Разница в статусе
Работа сотрудников американских станций переливания крови (СПК) существенно отличается от того, как функционируют их российские коллеги. Мы поговорим об основных отличиях их работы.
В России СПК – это государственные учреждения. В США переливанием крови занимаются некоммерческие организации, у которых есть лицензия на право осуществления фармацевтической деятельности — кровь, получаемая на СПК, считается лекарством. В США такие станции осуществляют свою деятельность под контролем Ассоциации банков крови США и Управления США по надзору за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств, т.е. они в каком-то смысле выполняют функцию российского Минздрава.
– Такая форма организации работы некоммерческих организаций является положительным моментом, – считает Анна Егорова, – она дает возможность заинтересованным в этом людям получать лицензию и заниматься деятельностью такого рода. Банков крови в Нью-Джерси несколько, они буквально конкурируют за доноров. СПК завлекают доноров практически так же, как туристические компании – потенциальных туристов.
Ведь существуют американские СПК за счет поставок крови в больницы. Поэтому к донорам в такой ситуации относятся, прежде всего, как к людям, от которых зависит собственное благополучие. Со всеми вытекающими отсюда последствиями – уровнем обслуживания, отношением и т.п. Каждый год Управление проводит проверки – как плановые, так и внеплановые – соблюдения станцией соответствующих норм и предписаний. Если нарушений обнаруживается слишком много, станцию могут лишить лицензии.
– Вся деятельность подробно регулируется специальными инструкциями, – рассказывает Анна Егорова, – они называются «Руководство по стандартизованным производственным операциям». В них расписано практически все – от организации проведения акции по сдаче крови до правил измерения гемоглобина, давления, забора крови и т.д. Все действия на СПК и во время выездных акций должны осуществляться в соответствии с этим Руководством. Причем в Руководство постоянно (примерно раз в месяц) вносятся изменения в соответствии с результатами новейших исследований в области банков крови и новыми стандартами. Постоянно пересматривается список критериев отбора доноров, он в сотни раз подробнее и скрупулезнее российского.
К примеру, правила взятия крови для проверки гемоглобина – это такой текст на двух страницах. В них говорится о факторах, которые могут повлиять на показатель уровня гемоглобина донора. Этот уровень может зависеть от того, в каком месте палец уколот ланцетом, сколько капель крови выдавлено перед взятием (и как выдавлено), какая вата используется для протирки пальца, сколько палец сушится после протирки спиртом и т.д.. Т.е. на результат влияет большое количество нюансов, но об этом до прочтения таких правил известно далеко не каждому.
Кстати, список противопоказаний для доноров в несколько раз длиннее российского, это такая толстая многостраничная папка. Туда входит не одна сотня подробно описываемых заболеваний. Тем не менее, стать донором крови в Америке проще, чем в России, потому что согласно этому списку разрешается сдавать кровь людям, страдающим многими хроническими заболеваниями (даже тяжелыми) – если они получают соответствующее лечение. Конечно, ни один список не может предусмотреть все на свете, в случае отсутствия четких указаний решение о том, может ли конкретный человек быть донором, принимает медсестра. При отдельных видах заболеваний кровь можно сдавать, предъявив справку, выданную лечащим врачом. Этот список постоянно изменяется и дополняется на основании результатов исследований и требований Управления.
Есть такая медицинская специальность – флеботомист
На американских станциях переливания крови врачи работают иначе, чем в России. Всей основной работой: отбором и осмотром доноров, забором крови, заботой о побочных реакциях, работой с документами, обучением персонала – занимаются медсестры. Собственно забором крови занимаются флеботомисты.
– Такой специальности, как флеботомист, в России, кажется, не существует, – рассказывает Анна, – я, по крайней мере, ни разу о ней не слышала. В переводе с греческого «флеботомист» – это человек, занимающийся кровопусканием. Т.е. они занимаются непосредственно забором крови у доноров: ищут вену, втыкают иголку, следят за забором, вынимают иголку после окончания забора, следуя определенным правилам. Флеботомистом может стать человек со средним образованием, который прошел специальное обучение по забору крови. Кроме этого, медсестры обычно обучают флеботомистов осматривать и отбирать доноров. Мне лично очень нравится такой порядок работы. Я вообще не очень хорошо понимаю, зачем на станциях переливания нужны врачи.
