Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский: великий праведник ХХ века

ТРОПАРЬ, глас 5-ый:
Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих за весь мир присно возносимых; / тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне!

Владыка Иоанн
Великий праведник 20-го века

Игумен Александр (Милеант)

«Святость – это не просто праведность, но достижение такой духовный высоты, что благодать Божия, наполняющая святого, от него переливается и на тех, кто общается с ним. Велико блаженство святых, в котором они пребывают, созерцая славу Божию. Будучи полны любви к Богу и людям, они отзывчивы на людские нужды и ходатайствуют перед Богом и помогают тем, кто к ним обращается».

Жизнь праведника
ВЛАДЫКА ИОАНН, в крещении Михаил, родился в Харьковской губернии 4-го июля 1896-го года у благочестивых дворян Бориса и Глафиры Максимович. Уже с детства в юном Михаиле чувствовалось какое-то особое стремление к святости, подобное тому, какое было у его дальнего родственника – выдающегося сибирского миссионера святителя Иоанна, митрополита Тобольского, прославленного Богом чудесами и нетлением мощей. Михаил был болезненным мальчиком с плохим аппетитом; игрушечных солдатиков он превращал в монахов, а крепости – в монастыри. Святогорский монастырь, расположенный недалеко от имения Максимовичей, располагал молодого Михаила к вдумчивому отношению к жизни. Под влиянием отрока Михаила инославная гувернантка приняла Православие.

В 1914-ом году Михаил окончил Полтавский Кадетский Корпус и поступил в Харьковский Императорский Университет на юридический факультет. Учился он превосходно, хотя часть своего времени он уделял изучению житий святых и духовной литературе. Харьковская церковная жизнь содействовала начальным шагам юного Михаила по пути благочестия. В усыпальнице харьковского собора почивали мощи чудотворца архиепископа Мелетия (Леонтовича), который проводил ночи в молитве, стоя с поднятыми руками. Михаил полюбил этого святого и начал ему подражать в подвиге ночного бодрствования. Так постепенно у юного Михаила стало зреть желание всецело посвятить себя Богу, и в связи с этим в нем стали проявляться высокие духовные качества: воздержание и строгое отношение к себе, великое смирение и сострадание к страждущим.

Еще до отъезда из России юный Михаил познакомился с Блаженнейшим Митрополитом Антонием (Храповицким), основателем Русской Зарубежной Церкви. В конце гражданской войны Михаил со своей семьей эвакуировался в Югославию, где поступил на богословский факультет Белградского университета, который он окончил в 1925-ом году. Ближе познакомившись с юным Михаилом, Митрополит Антоний очень полюбил его и приблизил к себе. В 1926-ом году Митрополит Антоний постриг Михаила в монахи с именем Иоанна (в честь митрополита Иоанна Тобольского) и вскоре посвятил в иеродиаконы. На праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы инок Иоанн стал иеромонахом. В 1929-ом году он начал преподавать в сербской гимназии и быстро завоевал любовь учащихся своим умением вдохновлять их высокими христианскими идеалами.

Будучи иеромонахом, Иоанн продолжал преуспевать в подвиге строгого воздержания, к которому он присовокупил непосильный для большинства людей подвиг всенощной молитвы. В этот период по просьбе местных греков и македонян он начал служить для них на греческом языке. Подобно святому праведному Иоанну Кронштадтскому Владыка ежедневно служил Литургию, которая давала ему большую духовную силу, согревающую в нем любовь к Богу и людям. Иеромонах Иоанн стал посещать больницы и отыскивать больных, нуждающихся в молитве, утешении и причащении. Так как известность иеромонаха Иоанна непрерывно росла, то заграничные архиереи решили возвести его в епископы. Желая уклониться от такого высокого звания, иеромонах Иоанн стал ссылаться на свое косноязычие. Но архиереи остались непреклонными, указав ему, что и пророк Моисей был косноязычным.

Посвящение иеромонаха Иоанна во епископы с назначением его на Шанхайскую епархию состоялось в мае 1934-го года. Новорукоположенный Владыка прибыл в Шанхай в конце ноября и сразу же взялся за восстановление церковного единства, установив связь с местными православными сербами, греками и украинцами. В это же время Владыка занялся построением огромного собора в честь иконы Богоматери «Споручницы грешных», который был закончен вместе с трехэтажным приходским домом и колокольней. Обладая неиссякаемой энергией, Владыка Иоанн был вдохновителем построения храмов, госпиталей и приютов и принимал самое живое участие во многих общественных начинаниях русского Шанхая.

