Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

70% обращений – неудачи с трудоустройством

Аналитический отчет службы “Автобус милосердия” за июнь 2010 года

См. предыдущий отчет

Медицина

За июнь 2010 г. зарегистрировано 441 обращений.

Возрастной состав

Возраст меньше 30 лет От 30 до 50 лет Отсутст. данных о возр. Всего
Количество (%) 54 259 15 441

По группам заболеваний

КожВен Серд Травмы Обр.жиз. Простуд Туб. Жел-киш Ост
10 38 111 65 69 2 24 122

В группу «Остальные заболевания» вошли заболевания костно-мышечной системы, невриты, неврозы, симптоматические и не уточнённые диагнозы.

6 человек было госпитализировано по «Скорой помощи»:

– в 55 ГКБ с токсической энцефалопатией и циррозом печени
– в33 ГКБ с рубленой раной головы
– в15 ГКБ с рубленой раной надбровья
– в 7 туберкулёзную больницу с дыхательной недостаточностью
– в 29 ГКБ с влажной гангреной пальца стопы
– в 56 ГКБ с флегмоной предплечья

Все эти больные были госпитализированы в сопровождении наших сотрудников и приняты в лечебные учреждения. Двоим была оказана амбулаторная помощь в приёмном отделении, остальные положены на продолжительный курс лечения.

20 человек направлены в здравпункт, троим оказана амбулаторная помощь, остальные госпитализированы в различные больницы по направлению здравпункта. В том числе 5 человек – госпитализированы в 17 наркологическую больницу, что было сделано с согласия и активного желания самих больных.
Информация о госпитализированных передана группе помощи бездомным в больницах.

Ещё 7 человек, направленных в здравпункт, туда не прибыли (по разным причинам – чаще всего отказ от медицинской помощи)

Остальным пациентам (в удовлетворительном состоянии) были оказаны различные виды доврачебной помощи:
• выданы медикаменты,
• оказаны консультации,
• проведены несложные манипуляции: перевязки, инъекции и др

Необходимо обращать внимание на гигиену наших подопечных, закупать и раздавать предметы гигиены – мыло, зубные щётки, пасту, бритвенные станки, прокладки (для женщин), памперсы (для инвалидов).

Социальная работа:

В течение июня к социальному работнику службы обратилось 81 человек.

Мужчин – 61 (73%)
Женщин – 20 (27%)

По возрасту:

До 30 лет – 13 (16%)
От 30-50лет – 50 (60%)
Старше 50лет – 18 (24%)

По причине критической ситуации:
– после мест лишения свободы – 24(29%)
– неудачи с трудоустройством – 56 (67%)
– жертвы насильственных противоправных действий – 40 (54%)
– семейные и бытовые конфликты – 44 (53%)
– бродяжничество, как образ жизни – 5 (6%)
– мигранты – 1 (1,2%)
– неудачи при сделках с жильём 5 (6%)

В этом месяце произошел резкий скачок обращений по причине неудач с трудоустройством – почти 70%. Именно за счёт этой категории выросло общее количество обратившихся за помощью. Однако делать из этого глобальных выводов о колебании причин бездомности в Москве пока нельзя.

Подопечным оказана следующая помощь:

– Приобретены проездные документы: – 8 подопечным (9%)
– Отправлены на перекладных с указанием маршрута и справкой-ходатайством о беспрепятственном проезде – 29 подопечных (35%)
– помощь в оформлении временных документов – 15 подопечным(17,5%)
– устроили в соц.учреждения – 4 человек (4,8%)
– оформлены сертификаты на возвращение иностранным гражданам – 7 (8,5%)
– оказано содействие в трудоустройстве – 11 подопечным (13%)
– выданы предметы одежды, обуви и белья – 75 подопечным (90%)
– оказана консультативная помощь – 76 подопечным (91%)

Помощь в преодолении субъективных препятствий к ресоциализации:

Трудности диалога.
Возможно, не хватает любви к этим людям. Возможно, не хватает мудрости и опыта. Вероятно, мало веры и надежды на Бога. Проблемы пока две:

Алкоголь не сдаёт позиций:

При том, что алкоголизм имеет широкое распространении среди бездомных, желающих избавиться от этого недуга – единицы. Однако и у этих единиц имеющееся желание лечиться и выздоравливать крайне неустойчивое. Пример (из отчёта диакона Олега).

«Обратился мужчина, зовут Павел, лет 40 с жалобами, что не может бросить пить. В руке держал банку «Красного дьявола».

Я его расспросил. Бывший офицер, воевал в обе Чеченские кампании. Сейчас работает сантехником. Москвич. Живёт с женщиной без регистрации брака. Пьянство своё объясняет отсутствием осмысленности своей жизни. Запои отрицает. Пьёт каждый день помногу (до 2-х литров водки). С утра похмеляется. Работу не прогуливает. Во время работы не пьёт, а пьёт вечером. Пагубность привычки осознаёт, но отказаться сам не может. Я посоветовал обратиться к наркологу, так как налицо – зависимость, которая обязательно должна быть пролечена медикаментозно. Посоветовал я также после наркологического лечения исповедаться и начинать жить церковной жизнью. Попенял ему за употребление напитков с кощунственным названием. Судя по его ответной реакции, полученные рекомендации его не вдохновили».

