чел (57%)
Старше 50 – 15 чел. (32%)

Русские – 40 чел (85%)
Другие – 7 (15%)

По причине возникновения критической ситуации:

– после отбывания наказания – 9 (19%)
– неудачное трудоустройство – 26 (55%)
– жертвы ограбления – 24 (51%)
– бытовые и семейные конфликты – 24 (51%)
– бродяжничество, как образ жизни – 11 (23%)
– мигранты – 6 ( 12,7%)
– обман при сделках с жильём – 5 (11%)

Как видим, среди причин лидируют проблемы с трудоустройством, бытовые и семейные причины, а также преступные действия со стороны других лиц.

В этом месяце наметилась тенденция нежелания людей, приехавших на заработки в Москву, и попавших в критическую ситуацию, возвращаться к ПМЖ. Объясняют они это нежеланием отягощать домашних, которым и так тяжело, своими вновь возникшими проблемами. Уговорить удаётся редко. Из этого можно сделать вывод о том, что кризис в провинции – ощутимее.

Обратившимся была оказана следующая помощь:

– Отправлены к ПМЖ – 21 чел, из них четверым были куплены проездные билеты, а 17 указаны маршруты «на перекладных» с оформлением справки-ходатайства о беспрепятственном проезде.
– Отправлены в различные соцучреждения – трое
– четверым оказана помощь в оформлении временных документов
– оказано содействие в трудоустройстве – одному.
– оформлен сертификат на возвращение иностранному гражданину
– остальные были устно проконсультированы.

Работа по преодолению субъективных препятствий к ресоциализации

В этом месяце в должности катехизатора работал новый сотрудник – Павел Степанов. Начиная с 10 августа он регулярно дежурил с группой приёма Автобуса «Милосердие» и беседовал с желающими на духовные темы, а также посещал наших подопечных, проходящих лечение в наркологической больнице с целью их ориентации на реабилитационную программу. Кроме того Павел был командирован во Владимир с целью беседы с подопечным, находившимся там на временном проживании на период восстановления документов. Кроме того, дважды на дежурство в качестве катехизатора выходил руководитель службы – диакон Олег, и проводил катехизаторскую работу параллельно с руководящей.

Основная проблема, которой приходилось заниматься катехизаторам – проблема алкоголизма и прочих зависимостей. Как показали беседы с подопечными, даже согласными на наркологическое лечение,- основная причина алкоголизма у наших подопечных – это чрезмерная самонадеянность, гипертрофированное и утрированное чувство ответственности перед своими близкими за свои неудачи, высокомерное отношение к товарищам по несчастью, нежелание признавать своё поражение, даже временное. И все усилия убеждения были направлены на то, чтобы развенчать эти представления. Однако, приходилось соразмерять аргументы с тем, чтобы не вогнать подопечных в уныние, к которому они склонны на первых этапах лечения. В результате часто аргументы не достигали цели: подопечные оставались при своих мнениях, и на реабилитационную программу многие не согласились. В результате один из пациентов – Игорь Ш. по выписке из наркологии вскоре опять вошёл в запой, вышел из него с помощью своей знакомой, опять вошёл, и, будучи в запое, при неизвестных обстоятельствах получил тяжёлую черепномозговую травму, дальнейшая его судьба пока неизвестна. Другой подопечный – Антон П. был проконсультирован у руководителя обители ТИЛь – М.Ф. Морозова и готовился нами к направлению в обитель, восстанавливая документы во Владимире. Но, прибыв в Москву за справкой, необходимой для восстановления паспорта, сорвался в запой, и исчез из нашего поля зрения. По поводу Антона был тревожный прогноз катехизатора Павла, и мы пытались ускорить его отправку в реабилитационный центр, но не успели. История Антона, как её изложил Павел такова:

« 45 лет, окончил техникум, поступил в институт, через пол года ушел из него. Работал инженером, рабочим. Пил много, часто впадал в запои. Несколько раз переживал делирий.
Был два раза женат. Первую жену бросил. Вторая, после смерти дочери в младенчестве, бросила его.
До крещения в 1992 году религиозной жизнью не интересовался. После крещения стал читать церковную литературу.
В 1995 году устроился трудником в монастырь. Но в монастыре тоже время от времени случались запои. Через какое-то время его попросили оставить монастырь. С тех пор работал во многих монастырях, подворьях, приходах. Часто покидал монастыри сам, не дожидаясь пока его выгонят.
В 2007-2008 гг. работал и жил в Николо-Успенском мужском монастыре в Ивановской области. Последние пол года в этом монастыре служил алтарником. Настоятель, по словам Антона, имел желание рукоположить его через год в диакона. У Антона была своя келия. Однако само служение алтарником Антону не нравилось: « очень много суеты, нервозности, священники очень требовательные и разные – приходилось под всех подстраиваться». Судя по всему, в нем долго копилась неудовлетворенность своим положением и состоянием. Параллельно этой неудовлетворенности росло желание выпить. Всё это привело к тому, что он «сбежал» из монастыря в июне 2008 г. «Мне очень сильно все надоело и достало», – объяснил Антон. Начал пить. Жалел, что ушёл из монастыря. Затем устроился на работу с проживанием в какую-то псевдохристианскую секту. Несколько месяцев в ней работал. Опять начал пить и попал в НБ.

Душевно-духовное состояние Антона на сегодняшний день производит впечатление полной расстроенности. Потерянность, неуверенность, постоянная озабоченность и беспокойство, уныние, тоска – эти качества говорят об отсутствии живой связи с Богом, нечувствовании Бога.
Как выяснилось, Антон 1,5 года (со времени его «бегства»из Николо-Успенского монастыря) не участвовал в церковной жизни: не исповедался и не причащался.

На данный момент духовное состояние Антона крайне опасно. За неделю прошедшую после выхода из больницы, он не только не нашел времени для исповеди, но и просто для богослужения, хотя возможность такая у него была. На мой вопрос: сознаёт ли он необходимость в скорейшем принятии Таинств Исповеди и Причастия, Антон ответил утвердительно.
При этом у нашего подопечного налицо симптомы обострения алкогольной тяги: нервозность, раздражительность, состояние постоянного напряжения, стресс, постоянное вращение в голове различных проблем и сложностей (так называемые «гонки»), которые изнуряют человека, ослабляя его и без того слабые душевные и духовные силы. Я посоветовал Антону вообще сейчас поменьше думать, а постараться довериться Богу, возложить на Него все свои проблемы, молиться о своём исцелении, а все внешнее приложится.

На мой вопрос: пытался ли он раньше накануне запоев бороться с тягой при помощи молитвы, Антон ответил, что все правильные мысли, в том числе о молитве, куда-то уходят, вытесняются и остается только одна: нужно выпить (импульсивность, неконтролируемость). То есть, капитуляция перед страстью практически без борьбы, что говорит о значительной волевой деградации.

Антон признался, что в молодости пил от духовной пустоты (вполне трезвая оценка), однако, после того как стал приходить к вере он продолжал пить.

Моё личное мнение: Антон воспринимает Бога не как любящего Отца, которому можно полностью довериться, а как Бога-Законодателя, который ограничивает его свободу и наказывает. Это искажённое боговосприятие требует катехизаторской или пастырской работы. Здесь одна из причин его стремления к алкоголю, который отметает сдерживающие начала и снимает внутренние запреты, который дает иллюзию внутренней свободы и снимает тревожность.
Антон признался, что в монастыре «много наломал дров», что испытывает за это вину. Было видно, что он в душе мучается и страдает, возможно сам не понимая насколько сильно. Я посоветовал ему подготовиться к исповеди за всю жизнь. Так же я пытался показать Антону свое (и наше) искреннее сочувствие и понимание, которые могли бы придать ему сил. Сказал, что мы молимся о нем. По-моему, именно на стыке глубокого человеческого отношения извне и неугасшего внутреннего осознания виновности и рождается покаянное желание изменить свою жизнь. Антон поблагодарил и обещал, что при первой возможности пойдёт в Церковь.
Во время беседы я заметил у нашего подопечного высокомерное отношение к другим бомжам в РЦ, т.е. превозношение, что не может не быть препятствием в его выздоровлении».