Но при всей этой кипучей деятельности, Владыка Иоанн пребывал как бы в ином мире. Чтобы избежать мирской славы и людских похвал, он по временам притворялся юродивым. Пребывая постоянно в молитве, Владыка, если не служил в храме, то сам вычитывал все суточные богослужения. Часто Владыка ходил босиком даже в самые холодные дни, ел однажды в день, а в посты питался лишь просфорой. Для бодрости он по утрам обливал себя холодной водой. В гости не ходил, но нуждающихся в помощи всегда посещал даже в самое неожиданное время и в плохую погоду. Знакомых больных Владыка ежедневно посещал со Святыми Дарами. Он обладал прозорливостью и даром сильной молитвы. Записано множество случаев чудесной помощи по молитвам Владыки Иоанна.

Некая прихожанка в 1939 г. по причине постигших ее испытаний стала терять веру. Однажды, войдя в храм во время служения Владыки Иоанна, она увидела, как во время пресуществления святых Даров огонек в виде большого тюльпана опустился в Чашу. После этого чуда вера вернулась к ней, и она стала каяться в своем малодушии.

Однажды от постоянного стояния нога Владыки сильно распухла, и врачи, опасаясь гангрены, предписали ему лечь в госпиталь. После долгих просьб, наконец, удалось уговорить Владыку лечь в русскую больницу. Но пробыл он в ней недолго: в первый же вечер он тайно сбежал в собор, где отслужил всенощное бдение. Через день опухоль ноги бесследно прошла.

Владыка посещал тюрьмы и служил Литургию для арестантов. Нередко при виде Владыки душевно больные успокаивались и с благоговением причащались. Однажды Владыку Иоанна пригласили причастить умирающего в русской больнице в Шанхае. Владыка взял с собой священника. Прибыв в больницу, он увидел молодого и жизнерадостного человека, возрастом 20-ти лет, играющего на гармошке. Этого юношу должны были выпустить из больницы на следующий день.
Владыка Иоанн подозвал его со словами: «Хочу сейчас тебя причастить». Молодой человек тут же исповедался и причастился. Изумленный священник спросил Владыку, почему он не пошел к умирающему, а задержался с очевидно здоровым молодым человеком. Владыка ответил: «Он умрет сегодня ночью, а тот, который тяжело болен, будет жить еще много лет». Так и произошло.

Огромным делом милосердия Владыки было построение в Шанхае приюта для сирот и нуждающихся детей. Вначале в приюте проживало 8 сирот, с годами приют стал давать убежище сотням детей, а в общей сложности через приют прошло 1500 детей. Владыка сам собирал больных и голодающих детей с улиц шанхайских трущоб. Однажды во время войны в приюте не хватило продуктов для питания детей. Владыка молился всю ночь, а утром – звонок: прибыл представитель какой-то организации с крупным пожертвованием для приюта. Во время японской оккупации Владыка объявил себя временным главой русской колонии и проявил большое мужество, защищая русских перед японскими властями.

В Шанхае преподавательница пения Анна Петровна Лушникова учила Владыку правильно дышать и правильно произносить слова, и этим помогла ему улучшить дикцию. В конце каждого урока Владыка платил ей 20 долларов. Однажды, во время войны, в 1945 году она была тяжело ранена и попала во французский госпиталь. Чувствуя, что ночью она может умереть, Анна Петровна стала просить сестер позвать Владыку Иоанна, чтобы ее причастить. Сестры отказались это сделать, так как вечерами госпиталь запирали из-за военного положения. Вдобавок этой ночью был сильный шторм. Анна Петровна рвалась и звала Владыку. Вдруг около 11 часов ночи в палате появился Владыка. Не веря своим глазам, А.П. спросила Владыку сон ли это, или он действительно пришел к ней. Владыка улыбнулся, помолился и дал ей причастие. После этого она успокоилась и заснула. На следующее утро она почувствовала себя здоровой. Никто не верил А.П., что Владыка навестил ее ночью, так как госпиталь был наглухо заперт. Однако соседка по палате подтвердила, что она тоже видела Владыку. Больше всего всех поразило то, что под подушкой у Анны Петровны нашли 20-ти долларовую бумажку. Так Владыка оставил вещественное доказательство этого невероятного случая.

Бывший шанхайский прислужник Владыки, ныне протоиерей Георгий Л., рассказывает: «Несмотря на строгость Владыки, все прислужники очень его любили. Для меня же Владыка был идеалом, которому я хотел подражать во всем. Так, во время Великого поста я перестал спать в кровати, а ложился на пол, перестал есть обычную еду с семьей, а вкушал наедине хлеб с водой… Родители заволновались и повели меня к Владыке. Выслушав их, Святитель повелел сторожу пойти в лавку и принести колбасу. На мои слезные просьбы о том, что я не хочу нарушать Великий пост, мудрый Архипастырь приказал мне есть колбасу и всегда помнить, что послушание родителям важнее самовольных подвигов. «Как же мне быть дальше, Владыка?» – спросил я, желая все же как-то «особенно» подвизаться. – «Ходи в церковь, как ты до сих пор ходил, а дома делай то, что тебе говорят папа и мама.» Помню, как я тогда огорчился, что Владыка не назначил мне каких-нибудь «особых» подвигов».

