Алкоголизм: вина или беда?

Не каждый пьющий пойдет на такое. Но те, кто отважился – не жалеют. Молятся друг за друга, по очереди читают дома акафист «Неупиваемой чаше». Семьями отмечают праздники. Весело отмечают, хотя на столе вместо традиционных пива и водки – сок. В будни вечерами занимаются резьбой по дереву, керамикой, рисуют
Матеpиал телепередачи «Православная энциклопедия» от 26 ноября 2005 г.

Ведущий – o. Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире – «Православная энциклопедия». Говорить мы сегодня будем о проблеме, которая знакома почти каждой российской семье, об алкоголизме. Излечим он или нет? Грех это или болезнь? Наши гости – психиатр-нарколог Дмитрий Иванович Безхмельнов и иеромонах Иона, руководитель Центра реабилитации алкоголиков при Свято-Даниловом монастыре. Звоните, присоединяйтесь к беседе. Участвуйте и в интерактивном опросе. «Надеетесь ли вы, что Церковь может решить проблему алкоголизма?».
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Тема нашей передачи – алкоголизм. Грех это или болезнь? Излечим ли он? Кто может помочь человеку избавиться от него? Напоминаю, что у нас идет интерактивный опрос. «Надеетесь ли вы, что Церковь может решить проблему алкоголизма?»

Еще в середине XIX-го века в России появились первые приходские общества трезвости. К началу XX-го века они существовали уже практически в каждой епархии. В 1882 г. св. Иоанн Кронштадтский открыл в своем приходе Дом трудолюбия, где помогал страдающим этим тяжелым недугом. А как обстоит дело сейчас?

Сюжет: Общины трезвости
По данным статистики, сейчас в России более двух миллионов хронических алкоголиков. Пили и раньше. До революции на душу населения приходилось 3,5 литра чистого спирта в год. Сейчас – в 6 раз больше. А уже 8 литров, по данным Всемирной организации здравоохранения, ведут к физической деградации нации.

К 1917-му году в России действовало 60 тысяч общин трезвости. Более двух тысяч из них – при храмах. Их посещали полмиллиона страждущих.

Храм в подмосковном Нахабино освящен в честь Покрова Божией Матери. Но остановку автобуса около него в народе называют «Неупиваемая чаша». И это не удивительно. Уже 2 века в этом храме находится икона Божией Матери «Неупиваемая чаша». И к ней приходят люди с надеждой на исцеление от пьянства.

В XIX веке здесь служил отец Сергий Пермский. Он организовал знаменитое на всю Россию общество трезвости в честь преподобного Сергия Радонежского. Дать обет перед иконами приезжали даже из Приморья и Сибири. Каждому батюшка определял свой срок воздержания. Кому-то – месяцы, кому-то – годы. А сам до конца жизни не брал в рот спиртного. На пятый год в обществе числилось 30 тысяч человек. На двенадцатый – 150 тысяч. Две трети из них перестали пить.

Нынешний настоятель храма – отец Дмитрий пока не ведет учет исцелившихся. Первым делом мечтает возродить храм, взорванный в советские годы. А тогда, он считает, и общество трезвости возродится.

А в 30-и километрах отсюда, в селе Озерецкое под Лобней, Братство трезвости существует пятый год. Сейчас в нем 35 человек. 14 из них – пьющих, или, как здесь говорят, – страждущих. Остальные – их близкие. Трезвенники обязуются выполнять требования устава: не пропускать литургии, раз в неделю исповедоваться, раз в месяц – причащаться. Но главное условие – не брать в рот спиртного.
Протоиерей Алексий Тимофеев, настоятель Никольского храма в с. Озерецкое: – Мы принимаем обеты на определенное время, в среднем на 6 месяцев. В последний раз принимали обет уже на 8 месяцев.

Не каждый пьющий пойдет на такое. Но те, кто отважился – не жалеют. Молятся друг за друга, по очереди читают дома акафист «Неупиваемой чаше». Семьями отмечают праздники. Весело отмечают, хотя на столе вместо традиционных пива и водки – сок. В будни вечерами занимаются резьбой по дереву, керамикой, рисуют.

В этом году крестным ходом с иконой «Неупиваемая чаша» ходили по поселкам, где нет храмов. Служили молебны, рассказывали о братстве. Большинство из них 2 года назад дали обет воздержания.

