Актриса Ольга Стволова не может ходить и – летает на параплане

Радостные люди на инвалидной коляске бывают. Но к своей радости они прошли очень большой путь

Десять лет просидела дома, а потом нашла свое призвание – театр

Несколько лет назад Ольга Стволова стала известна в Новосибирске тем, что писала рецензии на спектакли, которые шли в разных театрах города. Каждая – с инструкцией, как посетить спектакль человеку на инвалидной коляске, где он сможет добраться до зала сам, а где стоит взять с собой серьезную подмогу в виде друзей и родителей.

Не удивительно: сама Ольга не ходит с девяти лет. И около десяти лет она просидела дома – часто в таком состоянии те, кто оказался на коляске, остаются всю жизнь. И все же Ольге удалось выйти в мир и найти свое призвание.

Сейчас Ольга Стволова – руководитель известной в Новосибирске театральной студии «Особенный ТИП» и актриса, в ее репертуаре 27 ролей, в том числе в спектаклях петербургского режиссера Бориса Павловича. В феврале у нее должен выйти пластический моноспектакль.

Она ведет занятия в инклюзивной театральной студии, учит детей с особенностями и их родителей законам театра, пишет сценарии, помогает с организацией конкурса красоты.

Передвигалась по дому на коленках

Во втором классе девочка дважды переболела гнойной ангиной. Болезнь прошла, но осталось осложнение – заболела спина. Врачи в местной больнице назначили прогревания. Позже выяснилось, что это чуть не привело к смерти.

Оля начала падать, терять сознание. По счастью, в больницу приехал молодой врач, срочно перевел девочку в свое отделение и в тот же день сделал ей операцию. Оказалось, между позвонками скопился гной, еще немного – и полость с ним прорвалась бы. После такого осложнения пациенты чаще всего снова начинают ходить, но Оле не повезло. Поврежденные нервы не восстановились, и девочка осталась инвалидом, хотя в тот момент даже не поняла этого.

«В то время я не знала, что бывают люди на колясках. Долгое время мне казалось, что со временем я выздоровею и пойду. Зато из реанимации, где рядом не было мамы, меня наконец забрали домой. А еще перестала жутко болеть спина, так что внутренне я ощущала, как будто выздоровела», – вспоминает Ольга.

Несколько лет девочка прожила не выходя из квартиры, передвигаясь по дому на коленках. Чувствовала она себя при этом довольно свободно.

«Мои друзья меня забыли»

Впрочем, как только прошло первое ощущение, что болезнь отпустила, начались новые проблемы. Из жизни девочки, запертой в стенах квартиры, исчезали сверстники и друзья.

«Сейчас, вспоминая все, что было, я понимаю: в жизни наших друзей надо присутствовать, – говорит Ольга. – Надо ходить вместе в школу, встречаться в магазине или на дискотеках. Иначе люди забываются.

Теперь эту проблему отчасти помогает решить интернет – каждый день ты видишь друзей в сторис, а они видят твою повседневную жизнь – и так вы друг у друга есть. Тогда же из жизни своих друзей я просто исчезла, и постепенно они меня забыли».

Поначалу учительница предприняла пару попыток поддержать отношения девочки с одноклассниками, но были они очень неловкими. Навестить Олю, словно на экскурсию, пришел весь класс; дети были страшно зажаты, никто не знал, о чем говорить. Потом напряжение ослабло, и все просто начали играть Олиными игрушками. Сама Оля чувствовала себя в этой толпе лишней.

«Я тогда очень растерялась, – вспоминает она. – Вроде бы пришли мои друзья, но мне почему-то казалось, что это совершенно незнакомые ребята. Связь между нами пропала и позже так и не наладилась».

Учитель и мысленная дружба

К счастью, вместо одноклассников в жизни девочки появились новые знакомые. Ольгу перевели на надомное обучение, которое так и осталось бы формальным, если бы в ее жизни не появился Михаил Михайлович. Кандидат геолого-минералогических наук, много лет он проработал в новосибирском НИИ, а когда вышел на пенсию, вслед за супругой, учительницей русского языка и литературы, начал преподавать школьникам.