С приходом к власти коммунистов русские из Китая бежали на Филиппинские острова. Пять тысяч беженцев находились на острове Тубабао. Владыка ежедневно обходил остров и своими молитвами и крестным знамением ограждал остров от сезонных тайфунов, это признавали и сами филиппинцы. По ходатайству Владыки в Вашингтоне изменили закон о русских беженцах, благодаря чему многие русские были допущены в США.

В 1951-ом году Владыка возглавил Западно-Европейскую епархию, с кафедрой в Париже. Владыка приложил большие усилия, чтобы присоединить к Зарубежной Церкви приходы французской Православной Церкви и помог создать Голландскую Православную Церковь. Владыка обратил внимание на существование древних местных святых, дотоле неизвестных Православной церкви. По его инициативе Синод вынес резолюцию о почитании ряда святых, из живших на Западе до разделения церквей в 1054 году. Владыка постоянно разъезжал по Европе и служил Литургии то по-французски, то по-голландски, а позднее – по-английски. Многие его почитали, как бессребренника-целителя.

Е.Г. Черткова вспоминает: «Я несколько раз ходила навещать Владыку, когда он жил в Кадетском корпусе под Парижем. У него была маленькая келия на верхнем этаже. В келии находились стол, кресло и несколько стульев, а в углу – иконы и аналой с книгами. Кровати в келии не было, потому что Владыка не ложился спать, а молился, опираясь на высокую палку с перекладиной наверху. Иногда он молился на коленях; вероятно, когда клал поклоны, то немного засыпал в таком положении, на полу. Вот как он себя изнурял! Иногда во время нашего разговора, мне казалось, что он дремлет. Но когда я останавливалась, он сразу говорил: «Продолжайте, я слушаю».

«Когда он не служил, а находился дома, то обычно ходил босиком (для умерщвления плоти) – даже в самые сильные морозы. Бывало идет босиком в мороз по каменистой дороге из корпуса до храма, который находился у ворот, а корпус стоял внутри парка, на горке. Однажды он повредил себе ногу; доктора не могли вылечить ее, и была опасность заражения крови. Пришлось положить Владыку в госпиталь, но он отказывался лечь в кровать. Однако по настоянию начальства Владыка, в конце концов, покорился и лег в постель, но подложил под себя сапог, чтобы было неудобно лежать. Сестры госпиталя, француженки, говорили: «Вы привезли к нам святого!» К нему каждое утро приезжал священник, служил Литургию и Владыка причащался».

«Так как у нас одно время не было своего священника, то однажды к нам приехал священник из другого прихода и отслужил всенощную. Вся всенощная длилась 45 минут! Мы пришли в ужас! Столько было пропущено, что мы решились сказать об этом Владыке в надежде, что он повлияет на этого священника, в смысле соблюдения порядка богослужения. А Владыка, мило улыбнувшись, говорит нам: «Ну, вам никак не угодишь! Я служу слишком долго, а тот слишком коротко!» Как мило и кротко Владыка научил нас не осуждать».

В. Д. рассказывает: «Многие знали, что Владыку не надо просить кого-нибудь посетить: Сам Господь внушал ему куда и к кому идти. В парижских госпиталях многие знали Владыку Иоанна и впускали в госпиталь в любое время. Причем Владыка безошибочно направлялся, куда нужно. Когда мой брат получил ранение в голову, его положили в больницу.

Рентгеновский снимок показал, что у него большая трещина в черепе. Его глаза опухли и залились кровью; он находился в ужасном состоянии. Владыка, который не знал моего брата, каким-то чудом нашел его в больнице, помолился над ним и причастил. Когда моему брату сделали повторный снимок головы, то трещины не нашли. Мой брат быстро поправился. Доктор же ничего не мог понять!».

Последние годы Владыки Иоанна
Евангельские Заповеди Блаженства, имея последовательную связь между собой, завершаются наградой за терпение поношений и гонений за правду. Подошло время и для Владыки Иоанна на закате своих дней претерпеть многие скорби. Эти скорби застали его еще в Брюсселе: из Сан-Франциско к нему доходили печальные вести от его духовных чад, что в их приходе начались разногласия. В это время давний друг Владыки Иоанна, Архиепископ Тихон Сан-Франциский, ушел на покой. В его отсутствии сооружение собора было приостановлено, и ссора парализовала общину. В ответ на настойчивую просьбу тысяч русских прихожан в Сан-Франциско Синод назначил Архиепископа Иоанна на Сан-Францискую кафедру для восстановления мира и окончания постройки собора.

