Как помогать, чтобы не испытать разочарования? Правила личной благотворительности, которые нужно знать каждому – от руководителя фонда Со-единение Татьяны Константиновой

Я руковожу уже вторым благотворительным фондом. А до этого была донором, т.е. жертвовала деньги сама. Я была такой же как вы, т.е. хотела помогать, но не всегда знала как это сделать наиболее эффективнее.

Четыре года в фонде помощи взрослым Живой я плотно работала именно с адресными пожертвованиями и вот какие выводы оттуда вынесла:

— Не все, кто просит о помощи, действительно в ней нуждаются. Банально? До работы в фонде я была уверена в обратном.

— Одно из самых опасных разочарований — потеря доверия. Человек переживает это остро и зачастую перестаёт верить вообще всем.

— Жертвовать деньги — не просто акт милосердия, но и большая ответственность за то, как эти деньги будут потрачены. Поэтому утешение формата: «Их Бог накажет за обман», не очень работает. Безумно горько видеть, как деньги легко приходят к мошенникам, в т.ч. «профсоюзу попрошаек» на улице и не попадают к действительно нуждающимся.

— Не стоит близко сходиться с тем, кто просит у тебя денег (если только это не твой знакомый). Лучше иметь профессионального посредника, который проверит историю просящего на чистоту и умеет вовремя сказать твёрдое нет, в случае, если просящий захочет зайти дальше.

(Такое тоже не редкость. До сих пор приятельствую с мужчиной, который позвонил мне со словами: «Вы в фондах все мошенники, я вам не верю» и попросил напрямую связать с семьёй больного. А когда семья эта крепко села на шею «отцу родному» (не придуманный эпитет) и стала ненавязчиво просить купить им еще и автомобиль, человек этот позвонил мне с просьбой оградить его от наглецов).

— Деньги надо перечислять в организации: фонд, лечебное учреждение, реабилитационный центр и т.д. Их деятельность строго регламентирована и подконтрольна. Как только деньги попали на личный счёт больного – вы теряете контроль за их адресным использованием.

— Правильно работающие фонды — это удобный инструмент для вас, чтобы помочь другим.

Итак, что же делать, если к вам обратились в сети/на улице/в транспорте за помощью?

1. Никому не верьте на слово. (К слову, незнакомым фондам тоже не верьте, пока не проверите).

2. То, что у вас несколько общих френдов, ничего не значит. Некоторые люди добавляют к себе во френды довольно большое количество незнакомых людей, по самым разным причинам.

3. Попробуйте найти в тексте просьбы эмоциональные крючки. То, что быстро включает эмоцио, отключает рацио, на что нас можно поймать. «Поможем ангелочку», «врачи-убийцы», «детки», «я знаю, вы добрые неравнодушные люди», «завтра застрелят 20 несчастных овчарок». МНОГО КАПСЛОКА И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ!!! Вот это вот всё заводит вас и не позволяет анализировать информацию.

4. Посмотрите на имя просящего. Оно должно быть правдоподобно, а не «мама Валерочки» и т.д.

5. Возьмите кусок текста, с которым к вам обращаются и тупо забейте в поисковик. Посмотрите, на каких ресурсах размещена эта просьба, как автор общается с другими людьми. Проверьте, не взята ли история ребёнка (обычно просьбы касаются детей, со взрослыми мошенники не работают – на взрослых почти не жертвуют) с сайта какого-нибудь фонда.

6. Если увидите, что подобная просьба висит на сборе у фонда, аккуратно, невзначай поинтересуйтесь у просящего: «Ой, а вам, получается, вообще никто не помогает? Самим приходится деньги искать?» Посмотрите, что вам ответят. Расскажут про фонд, уже хорошо. Начнут жаловаться на всеобщее равнодушие – делайте выводы.

7. Вообще не стесняйтесь задавать как можно больше вопросов. «Какая больница? Как зовут врача? (потом не забудьте проверить данные) и т.д. Настоящих нуждающихся вы не обидите, они будут отвечать уверенно, спокойно, с подробностями. Мошенники же будут путаться в показаниях или сливаться. Чем тратить время на вас, въедливых, в сети всегда можно найти менее внимательных жертв.

8. Все нормальные честные сборы содержат в открытом доступе медицинские документы больного и подробный отчёт о собранных средствах. Если этого нет, на просьбы показать документы люди не реагируют, а деньги собираются массой способов, в т.ч. на номер мобильного телефона, то скорее всего, дело тут нечисто.

9. Вообще посмотрите, бьётся ли информация в тексте друг с другом. Ну, например, адресат, представившийся матерью ребёнка-инвалида пишет, что живут они в Москве в Чертаново. Семья из трёх человек, один школьник, второй инвалид. Отец ребёнка не помогает вообще, живут на пенсию ребёнка по инвалидности, мать не работает, квартиру снимают. Вопрос: сколько сейчас стоит снять квартиру в Москве? Какой размер пенсии? Ну и т.д. не стыкуются сведения. А чуть ниже еще смотришь, а там система написала, что письмо отправлено с айфона. Вот тебе и несчастная семья, живущая на одну пенсию.

10. Про «не верьте на слово» писала уже? Еще напишу. Помните, в самом начале я говорила, что до работы в фонде была уверена, что если уж человек попросил о помощи, значит всё, край, ему действительно нужно. Ничего подобного. Многолетний опыт показал, насколько я была наивна.

Проверять надо всё, в том числе медицинскую составляющую просьбы. Например, действительно ли ребёнку в терминальной стадии онкологии необходимо лететь в Сингапур, за несколько тысяч километров, в другую климатическую и эпидемиологическую обстановку, не берусь вам сейчас назвать за сколько миллионов рублей?

Что же делать?

Помогать, конечно. Только, в целях сохранения ваших сил, времени, денег и веры в человечество, используйте уже работающий инструмент – благотворительный фонд, сотрудники которого сделают всю ту работу, которую я описала выше. Поговорят, выяснят, проверят и только потом вывесят у себя на сайте.

Вам просто надо выбрать те фонды, которым вы доверяете, с которыми хотели бы сотрудничать. Вот эту работу за вас никто не сделает. Мне в своё время было важно знать, кто же эти люди, что потом распоряжаются моими деньгами. Я поехала и познакомилась с ними. Увидела живых людей, а не буковки на экране, их реакции. Позадавала вопросы, выяснила для себя важные вещи и потом уже спокойно жертвовала.

Возможно кто-то из вас сейчас досадливо поморщился: Ну,вот, пела-пела и в конце всё равно агитирует за фонды.

Ответ тут простой – менеджментом от благотворительности, как и любым другим делом, должны заниматься профессионалы. Только тогда мы максимально убережем себя от разочарований, потери денег и получим нужный нам, а не обманувшему нас дяде результат.

Источник