У Михаила Михайловича был собственный взгляд на надомное обучение. Другие педагоги заглядывали к Ольге раз в месяц. А он проводил свои уроки каждый день, а потом и вовсе стал приводить в гости к Ольге всех своих «надомных» учеников. Получилась группа разных возрастов, которая интенсивно осваивала и математику, и биологию, и географию, и химию, попеременно то повторяя учебники за 5-6 класс, то забегая в 10-11.

«Так я обнаружила, что быстро и очень неплохо соображаю, – вспоминает Ольга. – Я то и дело принималась кому-то что-то объяснять. Это придало мне уверенности в себе».

Еще девочка мысленно дружила с Фредди Меркьюри. Певцу можно было пожаловаться на свои горести, и Ольге искренне казалось, что он понимает.

«Моими друзьями и собеседниками были люди, про которых я смотрела передачи или читала – Леонид Парфенов, Кирилл Серебренников, Иосиф Бродский, Евгений Рейн, – рассказывает Ольга. – Вообще, если ты находишься в вынужденном одиночестве, очень важно самому насыщать свой мир. Чтение, театр и телевидение – помогают».

Правда, позже, когда в жизни Ольги появились реальные люди и повседневные контакты, пришлось с нуля учиться простым бытовым разговорам, повседневным мелочам.

Как жить, если планы не сбываются

Ольга неизменно писала себе очень подробные распорядки дня. Ведь, если заранее подробно расписать себе зарядку, завтрак, уроки, обед, чтение и рисование, кажется, что в твоей жизни очень много событий.

Вот только в конце 11-го класса все прекрасные планы полетели кувырком. Ольга делала зарядку, села в позу «лотоса» и…сломала бедро. В итоге вместо вступительных экзаменов девочка попала на вытяжку – несколько недель неподвижного лежания с гипсом и грузом. А еще – дикий страх от любого движения вообще.

«Я боялась не только двигаться, но даже засыпать, – вспоминает она. – Мне казалось, во сне я непременно как-нибудь неловко напрягу ногу, и она опять сломается».

Вдобавок выяснилось, что Михаил Михайлович не сможет помочь Ольге с поступлением, а замена ему не находилась. В интернет она тоже не решалась выходить лишний раз – соседка сказала, что в интернете много вирусов, от которых может сломаться компьютер. Ольга оказалась одна – испуганная и растерянная.

«Когда мои планы резко расстроились, мне стало казаться – это оттого, что они плохие, неправильные, как будто мир меня не одобряет», – вспоминает Ольга.

Через год перелом бедра повторился. Вероятно, виновата была хрупкость костей. И тогда девушка решила временно не строить планов и подождать.

Через какое-то время ей пришло в голову, что в ее жизни не хватает какого-то источника безусловной радости. Позже появилась неожиданная мысль, что радость в ее жизнь должен принести ребенок.

А тут как раз родился племянник, сын брата, и Оля ушла в занятия с ним с головой.

«Во всякой непонятной ситуации найди то, что приносит тебе радость, и радость укажет путь»

Ольга бесконечно занималась с малышом, делала ему игрушки. В какой-то момент увидела в журнале картинку эльфов и троллей и решила смастерить таких сама. Чтобы сделать куклам головы и руки, пришлось экспериментировать с глиной, обжигом и прочими премудростями. После нескольких неудачных попыток (лица все время трескались в духовке) Ольга изобрела хитрый состав из глины и клея, обжигать который было не нужно. Так началось ее увлечение авторскими куклами.

Ольга сделала несколько кукол – ангела, эльфа, тролля, и знакомым семьям пришла в голову идея, что их можно показать в известной в городе художественной лавке. Мама с Ольгой отвезли кукол в магазин, и не успели они доехать до дома, как позвонил директор и сказал, что у них есть еще много заказов, которые новая художница могла бы выполнить.

«Вдруг оказалось, что я востребована, нужна, что я могу не просто жить: есть и дышать, – говорит Ольга. – Я могу что-то делать для других людей!»

С тех пор у Ольги есть рецепт: во всякой непонятной ситуации найди то, что приносит тебе радость. Не решай головой, не ведись на традиционные рецепты «надо поступить в институт, так делают все». Найди свою радость, и она подскажет тебе правильный путь.

Вторым мостиком между Ольгой и миром оказался… торговый центр, который построили возле ее дома. По иностранной традиции, там покупателям, которые устали топать по магазинам ногами, выдавали… коляски. Тогда мама с Ольгой решили: если на коляску в магазине садятся просто уставшие люди, значит, и на саму Ольгу никто не будет там показывать пальцем.