В Сан-Франциско, этот вечно туманный град дальнего Запада, Владыка прибыл осенью 1962-го года. Под руководством Владыки мир был восстановлен, величественный собор в честь Божией Матери «Всех скорбящих радости» был построен и украшен золотыми куполами. Воздвижение крестов в 1964 году было победным событием в жизни Владыки Иоанна. С того времени величественные кресты на соборе, символы Христовой победы, сияют над холмами современного Вавилона.
Но нелегко было Владыке: много пришлось ему кротко и молчаливо терпеть. Он даже был принужден появиться в американском гражданском суде и давать ответ на нелепые обвинения в церковных недочетах приходского совета. Хотя правда восторжествовала, последние годы Владыки были наполнены горечью клеветы и преследований.

Сохранилось несколько случаев чудесной помощи Владыки, относящихся к последнему периоду его жизни. Ограничимся двумя рассказами.

Анна Ходырева рассказывает: «У моей сестры Ксении Я., жившей в Лос-Анжелесе, сильно и долго болела рука. Она обращалась к врачам, лечилась домашними средствами, но ничего не помогало. Наконец она решила обратиться к Владыке Иоанну и написала ему письмо в Сан-Франциско. Прошло какое-то время, и рука поправилась. Ксения даже начала забывать о прежней боли в руке. Однажды, посещая Сан-Франциско, она пошла в собор на богослужение. В конце службы Владыка Иоанн давал целовать крест. Увидев мою сестру, он спрашивает ее: «Как Ваша рука?» А ведь Владыка видел ее впервые! Как же он узнал ее и то, что у нее болела рука?».

Анна С. вспоминает: «Мы с сестрой попали в аварию. Навстречу ехал пьяный молодой человек. Он с большой силой ударил дверь машины с той стороны, где сидела моя сестра. Вызвали скорую помощь, и сестру отвезли в госпиталь. Ее состояние было очень серьезным – легкое было пропорото и ребро сломано, отчего она очень страдала. Лицо у ней так распухло, что глаз не было видно. Когда Владыка навестил ее, она пальцем подняла свое веко и, увидев Владыку, взяла его руку и поцеловала. Говорить она не могла, т.к. в горле был разрез, но из щелей глаз у нее текли слезы радости. С тех пор Владыка ее навестил несколько раз, и она начала поправляться. Однажды Владыка приехал в госпиталь и, войдя в общую палату, сказал нам: «Мусе сейчас очень плохо.» Затем он пошел к ней, задернул занавеску около кровати и долго молился. К тому времени к нам подошли два врача, и я спросила у их насколько серьезно положение сестры и стоит ли вызывать ее дочь из Канады? (Мы скрыли от дочери, что мать попала в аварию). Врачи ответили: «Вызывать или не вызывать родных – это дело ваше. Мы не гарантируем, что она доживет до утра.» Слава Богу, что она не только выжила в ту ночь, но совсем поправилась и вернулась в Канаду… Мы с сестрой верим, что ее спасли молитвы Владыки Иоанна».

Л. А. Лю вспоминает: «В Сан-Франциско муж мой, попав в автомобильную аварию, очень болел; он потерял контроль равновесия и страдал ужасно. В это время Владыка испытывал множество неприятностей. Зная силу молитв Владыки, я думала: Если приглашу Владыку к мужу, то он поправиться. Однако я постеснялась пригласить Владыку, зная его занятость. Проходит дня два, и вдруг входит к нам Владыка в сопровождении г-на Б. М. Трояна, который его привез. Владыка побыл у нас только минут пять, но я стала верить, что мой муж поправится, хотя он переживал самый критический момент.

Действительно, после посещения Владыки у него наступил резкий перелом, после которого он начал поправляться. Позже я встретила г-на Трояна на церковном собрании, и он рассказал мне, что это он правил машиной, когда вез Владыку в аэропорт. Вдруг Владыка говорит ему: «Едем сейчас к Лю.» Тот возразил, что они опоздают на самолет. Тогда Владыка спросил: «Можете ли вы взять на себя жизнь человека?» Делать было нечего, и он повез Владыку к нам. На самолет, однако, Владыка не опоздал, ибо его задержали».

Несколько человек утверждают, что Владыка Иоанн знал о времени и месте своей кончины. 19-го июня 1966 г. Владыка сопроводил чудотворную икону Курско-Коренную в Сеаттл, отслужил Божественную Литургию и остался в алтаре наедине с иконой еще часа три. Затем навестив с Чудотворной иконой духовных детей около собора, он проследовал в комнату церковного дома, где останавливался. Прислужники усадили Владыку в кресло и увидели, что он уже отходит. Так Владыка предал свою душу Богу перед чудотворной иконой Богоматери Знамения Божией Матери.