Протоиерей Алексий Тимофеев, настоятель Никольского храма в с. Озерецкое: – У нас есть такое положение в кодексе: если человек нарушит обет трезвости, то он выходит из нашего братства. Поэтому все люди стараются держаться данного обета.

В Озерках дал обет и Сергей Шилков.

Сергей Шилков: – До 2000 года я сам увлекался алкоголем и табаком. Выпить в день бутылку водки и выкурить пачку сигарет для меня было нормой.

С нового тысячелетия он захотел жить по-новому. Пообещал жене не пить, но на шестой день сорвался. На Рождество с супругой поехали в Троице-Сергиеву Лавру за помощью к Сергию Радонежскому, и преподобный помог. Вначале Шилков исцелился сам, а потом решил поддержать других. В Косино при храме открыл школу трезвения.

Сергей Шилков: – 70% из тех, кто приходит к нам в школу (кого-то жены приводят, матери), это люди невоцерковленные. Мы начинаем с азов, рассказываем, как войти в храм, как поставить свечку, как совершить крестное знамение.

Но главное – помогают задуматься о жизни и подготовиться к исповеди. Сергей Борисович уверен: без очищения души исцеления нет.

* * *
Ведущий – o. Алексий Уминский:: – Гости нашей программы – Дмитрий Иванович Безхмельнов и иеромонах Иона (Займовский).

Иеромонах Иона (Займовский)

Насельник Свято-Данилова монастыря. Сейчас заканчивает Московскую Духовную академию. Руководит Центром реабилитации алкоголиков и наркоманов при монастыре. Изучал опыт борьбы с алкоголизмом в разных городах России и за рубежом. Автор книги «Сладкий плод горького древа» – о медицинских и духовных проблемах этого тяжелого недуга.

Дмитрий Иванович Безхмельнов – психиатр-нарколог. В 1997-м году закончил Московскую медицинскую академию имени Сеченова. За эти годы помог сотням людей, страдающих алкоголизмом. Считает, что без обращения к Богу медицинская помощь бессмысленна. Мечтает создать в 17-й московской наркологической больнице, где он работает, православное отделение.

Ведущий – o. Алексий Уминский: – Здравствуйте, Дмитрий Иванович, здравствуйте, отец Иона. Спасибо, что вы нашли время прийти к нам в студию. Я слышал такое мнение, что алкоголизм в принципе неизлечим. Верно ли это?

Дмитрий Безхмельнов: – Исходя из критериев наркологии, считается, что это болезнь, которая течет с ремиссиями, но все органические изменения, которые происходят в психике человека, они безвозвратны. Но больной сахарным диабетом тоже неизлечим, однако мы знаем, что если он соблюдает диету, то может нормально жить.

Ведущий – o. Алексий Уминский: – А как Вы считаете, отец Иона, излечим или не излечим алкоголизм?

o. Иона (Займовский): – Если это алкоголизм, а не бытовое пьянство, то здесь я не буду оригинален и повторю мнение Всемирной организации здравоохранения, что это тяжелая хроническая неизлечимая наследственная болезнь.

Ведущий – o. Алексий Уминский: – То есть нет никакой надежды?

Дмитрий Безхмельнов: – Эту болезнь можно приостановить. А проблему бытового пьянства можно, конечно, решить.

Ведущий – o. Алексий Уминский: – То есть у алкоголика нет надежды на исцеление?

Д. Безхмельнов: – Конечно есть.

о.Иона: – Как нет надежды? Богу-то возможно все, ему легко исправить любую неполадку в организме.

Ведущий – o. Алексий Уминский: – Сейчас и в газетах, и по телевидению рекламируют самые разные способы лечения алкоголизма. Обещают 100-процентное излечение. Можно ли этому доверять, как Вы считаете?

Д. Безхмельнов: – Это именно реклама. Если люди хотят просто решить эту сложную проблему, то они и обращают внимание на подобную рекламу. На самом деле исцеление – это очень кропотливый, тяжелый процесс, требующий очень больших усилий от самого человека. Если человек действительно хочет излечиться, если у него есть мотивация, то у него есть и надежда. И мы в нашем отделении стараемся предоставить все возможности для того, чтобы человек, параллельно с медицинским лечением, и через воцерковление излечивался.

