Участие а потом – неучастие России в Евровидении привели к тому, что у некоторой части населения проснулся интерес к жизни тех людей, которых в официальных документах называют маломобильными. Вдруг выяснилось, что в обществе есть большое количество людей, наивно полагающих, что если по ТВ показали так называемый низкопольный автобус, то дела в этой сфере у нас обстоят не хуже, чем в остальном мире, а может быть даже и лучше.
К сожалению, здесь придется использовать слово «вранье». Нет, не про автобусы. Их очень мало, но они появляются. Вранье – про «не хуже, чем в остальном мире».
Хуже, значительно хуже. И дело не в автобусах.
Поучаствовав в одной из перепалок на эту тему, я решил использовать поездку в Барселону для сравнения, внимательнее посмотреть, как живут эти люди в столице Каталонии. А поскольку всегда считал, что любые слова ничего не значат против практики, отправился в часовую прогулку от Барселонеты до площади Испании. Шел и наблюдал.
Надо ли говорить, что тротуары, которые в Барселоне не перекладывают почти никогда (только текущий ремонт), ровные. Плитка не качается, не встает на попа, ям нет. Не паркет, конечно, но здесь я хожу, не глядя под ноги. Конечно, тротуары все с удобными съездами.
У нас тоже это делают, но попробуйте, например, пройти по Большой Дмитровке, взявшись за руки. Не сможете – весь тротуар перегорожен «малыми архитектурными формами». Гулять здесь удобнее всего гуськом. Инвалид в коляске тоже замучается маневрировать.
А если тротуар перегорожен пафосным крыльцом какого-нибудь офиса, то смысл съезда совершенно теряется.
Пандусы в переходах – это для экстремалов. Есть лифты и эскалаторы. И у нас (кое-где).
Однако чувствуется некоторая разница в подходах. Испанский лифт просторен, выглядит современно, виден издалека. Наш не очень заметен, тесен и похож на контейнер для мусора.
Ну ладно, идём дальше, гуляем, смотрим по сторонам. Барселона – город древний, поэтому булыжная мостовая здесь встречается. Например, недалеко от старого порта, возле музея Каталонии. Примерно такая у нас на Красной площади. А вот это асфальтовые дорожки положенные поверх брусчатки для того, чтобы коляски могли нормально передвигаться.
Сами тротуары достаточно широкие. Во всех больших магазинах – удобные пандусы и специально оборудованные входы, кнопки, чтобы вызвать помощь.
Итог. В Барселоне около трех десятков людей в самоходных и ручных колясках, с «ходунками» встречены всего лишь за один час.
Они идут по делам, покупают товары на рынке, сидят в кафе с друзьями, просто греются на солнце, ждут на остановке автобус (видимо, тот самый).
А где же наши? Вроде бы у нас как в Греции, тоже все есть. Пусть поплоше, пожиже, но ведь есть. Значит, должны быть и те, кто всем этим пользуется?!
Часовую прогулку по центру Москвы я совершаю практически ежедневно. С нулевым результатом. Впрочем, прошлым летом регулярно наблюдал одного водителя «самоходки» на Белой площади. Видимо потому, что это чуть ли не единственное место в городе, где можно передвигаться на подобном транспортном средстве. Попрошаек на перекрестках я не считаю умышленно. Только гуляющие, идущие по своим делам, сидящие в кафе.
Сегодня проделал «контрольный», уже двухчасовой переход – Лесная, Новослободская, Малая и Большая Дмитровки, Тверская. НИ ОДНОГО!
В чем же дело? Может быть, дело в том, что помимо автобусов и лифтов этим людям нужно нормальное, человеческое отношение всего общества, а не отдельных сочувствующих?
Вот например, везде есть инвалиды, передвигающиеся на автомобилях. Для них во всех странах делают специальные парковочные места. Только в Москве они по странной причине все всегда заняты. Обратите внимание, сколько вдруг в стране появилось Мерседесов и БМВ со знаками «инвалид». Конечно, все знают, почему эти места заняты в Москве. Потому что все врут. Врут водители, прикидывающиеся инвалидами или их помощниками, врут те, кто оформляет липовые справки, врет полиция, заявляющая, что ничего не может с этим поделать.
А как в Испании? Вот так. Никто не посягнул на эти места. А ведь ситуация с парковками в Барселоне не лучше московской. И полиции рядом не видно. Просто, люди другие. Я далек от стремления идеализировать европейцев. Люди – везде люди, и при возможности «похимичить» – «химичат». Но моральные тормоза там понадежнее.
Соотношение 30:0 не просто грустное. Отсутствие колясок на российских улицах – это очень жесткое обвинение обществу и власти. И что бы ни показывали в парадных телерепортажах, нужно просто выйти на улицу и оглянуться. Видите этих людей? Нет? А ведь они существуют, и их много. Просто сидят в своих жилищах, запечатанные там равнодушием и враньём.
Небольшой апдейт из Канн.
Уличный туалет-автомат, оказывается, тоже может быть приспособлен для нужд колясочников. При этом его совсем не обязательно делать похожим на вход в бомбоубежище.
А если хочется пойти на пляж? Да пожалуйста. Вот лифт.
Источник: блог Бориса Зверева
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.