Отпевание Владыки возглавил митрополит Филарет. Шесть дней лежал Владыка в гробу, но, несмотря на жару, никакого запаха тления не ощущалось, а рука его оставалась мягкой. Владыка покоится в усыпальнице под собором. Особый мир и покой царят там и творятся знамения милости Божией. В 1994-ом году специальная комиссия по прославлению Владыки Иоанна обнаружила, что мощи его нетленные. Владыка Иоанн продолжает помогать людям, обращающимся к нему за помощью. Ограничимся здесь двумя случаями.

Виктор Бойтон поведал об исцелении Владыкой Иоанном его друга следующее. «Чудо произошло после того, как я получил очередной номер англоязычного издания «Ортодокс лайф» из Джорданвилля с фотографией Владыки Иоанна. У меня был друг – мусульманин из России, который страдал от рака крови и терял зрение. Врачи сказали, что через три месяца он совершенно ослепнет. Поставив фотографию Владыки Иоанна у своей лампады, я начал ежедневно молиться за своего друга. Через короткий период времени мой друг поправился от рака крови и стал нормально видеть. Глазные доктора были поражены этим случаем. С тех пор мой друг ведет нормальный образ жизни и читает беспрепятственно. Действительно Владыка Иоанн свят!».

Протоиерей Стефан П. вспоминает: «Мой брат Павел, не будучи военным, несколько лет жил во Вьетнаме. Там он разыскивал детей, раненных или осиротевших вследствие продолжавшейся тогда войны. Он устраивал их в приюты или госпиталя. Так он сблизился с вьетнамкой, Ким Ен, своей будущей женой, которая тоже помогала несчастным детям. Брат познакомил Ким с Православной верой и с жизнью многих угодников Божиих. Она рассказала брату, что в самые тяжелые моменты ей в сонном видении являлся некий старец, который утешал ее и указывал, что надо делать. Однажды к празднику Пасхи я послал брату кассеты монастырского пения и несколько книг и журналов духовного содержания. Получив мою посылочку и показав духовную литературу Ким, мой брат удивился когда она, увидев обложку одного журнала, воскликнула: «Вот это и есть тот старец, который является мне во сне!» Тут она указала на известный снимок Владыки Иоанна, снятый среди могилок кладбища Ново-Дивеевского монастыря в Спринг-Валлей. Впоследствии Ким крестилась в Православной Церкви с именем Киры».

Блаженнейший митрополит Антоний (Храповицкий), отказываясь от приглашения приехать в Китай, так написал Владыке Димитрию (Вознесенскому) – отцу будущего митрополита Филарета: «Друг, я уже настолько стар и слаб, что не могу думать ни о каком путешествии, кроме путешествия на кладбище… Но вместо себя я, как мою душу, как мое сердце, посылаю к вам Владыку Епископа Иоанна. Этот маленький и слабый человек, почти ребенок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления…» Так определил Владыку Иоанна, тогда еще совсем молодого, только что рукоположенного епископа, его великий Авва. Таким был Владыка Иоанн тогда, таким он остался и до конца своей жизни – «чудом аскетической стойкости» – высоким примером духовной, молитвенной настроенности. Владыка Иоанн молился непрерывно. Еще в Харбине молодой, но также духовно настроенный иеромонах Мефодий, точно отметил: «Все мы становимся на молитву, а Владыке Иоанну на нее становиться не нужно: он всегда в ней пребывает…» Действительно, кто имел дело с Владыкой Иоанном как с молитвенником и архипастырем, пекущимся о человеческих душах и всегда готовом прийти на помощь, и кто испытал на себе или на своих близких силу его молитвы – всегда будут с благодарностью вспоминать, что они имели счастье знать величайшего святого 20-го века.

Из поучений Владыки Иоанна

1. Два пира
Евангелие рассказывает о двух пирах. Один из них, описанный в притче, устраивает царь полный доброжелательства и милости. Однако ,когда пир был готов ,званные на пир не пришли,. Они предпочли заняться кто куплей, кто своими хозяйственными делами, иные же, схватив посланных царем, оскорбили и даже убили некоторых из них. Разгневанный царь, строго наказав виновных, послал снова своих слуг пригласить всех, кого встретят. Собралось на пир множество гостей. Когда царь пришел, он увидел одного из гостей одетого не в праздничную одежду. Царь спросил, почему он пришел не в подобающем виде. Но тот ничего не ответил, высказав тем презрение к царю и нежелание участвовать в торжестве, за что был извержен вон. Так, хотя было много званных на пир, но оказалось мало избранных, потому что одни отказались придти, а другие оказались недостойными.