Ведущий – o. Алексий Уминский:: – А результаты есть?

Д. Безхмельнов: – Конечно, есть. Не такие громкие, как обещанные в рекламе 100%. Но те, кто у нас занимаются духовно ориентированной реабилитацией, кто исповедуется, причащается, кто ездит к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», кто взялся за себя всерьез, те за несколько мучительных лет преодолевают этот недуг, как говорится в народе «слезают со стакана».

Ведущий – o. Алексий Уминский:: – У нас есть звонок в студию, давайте послушаем вопрос. Вы в эфире, здравствуйте.

Телезрительница: – Я закодировала мужа, он не пьет уже почти год. Неужели он может опять запить? Я внимательно слушаю программу, и возникли такие сомнения. Очень переживаю!

Д. Безхмельнов: – Так называемые кодирования делаются на год, и пациента предупреждают, что ему следует через год навестить врача, который это сделал, пройти курс обследования, провести повторную терапевтическую процедуру. Надеяться на то, что человек, страдающий алкоголизмом может сам справиться со всем, сам преодолеет эту проблему не стоит.

Ведущий – o. Алексий Уминский: – Многие православные люди смущаются тем, что, по их мнению, кодирование или гипноз недопустимы с точки зрения верующего человека. А что Вы на это скажете, отец Иона?

о.Иона: – Нет ни одного священника, который бы сказал, что это допустимо, потому что кодирование и есть жесткий гипноз, насколько я понимаю, да Дмитрий Иванович?

Д. Безхмельнов: – Да, верно.

о.Иона: – Думаю, не стоит православному обращаться к этому методу.

Д. Безхмельнов: – Однако здесь есть некая игра понятиями, потому, что в наркологии кодирование – это элемент психотерапии, как вершины лечения. Человек 2-3 недели лечится, проходит интоксикация, потом осуществляются различные методики лечения, и лишь затем, по желанию пациента проводится кодирование, как завершающий аккорд.

Ведущий – o. Алексий Уминский: – То есть Вы считаете, что это возможно?

Д. Безхмельнов: – Нас священники на это благословляют.

Ведущий – o. Алексий Уминский: – Вот видите, какие разные могут быть мнения. У нас снова звонок, слушаем Вас.

Телезрительница: – Здравствуйте. Меня зовут Нина Петровна, я из Зеленограда. У меня брат – алкоголик. Хочу обратиться к Дмитрию Ивановичу, как нам уговорить брата на лечение и кодирование? У нас вопрос стоит о том, что брата могут уволить с работы. Как к Вам попасть на консультацию?

Ведущий – o. Алексий Уминский: – Думаю, этот вопрос интересует многих наших телезрителей, ответьте, пожалуйста.

Д. Безхмельнов: – Телефон нашего отделения – 310-82-63, звоните, обращайтесь, постараемся всем помочь.

Ведущий – o. Алексий Уминский: – Об излечении можно говорить много и долго, предлагать и пробовать разные методы. Но самым убедительным доказательством удачной методики является личный опыт.
У нас сегодня очень много звонков в эфир. Давайте послушаем вопрос. Алло, Вы в эфире.

Телезрительница: – Я хочу рассказать о своем муже. Он пил очень сильно, и я даже думала, что он может умереть. Мне помогли и Церковь, (я постоянно ходила в храм), и лечение. Его лечили иглотерапией. Но сначала я в течение трех месяцев ходила в храм, к иконе «Неупиваемая чаша», молилась, просила Бога, чтобы Он помог, приносила святой воды, чтобы муж пил, и мне было дано утешение и облегчение. А потом встретился человек, который дал адрес клиники.

Ведущий – o. Алексий Уминский: – Спасибо за Ваш опыт, он очень ценен для нас. Нам еще звонок, слушаем.

Телезрительница: – Здравствуйте. Я пила полгода, и ничего не могли сделать, пока Церковь и молитва мне не помогли. Уже 3 года не пью. Хочу всем сказать, что только Церковь и молитва могут вылечить. Ни кодирование, ни «зомбирование», ничто другое не может вылечить человека.