Тем не менее, врач на станции переливания крови есть, один-единственный. Он сидит у себя в кабинете и руководит исследованиями, проводящимися на станции, изредка давая консультации в случае обнаружения у доноров наиболее сложных противопоказаний. Консультирует по телефону, ведь каждый день он участвует в примерно пяти выездных акциях и заборе крови в трех стационарных отделениях. В случае возникновения тяжелой побочной реакции, например, если донора пришлось отправить в больницу, врач поддерживает связь с больницей и консультирует коллег по поводу лечения этого донора. Еще этот единственный врач консультирует больницы, получающие донорскую кровь на станции, в случае возникновения побочных реакций при переливании крови.
На СПК производится несколько видов сдачи крови: добровольная (безвозмездно и безадресно); адресная (по направлению врача); аутологичная (т.е. для самого себя – в США широко распространена сдача крови перед плановыми операциями) и терапевтическая (когда доноры сдают кровь, потому что это предписано им врачом в рамках лечебного курса). К таким донорам относятся люди, страдающие гемохроматозом, полицитемией и другими заболеваниями. Сдать кровь в терапевтических целях можно по рецепту врача. В этом случае кровь доноров выбраковывается, исключение составляет кровь, полученная от доноров с гемохроматозом, – ее используют для переливаний, если все показатели в норме.
Поиск доноров поставлен на профессиональную основу
Акции по сдаче крови проводятся в самых разнообразных местах: на добровольных пожарных станциях, в больницах, на торговых площадках перед супермаркетами, в гостиницах, клубах и тому подобных местах. Обычно акции по сдаче крови длятся долго, от четырех до восьми-десяти часов. Организуют акции люди, занимающиеся поиском доноров, их в банке крови целый отдел. Медперсонал поиском доноров не занимается.
– Мы, правда, обычно заранее знаем, сколько доноров будет участвовать в акции, – говорит Анна, – наши «вербовщики» иногда приезжают на акции и работают там «массовиками-затейниками» – раздают благодарственные сувениры, помогают заполнять анкеты и всячески развлекают – и доноров, и нас. «Вербовщики» зачастую очень хорошо знают наших постоянных доноров, а те, кто работает в банке много лет, даже бывают в курсе подробностей их личной и семейной жизни, и тогда акции проходят вообще по-домашнему. Так что врачи отделения переливания никогда не звонят донорам сами – это исключено в принципе.
– Больше всего в моей работе мне нравится оформлять доставку крови, полученной во время проведения выездных акции, в банк крови. Каждый день в разных местах города станция переливания проводит пять-шесть выездных акций. Акция длится 5-10 часов, каждые три часа со станции приезжает водитель и забирает кровь, которую уже успели взять у доноров.
Оформление доставки крови на станцию входит в обязанности медсестры. Чтобы оформить доставку крови, в начале акции нужно подготовить мини-холодильник (охлаждающую камеру). Для этого используются самые обычные пляжные холодильные камеры, в них кладутся мягкие пеленки и лед, завернутый в мешочек. После этого необходимо проверить все пакеты, вся кровь должна быть систематизирована, кровь, сданная донорами-мужчинами, должна была помечена особо. Бракованные пакеты (в которых недостаточно крови из-за донорской реакции, больше крови, чем нужно, из-за невнимательности персонала и т.д.) должны быть помечены особо, пробирки с кровью, отправляемые на анализ, должны быть уложены по порядку – чтобы номера пробирок совпадали с номерами анкет. Еще нужно проверить правильность заполнения анкет и наличие наклеек с кодами, которые должны совпадать с кодами пакетов. Ну и заполнить соответствующие сопроводительные документы.
– Если анкеты заполнены неправильно, то кровь могут вылить, все зависит от серьезности ошибки, – рассказывает Анна. – Например, если перед началом забора крови не была проведена калибровка донорских весов, приборов для измерения давления или гемоглобина или термометров, кровь могут вылить. Если имя, номер донора в базе или номер пакета с кровью было записано неправильно – кровь тоже выльют. А уж если в анкете пропущен вопрос, касающийся наличия противопоказаний, кровь выльют обязательно.
Все анкеты, документы и пакеты проходят повторную проверку в отделе контроля качества станции, в лаборатории же проверяют саму кровь.
– Процедура отбор крови очень строга, поэтому к качеству необходимо относиться очень ответственно, – продолжает Анна. – Для этого нужно постоянно быть собранной, чтобы не упустить что-то важное. Ответственность за качество собранной крови целиком лежит на персонале станции; каждый месяц все сотрудники станции, которые непосредственно занимаются забором, получают запечатанный в конвертике отчет, в этом отчете указывается, какие ошибки были допущены данным работником и какие из них привели к выбраковке крови. Я очень волнуюсь, что мне скоро пришлют первый такой отчет.
Дмитрий БОРИСОВ