Другой подопечный Виталий, согласившийся лечиться, на разговор с катехизатором шёл неохотно. С диаконом Олегом в самое первое посещение разговаривать отказался, вскоре выписался, но вновь запил и был нами направлен на лечение. При посещении Виталия в наркологической больнице картина следующая (Из отчёта Павла Степанова):

«Виталик, 32 года. 2 недели назад был выписан из НБ№17, а 17 августа оказался в ней снова. Помимо алкоголя употреблял наркотик , однако утверждает, что наркотической зависимости не имеет. Алкогольную зависимость признает. 10 лет назад лежал в НБ. 3 года назад в течение полутора лет посещал реабилитационную программу «12 шагов» , дошел в ней до третьего шага («приняли решение обратить нашу волю и нашу жизнь на попечение Бога , как мы Его понимаем»).На этом шаге Виталик , по его выражению, «споткнулся».Что вызвало смущение при принятии этого шага, он объяснить не сумел. Нужно заметить, что наш подопечный во время беседы был довольно слаб и заторможен, т.е. еще не успел прийти в нормальное физическое и психическое состояние после запоя.
Виталик рассказал , что пол года назад его бросила девушка .В течение долгого времени она употребляла наркотики и он поставил ее перед выбором: либо наркотики , либо он. Этот поступок, говорит о наличии силы воли и ценностном переживании жизни. Девушка его оставила, а наш подопечный сильно переживал и начал сильно пить. Сейчас имеет сильное желание бросить пить, найти работу и жилье.

Во время беседы я пытался перевести разговор на духовные темы, однако, было видно с каким трудом ему дается напряжение мысли и насколько ослабевает его общее самочувствие.

Кроме того, он переживал состояние острой посталкогольной депрессии (уныние, одиночество, «видение всего в черном свете»). Я пытался по человечески его поддержать, внушить ему состояния надежды и доверия Богу. Помимо прочего, я попытался объяснить ему, что:
• его нынешнее состояние порождает искаженное и болезненное восприятие действительности;
• в период абстиненции человек обостренно чувствует присутствие зла в мире и обостренно реагирует на него;
• одиночество – следствие греховного разрыва с Богом, естественное состояние человека, живущего без Бога;
• при правильном (покаянном, смиренном и терпеливом )отношении к нынешнему своему состоянию, оно, с помощью Божией, скоро пройдет.»

Во время следующего посещения, Виталий говорил о своём намерении самостоятельно решать свои проблемы по выписке. Как сообщает катехизатор Павел:

« В последнюю неделю к нему приезжала мачеха и сообщила, что «зашилась», т.е. теперь с ней, по представлению Виталика, отношения будут складываться хорошо. Его планы: поселиться у мачехи, найти работу, снять койко-место в общежитии, познакомиться с девушкой (он считает, что так он сможет справиться с довольно сильным чувством одиночества).

Я обратил его внимание на то, что в его плане нет пункта, посвященного борьбе с алкоголем и что эту задачу нужно считать первоочередной. Он согласился и сообщил, что пить он теперь «точно» не будет. Я спросил его, почему он так в этом уверен, он ответил: «Потому что есть ради чего – ради работы», видимо имея ввиду финансовую независимость. Я позволил себе мягко выразить сомнения в этом и напомнил ему (что он и без меня прекрасно знал), что ни работа (он говорил о работе – уличный носитель рекламного плаката), ни даже финансовая независимость не являются сильно удерживающими от алкоголя факторами для алкоголика (а он согласен с тем, что он алкоголик).

Для того, чтобы не пить алкоголику нужно измениться внутренне. Не сделав этого, у него практически нет шансов. В день выписки из больницы он встретит те же самые проблемы, из-за которых он пил до нее, одна из них, возможно главная – сильное чувство одиночества. Основная работа должна быть направлена на это.