Ведущий – o. Алексий Уминский: – Спасибо вам за звонок. Отец Иона, расскажите пожалуйста, а как ведется работа в вашем Центре, в чем заключаются методы лечения?

о.Иона: – Позвольте немного поправить Вас: у нас не совсем центр. Есть Патриарший центр духовного развития молодежи и при нем есть группы взаимопомощи. Это и известное движение «Двенадцати шагов», и группы анонимных алкоголиков, группы АЛ-АНОН, т.е. родственников алкоголиков, анонимных игроков, АЛ-АТИН – группа для детей из семей алкоголиков и наркоманов. Иногда, по воскресеньям приходят до 100 человек.

Ведущий – o. Алексий Уминский: – Есть реальные результаты?

о.Иона: – Да, есть. Алкоголизм – это не только духовное заболевание, это проблема всей личности. Бывает, что пьют люди глубоко верующие, даже священники. Мой хороший друг, священник, очень верующий человек, просто спивался и ничего не мог с этим поделать. Это было поводом для меня, чтобы заняться этой проблемой. Оттолкнувшись от этого я и написал книгу «Сладкий плод горького древа». На самом деле, что в такой ситуации делать человеку, если ему кажется, что ни Церковь, ни даже Бог ему не помогают. А у нас получается помочь благодаря духовно ориентированной программе. Получается так, что Бог помогает посредством людей, которые спивались, но выздоровели. В программе есть двенадцать шагов, где человек работает над своей душой.

Два слова в дополнение: протоиерей Максим Козлов, настоятель храма мчц. Татианы при МГУ недавно был в миссионерской поездке по Алтаю и говорил, что люди из этих «двенадцатишаговых» сообществ оказались наиболее подготовленными к крещению. Он их крестил. Это говорит о том, что человек в такой ситуации очень глубоко прорабатывает свои отношения с Богом, с грехом, с ближними, с самим собой.

Ведущий – o. Алексий Уминский: – То есть он выстраивает самого себя заново.
Спасибо, отец Иона, спасибо Дмитрий Иванович, что пришли сегодня на нашу программу. Помощи вам Божией в ваших трудах! Всего вам доброго.
Подведем итоги интерактивного опроса. На вопрос «Надеетесь ли вы, что Церковь может решить проблему алкоголизма?» положительно ответили более 10 000 человек, отрицательно менее 1000 человек.

* * *

А вот как взялись за решение проблемы пьянства и алкоголизма на одном, казалось бы, совсем не приспособленном для такой затеи учреждении.

Сюжет: Часовня св. Вонифатия
Костромской Ликеро-водочный завод к удивлению многих горожан возглавил кампанию по популяризации трезвого образа жизни. На территории этого предприятия на деньги его рабочих построена часовня в честь покровителя трезвенников св. Вонифатия. Поначалу даже сами сотрудники этого завода восприняли идею строительства такой часовни как остроумную шутку. Но автор идеи, директор завода Валерий Арбузов, не шутил. По его словам, он давно хотел поставить все на свои места и реабилитировать свой коллектив, который, кстати, сейчас – самый непьющий в городе. Большая часть средств на строительство часовни была собрана самими сотрудниками предприятия, а недостающую дали «заинтересованные» в помощи св. Вонифатия бизнесмены.

Валерий Арбузов, директор Костромского ликеро-водочного завода: – Вопрос не в полном отрицании, вопрос в культуре, в порядочности. Что мы должны всем людям проповедовать, так это меру.

Людмила Карабанова, сотрудница завода: – Наш завод – самый трезвый в городе, у нас все – трезвенники. Я работала раньше на другом предприятии, и мне есть, с чем сравнить.

Заводчане часто, даже в обеденный перерыв, приходят помолиться в часовню св. Вонифатия.

Татьяна Ливковская, сотрудница завода: – Даже во грехе человек должен всегда приходить к Богу, и только Он сможет простить и излечить, в том числе и от алкоголизма.

* * *
Ведущий – o. Алексий Уминский: – На такой оптимистической ноте мы и закончим нашу передачу. И если хотя бы один человек решит сегодня покончить с тяжелым грехом алкоголизма, признается себе, что он болен физически и духовно, будем считать, что сегодняшняя программа вышла в эфир не зря. Я желаю всем всего доброго! Храни вас Господь!

Источник: Седмица.ru

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?