Другой пир, на этот раз не приточный, а действительный, устроил беззаконный царь Ирод. От этого пира никто не отказывался. Напротив, все званные пришли в праздничной одежде и насладились вдоволь. Пир проходил в пьянстве, разгуле, и закончился величайшим преступлением – убийством Иоанна Крестителя.

Эти два пира, описанные в Евангелии, представляют собой образы двух порядков в жизни и двух родов наслаждения. Первый – образ духовного пира и духовной радости. Его устраивает Господь. Этот пир – жизнь в Церкви Христовой. Все приглашаются на этот пир – к участию в богослужениях, особенно к Божественной Литургии и причащению Тела и Крови Христовых, к деланию добра, к собранному духовному образу жизни. Но многие из нас отказываются участвовать в этом пире тем, что пропускают церковные службы, вместо добра делают зло, житейские заботы предпочитают общению с Богом. Если мы вносим чуждое, греховное настроение в свою жизнь, то мы облекаемся в небрачную одежду. Каждый раз, когда человек плотское и греховное предпочитает духовному и божественному, он отказывается от духовного пира.
На иродский пир мы тоже приглашаемся – и многократно в день. Беда наша в том, что мы часто даже не замечаем, что нас влечет греховное желание, потому что грех обычно подкрадывается незаметно. Так сам Ирод поначалу даже с удовольствием слушал Иоанна Крестителя. Вероятно, он сознавал греховность своего желания, но не боролся с ним и, наконец, дошел до греха убийства величайшего праведника. Мы идем каждый на скверный пир Ирода каждый раз, когда соглашаемся на зло, когда избираем плотские и греховные наслаждения, когда бываем немилосердными или невнимательными к своей душе.

Начав с малого, потом бывает трудно остановиться. Если во время не опомниться и не взять себя в руки, можно дойти до величайших грехов и преступлений, за которыми последуют вечные мучения.

Как тогда, так и теперь к каждому из нас Иоанн Креститель взывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» Покайтесь, дабы наслаждаться в светлых и вечных обителях пира Агнца, закланного за грехи всего мира, а не разделить с дьяволом его пира мучений в тартаре и тьме кромешной. Аминь.

2. Благоразумный разбойник
Иисуса Христа распяли, как мы знаем из Евангелия, посреди двух разбойников. Один из них поносил Его и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас.» Другой же разбойник стал унимать своего товарища: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.» И, обратясь к Иисусу, сказал: «Помяни меня, Господи, когда придешь в царствие Твое!» На это он услышал от Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23:39-43).

Так повествует Евангелие о глубоко назидательном и умилительном событии: о помиловании Христом разбойника, висевшего рядом с Ним на кресте.

Чем заслужил разбойник такую милость и притом так быстро? Ведь все ветхозаветные праведники, включая св. Иоанна Предтечу, находились еще в аду. Туда же собирался спуститься и Сам Господь, правда не для того, чтобы там страдать, а чтобы вывести оттуда узников. Господь еще никому не обещал Царство Небесное. Апостолам обещал лишь, что Он возьмет их в Свои обители, когда приготовит им место там.

Итак, за что именно перед разбойником так быстро открываются двери рая? Вникнем в состояние души разбойника и в окружающую его обстановку.

Разбойник всю свою жизнь провел в различных преступлениях. Но, видно, в глубине его души еще осталась искра добра, и когда он увидел страждущего Христа – ни в чем неповинного Праведника, молящегося за Своих врагов, – в нем пробудилась совесть. Разбойник мог вспомнить пророческие слова Исаии: «Не было в Нем ни вида, ни величия. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни … Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши.

Наказание мира нашего было на Нем, и ранами его мы исцелились» (Исаия 53:2-3). Так или иначе, глядя на Христа, разбойник словно очнулся от глубокого сна. Ему ясно представилось различие между Ним и собой. Христос – величайший Праведник, прощающий Своих мучителей и молящийся за них Своему Небесному Отцу, а сам разбойник – грабитель и убийца.

Взирая на Висящего на кресте, разбойник словно в зеркале увидел, как он глубоко нравственно пал. В этот момент все лучшее, что было похоронено в глубине его огрубевшей души, внезапно пробудилось и стало искать выхода. Разбойник стал сознавать, что эта трагическая развязка стала итогом его собственных беззаконий. Злобное настроение против исполнителей казни сменилось в нем чувством глубокого покаяния. Вместо того чтобы обвинять других, как делал это его товарищ по грабежам и несчастью, он почувствовал самого себя повинным суду Божию. Отвратительной и ужасной представилась ему его прежняя беспутная жизнь. Вся его душа стала рваться от прежней грязи ввысь к свету, ко Христу. Внешне ничего не изменилось. В глазах палачей он продолжал быть злодеем, но в глубине души он стал преображаться в ученика Христова.