Другой пример, более красноречивый (источник – тот же):

«…мы беседовали с мужчиной 60 лет по имени Пётр Савельевич. С его слов он окончил Черниговское высшее лётное училище. В нем же он остался работать инструктором по пилотажу до расформирования училища в 1994г. Подробности, которые он упоминал, позволяют допустить правдивость рассказа. Вначале он обратился с просьбой отправить его к постоянному месту жительства в другой город (впоследствии выяснилось, что он – москвич, потерявший жильё). Затем он изменил свою просьбу на просьбу направить его в реабилитационный центр для алкоголиков. Я предложил сначала пройти курс лечения в 17 наркологической больнице. Пётр начал отказываться:
– У меня нет документов. Без документов меня не примут.
– Примут! Мы госпитализировали уже несколько десятков людей без документов.

Через некоторое время:
– Прости, брат! Я боюсь… В наркологии – одни уголовники… Я не выдержу и кому-нибудь в морду дам!
– Там уголовников не больше, чем здесь на улице… И потом, что же теперь тебе – погибать из-за этого страха, у которого глаза велики? Подлечишься – авось, подобреешь…

Через некоторое время:
– Отец Олег, я не понимаю некоторых моментов в Священном Писании.
– Представляешь, я тоже! А у тебя какие трудности?

Пётр начал приводить выдержки из 2 послания к Тимофею – почему ап. Луки не было во время второго суда над ап. Павлом? Затем спросил, уверен ли я, что авторство послания к Евреям принадлежит ап. Павлу? И почему начиная с 11 главы Бытия разговор идёт сплошь о евреях, когда Бог – не только Бог евреев но и язычников тоже? Почему каждый из евангелистов обращается к своей аудитории, приноравливаясь к ней своими аргументами. Не снижает ли это обстоятельство, вытекающее из слишком человеческих соображений, авторитета Писания, как Богодухновенной Книги?
Я ответил на вопросы, какие мог, однако с глобальным вопросом – доверия Священному Писанию – предложил повременить, и не задаваться этим вопросом в состоянии подпития, пообещав вернуться к этой проблеме после вывода Петра из состояния запоя.
Через некоторое время Пётр ушёл».

Если человек сегодня хочет лечиться, и ему сегодня эту возможность не предоставить, – завтра его уже не поймаешь. Ненадёжной мотивацией к лечению являются уговоры. Больной начинает ставить условия (как будто это нужно не ему, а нам), и, в конечном итоге отказывается от лечения. Пример (отчёт диакона Олега):

«Ко мне пришла социальный работник храма св. прор. Илии в Черкизово с рассказом о неудачной попытке госпитализации двух своих подопечных в 17 наркологическую больницу. Подопечные Дмитрий и Людмила регулярно пребывают на территории храма, где просят милостыню и выполняют некоторые подсобные работы. Дмитрий сильно пьёт. Надежда (соцработник), видимо, уговорила Диму лечиться. Дима согласился при условии, что с ним будет Людмила которая не пьёт, и не является зависимой). Людмила ради этого согласилась лечь в больницу (её уговорили). Когда был оформлен талон на госпитализацию в Департаменте Здравоохранения, Дима сказал, что они поедут в больницу своим ходом, так как ему нужно заехать в храм «попрощаться» и взять некоторые свои вещи. Это я расценил, как «поиск лазейки», поэтому дал команду группе сопровождения заехать вместе с подопечными в храм, и оттуда – в больницу. Оба подопечных были госпитализированы, и оба же в тот же день ушли из больницы.
Я порекомендовал Надежде оставить подопечных в покое, и не уговаривать их».

Но и при активном желании лечиться не все пациенты понимают серьёзности проблемы. Стандартным мотивом отказа от последующей реабилитационной программы, как правило, выставляется желание «поскорее найти работу». У нас таких пациентов в июне было трое. Один – Сергей – исчез из нашего поля зрения после выписки сразу. Второй – Евгений – уверял, что после выписки пить ни в коем случае не станет, что и раньше-то не пил. Ему, как он сообщил, нужно искать работу, но прежде нужно съездить за паспортом в Судогду. Выписавшись, он поехал в Судогду, откуда приехал с паспортом, и пьяный (за пазухой держал бутылку 1,5л со слабоалкогольным коктейлем). Мы ему предложили пройти повторный курс лечения, он сразу согласился и был госпитализирован. На следующей неделе он выписался по собственному желанию, и попросил найти ему работу. Мы вместо работы предложили его направить в общину «ТИЛь» – согласился скрепя сердце. Установив договорённость с руководителем центра – Михаилом Морозовым, мы назначили отправку на следующий день, но пациент не пришёл. Диакон Олег с утра видел его в 1ГКБ живым и здоровым, и тот сказал, что «проспал» и «бегу!», но группа сопровождения его так и не дождалась в течение дня».