Я напомнил ему наш прошлый разговор об РЦ и попытался объяснить, что:
– алкоголизм во много раз усиливает одиночество; они неразрывно связаны между собой и бороться с ними нужно одновременно;
– сильное чувство одиночества в союзе с сильной алкогольной зависимостью очень опасны и могут привести к трагическим последствиям;
– алкоголизм и одиночество следствие одного духовного корня – духовной опустошенности и без веры и живого ощущения Бога справиться с ними невозможно (поговорить об этом подробнее мы договорились в следующий раз);
– для разрешения этих духовных, душевных и физических проблем в Реабилитационном Центре созданы все условия.

Из беседы я понял, что основной момент, который отталкивает его от Реабилитационного Центра – это то, что там он не чувствует себя свободным (его угнетает, что он не может выйти за территорию, «огороженную забором»). В конце беседы он сказал, что у него есть еще 10 дней до выписки, чтобы определиться в этом плане». После выписки Виталий опять запил и лечиться на этот раз отказался.

Подопечный Илья, нами наблюдаемый, пока сохраняет трезвость. При этом он не занят регулярным посещением какой-либо реабилтационной программы, что в общем-то, вызывает некоторое беспокойство. Однако, он посетил храм на праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, исповедался и причастился. Живёт в общежитии, но каждый день находится на виду наших сотрудников, пытается частным образом давать юридические консультации. Ему рекомендовано прочитать «Закон Божий» прот. Серафима Слободского. Несколько раз задавал интересующие его вопросы на темы веры. Получил письменные ответы от диакона Олега.

Денис, 22 года, после выписки из наркологии не захотел ехать домой в Тольятти для восстановления документов, « где он мог бы оказаться в неблагоприятной для его трезвости среде,- пишет катехизатор Павел,- Он попросил помощи устроить егов какой-нибудь близлежащий Реабилитационный Центр».

На время Денис был отправлен на попечение двух женщин, позвонивших в Комиссию с предложением принять какого-нибудь бездомного на проживание за помощь в хозяйстве. Дом находится в г. Белёве Тульской области. Его судьбу отслеживать (держать связь с его попечителями) поручено катехизатору Павлу. В дальнейшем предполагается направить его или в ТИЛь, или другой Реабилитационный Центр.

Диакон Олег работал над проблемами подопечной Тамары А. Из отчёта:

«Тамар,а лет 45-50, прилично выглядит, как выяснилось, фактически – не бездомная, но проживает в аварийном доме, который, однако, не признают аварийным. Решая проблемы жилища, втянулась в судебные тяжбы, которые, как она сообщила, проиграла, так как «вокруг одни бандиты» и «всё куплено». Я предложил ей порекомендовать юриста, который бы оценил перспективность её дела с юридической точки зрения, и затем завёл разговор, в ходе которого попытался переключить её на духовную тему. Основные тезисы:

– С бандитами Вы одна ничего не сделаете, Вам не нужны глобальные проблемы, займитесь решением насущных вопросов.

– Постарайтесь изложить для себя, чего бы Вы хотели от жизни, и что из этого Вы можете осуществить, а в чём Вам нужна помощь. Мы в чём-то сможем Вам помочь, но только зная, в чём конкретно Вы нуждаетесь.
– Предоставьте Богу возможность помочь Вам. Ведь если Вы боретесь за существование сами, рассчитывая только на свои зубы и локти, Господу не остаётся места для участия в ваших проблемах.

Тамара поблагодарила за участие и взяла адрес электронной почты автобуса…

Далее общение с ней развивалось следующим образом (из отчёта диакона Олега):