Разбойник не мог не слышать о великом Учителе и Чудотворце из Назарета. Происходившее в Иудее и Галилее было предметом многих разговоров в народе. Но прежде это не привлекало его внимания. Теперь же, оказавшись вместе со Христом в одинаковом положении, он увидел Его нравственное величие.

Кротость, всепрощение и молитва Христа за распинателей поразили разбойника. Не поколебаться в Своем учении о всепрощении и переносить всю низость людской злобы от тех, которым творил благодеяния, мог лишь Тот, Кто Сам был источником Любви. Но больше всего потрясло разбойника обращение Христа к Богу, как к Своему Отцу. В таких обстоятельствах и с такой силой духа мог обращаться к Богу-Отцу только Тот, Кто истинно сознавал себя Сыном Божиим.
В душе разбойника стала зарождаться вера в Христа как в обещанного пророками Спасителя. Толпа не узнала Его, не поняла и отвергла, поэтому теперь Сын Божий возвращается в тот Мир, из которого пришел. Да, Он не может быть никем другим, как только обещанным Мессией. А если так, то Он властен прощать людям их согрешения! У разбойника зародилась надежда, что он может быть помилован на предстоящем суде Божием. Ведь если Иисус простил Своих распинателей, то не отвергнет Он и того, кто разделил с Ним Его горькие страдания.

Правда, обращение к Иисусу со словами участия и покаяния будет встречено глумлением собравшейся тут толпы. Признать Его Сыном Божиим – значит навлечь на себя еще больший гнев иудейских старейшин. Но что значит их гнев? Ведь они не смогут причинить ему мучений больших тех, которые он уже терпит. Да и что могут значить гнев властей или насмешки толпы для того, кто вскоре должен предстать пред Небесным судьей. Пусть хулящие Христа поносят и его. Этим они соединят его участь с участью Сына Божия!

И вот, вразрез всему, что происходило вокруг, благоразумный разбойник стал увещевать своего товарища, висевшего по левую сторону от Христа, а затем обратился к Христу с мольбой: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!» То была мольба полная покаяния и веры. В этот момент родился истинный ученик Спасителя.

Прежние ученики поколебались в своей вере в Иисуса, потому что они ожидали в Нем земного Царя и хотели разделить с Ним Его земную славу. Но унижения и распятие Христа поколебали их веру, и они покинули Его. Даже возлюбленный ученик Христов апостол Иоанн, хотя и пребыл верным Иисусу и последовал за Ним до Голгофы, но он еще не всецело уверовал в Божественность Учителя. Лишь после Воскресения Христова, войдя в пустой гроб и увидев пелены и головной плат, которым при погребении было обвито Его Тело, апостол Иоанн «увидел и уверовал.»

В эти страшные минуты на Голгофе один лишь благоразумный разбойник понял, что Царство униженного и преданного на позорную смерть Иисуса «не от этого мира.» Но именно этого Царства и начал желать разбойник: затворялись за ним врата земной жизни, открывалась вечность. Счеты с земной жизнью у него были покончены, и он начал готовиться к жизни вечной. Теперь у порога вечности постыли для него обманчивые блага мира сего. Он осознал, что подлинное величие заключается в величии духа, и в праведном Иисусе он узрел Небесного Царя. Не счастья или славы он стал просить у Него, а лишь помилования.

Вера разбойника, родившаяся из преклонения перед нравственным величием Христа, оказалась даже крепче веры Апостолов. Он открыто перед ненавистниками Христа исповедовал Его Господом. Этим он стал первым исповедником веры и даже мучеником за Христа. Действительно, если он не побоялся признать своим Господом Того, Кого все отвергли и над Которым сосредоточилась вся ненависть начальников и толпы, он, несомненно, не устрашился бы и пострадать за Него. Такое глубокое покаяние разбойника родило в нем смирение, что в свою очередь послужило прочным основанием веры.
Господь обещал: «Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцом Моим Небесным» (Матф. 10:32). Разбойник исповедал Христа тогда, когда никто не осмелился сделать это. Он первый познал Царство Христово, посему и первым входит в него. Он первый уверовал в «Иисуса Христа и притом распятого» (1 Кор. 2:2), первый проповедал Христа распятого, Который для иудеев соблазн, а для эллинов безумие (1 Кор. 1:23-4). Посему он первый и испытывает на себе милость и силу Божию.

Полное раскаяние в своих преступлениях, глубокое смирение, твердая вера в распятого Господа и исповедание Его тогда, когда весь мир отверг Его, – вот из чего сплетен венец, венчавший главу бывшего разбойника, вот из чего сковался ключ, отверзший ему двери рая!