Вадим – наш прошлогодний подопечный. Пришёл к нам в этом году с просьбой о направлении в наркологию. Во время его лечения мы посещали его и предлагали направить в «ТИЛь», он отказался. Через неделю пришёл, уже без документов, согласный на всё. Был направлен в «Свободу».
Двоих подопечных – мужчину по имени Сергей и женщину (пожилую) по имени Элла мы госпитализировали в один день. В этот день они успели «подружиться», и выписавшись в один день (скорее всего по обоюдной договорённости), сразу «отметили» это событие. Здесь – наша явная ошибка: такие «дружественные» союзы нужно сразу разрушать безжалостно. Вообще же оптимально госпитализировать по одиночке. Мы им отказали в дальнейшей помощи.

Следующая проблема – особая социальная стратегия бездомных. Она заключается цитируя «апологета бомжей» Олега Боровских , в следующем:

«А я жив – после десяти лет скитаний. И вовсе не потому, что чем-то лучше других бездомных. Просто для меня сразу стало ясно, что вот такое уничтожение нищих – это система. Вонь, идущая от бомжей – это вонь от самой системы. Во главе этой системы – палачи. Надеяться на милость от палачей – верх глупости. Нужно воспринимать это государство как врага – и держаться от этого врага подальше. Поменьше у него просить, поменьше заглядывать на вокзалы, и вообще в какие-либо государственные учреждения, ни в коем случае не ждать снисхождения, или понимания.»

Как врага, бездомные воспринимают не только государство, но и все основные институты «большого общества», включая Церковь, и вообще, благополучных граждан. Пример (отчёт диакона Олега):

«Во время приёма ко мне обратился мужчина лет 30, зовут Вячеслав, в состоянии алкоголного опьянения с желанием побеседовать. Я указал ему на необходимость для серьёзного разговора быть трезвым. На что он ответил мне, что в трезвом состоянии он «ни в жисть» не подойдёт близко к Церкви или к попу, так как им владеет безотчётный страх. О себе он рассказал, что приехал в Москву на заработки, но его ограбили. Дома его ждёт беременная жена на 7-м месяце, а он здесь пьёт от отчаяния, так как без денег домой возвращаться стыдно. От злости он готов «резать глотки».

В состоянии озлобленности бездомные не просто не верят, что им кто-то желает помочь, а и просто не воспринимают информацию:

«Владимир, 58 лет. Остался бездомным в результате конфликта с женщиной, с которой жил вместе 12 лет без регистрации брака. Ранее был дважды женат, венчан не был ни разу. Конфликт с последней спутницей жизни связывает с её изменой. Выписать её с жилплощади, находившейся в муниципальной собственности, Владимир не смог, так как по суду (при участии свидетелей, засвидетельствовавших факт длительного совместного проживания, приравнивающегося к семейной жизни, и в связи с двумя несовершеннолетними детьми) её признали вправе проживать на данной жилплощади. Примечательно, что Владимир в течение всех 12 лет совместной жизни отказывался регистрировать брак, на чём настаивала его подруга. Возможно, что этим и было подорвано взаимное доверие, и союз распался. Я не стал обличать Владимира в неправоте, и подсказал ему возможность трудоустройства с проживанием, направив к нашему соцработнику. На вопрос Владимира, почему Бог ему не помогает, я ответил, что сам Владимир об этом Бога никогда не просил (т.к. в Церковь не ходил), иначе бы его жизнь сложилась бы иначе. Через два дня его встречаю на том же месте.
– Ну что, был у Романа (наш соцработник)?
– Какого Романа?
– Привет! Ты что не помнишь, о чём мы с тобой давеча говорили?
– Нет, не помню.
– Я вот помню, что ты Владимир С., и мне это особенно помнить не нужно, а ты не помнишь, о чём мы с тобой говорили в прошлый раз – битый час, и это касалось твоих интересов?!
– Ну, разные люди – разная память (с достоинством!).
– Не понимаю, вы что тут все – бестолковые? Или наоборот, слишком умные?!
– Наверное, умные.
– Ну и живите своим умом!
– Так будешь мне помогать или нет?
– В чём?
– Понятно! Я лучше сдохну, но мне от вас ничего не надо…»
В работе группы приёма принимал участие священник, служащий в храме св. блгв. цар. Димитрия сорокоуст после рукоположения – о. Валерий.

Из отчёта д. Олега:

«Отец Валерий много и активно беседовал с подопечными. Я обратил внимание на его стиль, который можно считать универсальным: разговор начинать с имени подопечного и, затем рассказывать о его Небесном покровителе. Это, как правило, вызывает интерес у слушателя. Однако, как я заметил, активная беседа часто натыкается на неприятие слов и увещаний священника, подопечные как бы оправдываются неудачно сложившимися внешними обстоятельствами…
О. Валерий беседовал с безногим бездомным. Тот глумился, называя себя мессианскими именами: (я – Сын Человеческий и пр…), симулируя бред величия, что было бы похоже, если бы не его хитрая, смеющаяся физиономия»…

Как преодолеть, переломить эту стратегию наших подопечных? Очень надеемся на помощь читателей.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?