«Мной велась переписка с Тамарой А., просящей нашего участия в своих проблемах. Однако просьбы её были (и остаются на сегодняшний день) расплывчаты и сильно разбавлены эмоциями. В своём ответном письме я подчеркнул это и призвал конкретизировать свои нужды. Также я указал Тамаре, что её увлечение поэзией Марины Цветаевой (о чём она писала) в данном случае ей явно не на пользу. (Этот ответ по техническим причинам не был сразу отправлен, а отправлен несколько позже, после того, как Тамара прислала ещё два письма уже с более, но всё-таки не совсем конкретными просьбами, и вложенной статьёй газеты «Истоки», описывающей её ситуацию). После моего ответа Тамара мне прислала гневное письмо, с упрёками в равнодушии, адресованном всем православным. Судя по всему, основной гнев был вызван моей ремаркой в адрес Марины Цветаевой, почитательницей которой Тамара является. В свою очередь, я в ответ извинился за несвоевременный отзыв на её уточнённые просьбы, выразил готовность оказать содействие, и объяснил, каким образом мы можем ей помочь. По поводу Цветаевой я пояснил, что я имел в виду (не оспаривая художественной ценности её поэзии, я показал истоки её личной трагедии, вытекающей из тёмной духовности, которой питалась гениальная поэтесса). Проинструктировав своих сотрудников, мы занялись попытками комплексного решения её проблем. С точки зрения моих сотрудников, Тамара не вполне психически здорова, и мы мягко склоняем её к консультации психиатра.

Одновременно рассмотрена её ситуация с жилищными условиями. Но окончательное решение может быть принято лишь после приведения в порядок её психической деятельности.

Мной было получено её письмо с благодарностью за участие и признанием моей правоты (в чём именно — не указано, но, похоже, что Тамару убедили некоторые мои аргументы, что несколько обнадёживает в отношении прогноза психиатрического лечения). Созвонившись с заместителем главного врача Центра Писхического Здоровья — Каледой В.Г., я попросил консультации нашей подопечной. Принципиальное согласие достигнуто».

Также были проконсультированы по духовным вопросам несколько человек, не являвшихся бездомными, но состоящих в группе риска. Полученные советы они восприняли с благодарностью.

Павел Степанов в рамках своей катехизаторской деятельности ознакомился с работой реабилитационного центра «Свобода», находящегося в Подмосковье:

« РЦ расположен в 3-х местах: Тарасовка, Ильинское, 42-й километр. Я посетил центр на 42-м километре. В центре в настоящее время находятся 15 человек, это число постоянно изменятся. Максимальное число проживающих было в эту зиму – 23 человека. Центр готов принимать людей на проживание без документов (помогают в восстановлении). Вообще принимает всех нуждающихся, согласившихся с правилами и условиями пребывания в центре и обязующихся их выполнять. Образец правил я предоставлю руководителю. Основные из них: не употреблять алкоголь, наркотики, лекарства (без согласования), табачные изделия; запрещается без согласования покидать территорию центра.

Подопечные выполняют посильную работу. Методы реабилитации в общей форме описаны в «Правилах духовно-восстановительного центра»: «внутренне восстановление проблемных людей достигается путем смены мировоззрения и прививания им здравого смыла и добрых нравов, основанных на Христианской морали. Человек попадает в морально-устойчивую среду, обретает новый круг общения и живет упорядоченной жизнью, придерживаясь внутренних принципов и норм поведения, принятых в Центре».

Ежедневно в конце дня устраиваются собрании для обсуждения текущих проблем, после чего читается и обсуждается Священное Писание. Внешне это напоминает протестантскую практику, однако ни с какой конфессией или сектой члены центра не связаны. Большинство из них православные.

Во время беседы со старшими членами центра, мы вместе пришли к выводу о том, что духовная сторона реабилитационного центра практически никак не развита. Члены центра обратились через меня к службе «Милосердие» с просьбой принять участие в «духовном окормлении» их центра. Я рассказал им о катехизаторской работе с бездомными и хим.зависимыми службы «Милосердие». Члены центра хотят, чтобы духовной реабилитацией подопечных занимались представители Православной Церкви. Обсуждая наше дальнейшее сотрудничество, мы пришли к выводам, что с подопечными необходима катехизаторская работа как в групповом, так и в индивидуальном порядке.
В вопросе о выборе форм и разработке программы для ведения этой катехизаторской деятельности, они полностью доверяются опыту службы «Милосердие»».

Предполагается повторно посетить этот центр в сентябре для выработки плана возможного взаимодействия.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?