После теракта 11 сентября американские добровольцы развернули работу 6 передвижных станций питания рядом с разрушенными небоскребами уже в первый день. У российских добровольцев такого опыта пока нет. На встрече представителей Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и Национальной добровольческой организации «Помощь в беде», состоявшейся 1 декабря, обсуждались способы координации работы добровольческих организаций, позволяющие сделать ее более востребованной и оперативной.
Участники встречи отметили, что во время ликвидации последствий ЧС многие проблемы возникающие как у американцев, так и у россиян, являются общими. В первую очередь, это необходимость четко координировать действия добровольцев, чтобы не получалось так, что в одном районе бедствия работает 5 организаций, а в другом – ни одной. После неоднократного повторения таких случаев в США, в 1975 году и была создана организация «Помощь в беде», она тесно сотрудничает с Федеральном агентством по ЧС. Сейчас в нее входит 50 организаций национального и местного масштаба. Во встрече участвовали начальник штаба службы по чрезвычайным ситуациям Американского Красного Креста Кортни Огилви и заместитель директора Армии Спасения майор Джордж Поларек. Во время ЧС координаторы «Помощи в беде» находятся в федеральных или региональных кризисных центрах. Получая поверенную информацию, они могут точнее распределять задания между участниками организации. Об этом рассказал Денис Волтер, координатор по работе с волонтерами Отдела по внутренней безопасности и чрезвычайным ситуациям штата Миннесота.
Обеим сторонам знакома ситуация «ненужных» пожертвований. Например, после теракта 11 сентября пострадавшим были пожертвованы 3 машины костылей. Но людей, которым они могли бы понадобиться, было в несколько раз меньше. «Мы работаем с организациями, а не с частными жертвователями, – пояснил майор Джордж Поларек. – Поэтому мы стараемся очень точно формулировать свою просьбу: что, куда и в каком количестве нужно привести. И, несмотря на это, нам постоянно приходится объяснять, в каких пожертвованиях мы не нуждаемся». С этой же проблемой, собирая помощь для погорельцев, столкнулись и российские добровольцы. Люди далеко не всегда приносили то, что действительно было нужно в определенный момент.
Общим является желание неравнодушных людей откликнуться на беду, постигшую ближних. Часто такие люди хотят сделать что-то доброе, но не знают, как. Джордж Поларек считает, что помогать при ликвидации ЧС могут не только добровольцы, окончившие специальные курсы Армии Спасения, Красного Креста или Государственного обучения реагированию на ЧС. Но волонтерская организация несет ответственность за любого новичка, поэтому ему должна быть предоставлена возможность пройти курс базового обучения. Ведь даже переносить мешки с песком надо умеючи – иначе можно и грыжу заработать.
Между российской и американской ситуациями есть и серьезные различия. Главным из них Заместитель председателя Синодального отдела по благотворительности Марина Васильева считает роль добровольцев. Американские добровольцы в первую очередь выполняют роль «соединительного звена» между человеком, нуждающимся в помощи, и каким-то фондом, специализированной службой и т.д. В России же добровольцы занимаются тем, чем не занимаются другие структуры.
«Если бы у американских добровольцев не было возможности перенаправлять людей в соответствующие организации – это была бы катастрофа», – уверен Кортни Огилви. Вспоминая опыт помощи, которая оказывалась после урагана Катрина, когда все социальные службы были завалены заявками, он рассказал о нескольких способах выхода из этой ситуации: «Можно привлекать все возможные государственные и добровольческие силы, но, оказалось, это неэффективно. А можно изменить отношение к ситуации самих людей, два раза попросить их по радио и телевидению пройтись по своей улице и посмотреть, что происходит с их соседями. В таких ситуациях наш главный ресурс и ценность – это люди».
Американцы уверены: чтобы помощь была более эффективной, своих партнеров надо знать до ЧС. «Теперь мы можем позвонить вам, а вы – нам. Без этой встречи и чаепития это было бы невозможно», – оценил важность этого мероприятия Кортни Огилви
Ирина РЕДЬКО