«Я поехала в торговый центр на своей коляске, – вспоминает Ольга. – И заранее решила, что всем, кто будет на меня смотреть, я буду в ответ смотреть в глаза и улыбаться. Это была такая игра – я как будто была рыцарем в золотых доспехах. Это меня защищало, и в то же время это была игра – не совсем серьезно. Такой прием очень выручает меня до сих пор».

Трусу страшно, но он идет вперед

Со временем Ольга начала регулярно ездить по торговым центрам (другого места, где можно было перемещаться на коляске без посторонней помощи, в Новосибирске просто не было). Девушка видела, как люди иногда обходят ее стороной, и размышляла, как бы она хотела изменить мир, придумывала разные проекты для людей с инвалидностью.

А еще Ольга полюбила ходить в кино. После фильма «Последняя сказка Риты» с Ренатой Литвиновой ей захотелось фотосессию в экстравагантных головных уборах. И началась цепочка контактов: от фотографа, который снимал Ольгу, о ней узнали журналисты. Так она дала свое первое интервью.

«Материал имел большой резонанс, – вспоминает Ольга. – Был 2013 год, об инвалидах тогда писали мало, и больше про то, какие они несчастные. И тут я со своими куклами и проектами.

Интервью вышло в интернете, обо мне стали писать».

А потом Ольге пришло приглашение в театр.

«Это был новосибирский театр «Старый дом», но от радости я даже не поинтересовалась, какую пьесу они зовут меня посмотреть. Единственное, о чем спросила, есть ли у них доступная среда».

Коляска в зал прошла, и спектакль, который посмотрела Ольга, оказался судьбоносным.

«Это была пьеса итальянского режиссера по мотивам античной мифологии», – вспоминает Ольга. – Главным героем был Орест, он был жуткий трус, но боги постоянно толкали его в какие-то ситуации, с которыми надо было справляться. Я сидела и все четыре часа спектакля мысленно сравнивала себя с главным героем».

«Все думали, что я очень пафосная, а в городе просто не было зала с пандусом»

Первый поход Ольги в театр обернулся следующими, потом были рецензии на спектакли, появились знакомства в театральной среде. И наконец, одна из знакомых сказала: «Оля, ты так любишь театр! Сделай собственную театральную студию!» Так, не имея ни специального образования, ни опыта больших проектов, Ольга начала создавать «Особенный ТИП».

Для себя Ольга изобрела рецепт, который ни разу ее не подводил: «Если чего-то хочешь, продвигайся к этому маленькими шагами. Если чего-то не знаешь, ищи людей, которые могут тебе подсказать». О своем замысле она написала пост в соцсетях и последовательно рассылала письма сначала знакомым, а потом тем, кого знакомые могли порекомендовать. Так собралась группа людей, которые проявили интерес к новому проекту. Когда они решили устроить общее обсуждение, зал для встречи удалось найти в отеле «Marriott».

«Все, наверное, подумали, что я очень пафосная, – смеется Ольга. – А в городе просто не было другого зала с пандусом».

Там же на встрече возникла договоренность, что спектакли для студии будут ставить настоящие театральные режиссеры, одна из них, Галина Пьянова, провела первый кастинг. Ольга в это время искала зал для репетиций; он нашелся в городской библиотеке, куда сама Ольга заезжала через черный вход, а участники труппы без колясок заходили через обычный.

Позже Ольга окончила санкт-петербургскую «Школу социального театра», теперь она и сама работает с нынешними и будущими актерами.

«Если сравнивать меня с той девочкой, которая когда-то дружила с Фредди Меркьюри, я стала намного смелее, – рассказывает Ольга. – Раньше я много фантазировала, теперь я больше делаю. Раньше я носила мысленные латы, теперь я могу позволить себе быть уязвимой.

Конечно, я работаю с людьми, но не ощущаю себя гуру. Да, я писала театральные рецензии для инвалидов, работала с участницами конкурса красоты для девушек на колясках „Мисс интеграция“, сейчас я веду театральные курсы для детей с особенностями и их родителей. Но я никого не учу, и поэтому ни за чью судьбу не отвечаю. Я просто говорю людям: а можно жить еще и вот так. Это интересно и здорово».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?