Многие из нас, произвольно греша, надеются на предсмертное покаяние и спасение по примеру благоразумного разбойника. Но способны ли мы на его подвиг? Окажемся ли мы способными тогда мгновенно нравственно переродиться и духовно возвыситься подобно «спутнику Христову, мал глас испустившему и великую веру обретшему?» Не восхитит ли нас внезапная смерть, оставив нас обманутыми в надежде на покаяние перед смертью? (Св. Кирилл Александрийский, слово «О Страшном суде»)

«Господь помиловал разбойника в последний час, чтобы никто не отчаивался. Поэтому не отлагай, грешник, свое покаяние, чтобы грехи не перешли с тобой в другую жизнь и не отяготили бы тебя сверхмерной тягостью,» – призывает всех блаженый Августин.

Благоразумие раскаявшегося разбойника да будет нам примером решительного покаяния. Позаботимся о своем полном внутреннем исправлении, предавая себя всецело воле Божией и прося у Христа милости и благодати. «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.»

3. Покаяния отверзи мне двери
Отверзаются двери покаяния, наступает Великий Пост. Ежегодно повторяется он, и каждый раз он принесет нам великую пользу, когда мы должным образом проводим его. Великий пост есть подготовка к будущей жизни, а ближайшим образом – подготовка к Светлому Воскресению.

Как в высоком здании устраивается лестница, чтобы по ступеням легко можно было подняться на высоту здания, так и различные дни в году являются ступенями для нашего духовного подъема. К таковым особенно относятся дни Великого поста и Святой Пасхи. Великим постом мы очищаемся от греховной скверны, а в Святую Пасху ощущаем блаженство грядущего Царства Христова.

Когда человек поднимается на высокую гору, он старается освободиться от лишней тяжести. Чем меньше человек нагружен, тем легче ему подниматься и тем выше он сможет подняться.

Подобным образом чтобы духовно возвыситься, нужно прежде всего освободиться от греховной тяжести. Эта тяжесть снимается покаянием при непременном условии, что мы изгоним из себя всякую вражду и простим каждому, кого мы считаем виноватым перед нами. Так очищенные и прощенные Богом мы встречаем Светлое Христово Воскресение.
Какой же драгоценный дар Божий получаем мы тогда и что является завершением нашего постного подвига? О том говорит нам уже первое песнопение, начинающее ежедневное пение стихир поста: » И подается нам в снедь Агнец Божий, по священной и светоносной ночи воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства.»
Приобщение Тела и Крови воскресшего Христа в жизнь вечную – вот что является целью святой Четыредесятницы. Хорошо приобщиться на Пасху тем, кто исповедался и причастился во время Великого поста. Однако перед самой Пасхой трудно хорошо исповедаться, ибо священники заняты службами Страстной недели. Поэтому нужно заранее поисповедоваться и причаститься. Всякое причащение Христовых Тайн есть соединение с Самим Христом и для нас спасительно. Почему же такое значение придается причащению в ночь Святой Пасхи, к чему мы все призываемся? Потому что тогда особенно дается нам ощутить Царство Христово. Мы тогда особенно озаряемся Вечным Светом и укрепляемся для духовного восхождения.

Этот свет – незаменимый дар Христов, несравнимое благо! Пусть никто не лишает себя сей радости, и вместо причащения в Пасхальную ночь не торопится вкусить мясные и прочие снеди. Приобщение в Пасхальную ночь Святых Тайн особенно подготовляет нас к трапезе в вечном Царствии Божием.

4. Тайна Святой Троицы
(проповедь архиепископа Иоанна в Духов День)

Ветхозаветное Священное Писание, подчеркивая единство Божьего существа, лишь неясно и в прикровенной форме раскрывает Троичность Лиц в Нем. Так, книга Бытия, повествуя о сотворении человека, пишет: «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию,» давая понять, что Бог – не одно Лицо, хотя и не уточняет, Кто эти Собеседники и сколько их. Такая же форма множественного числа употреблена и в повествовании о смешении языков при построении вавилонской башни, когда Господь сказал: «Сойдем, и смешаем языки их.» Несколько далее в книге Бытия мы находим более определенное указание на Троичность в Боге, когда Господь явился праведному Аврааму в образе трех Странников. Авраам обращается к Богу в единственном числе, хотя видит перед собою Трех.

Зато в Новом Завете тайна Святой Троицы раскрывается со всей очевидностью – как в наставлениях Спасителя и Его апостолов, так и в Божественных явлениях, которых было три: при крещении и преображении Господа Иисуса Христа и во время сошествии Святого Духа на апостолов в виде огненных языков.

Во время крещения Господа на реке Иордан с неба раздался Божественный голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» Здесь Бог-Отец свидетельствует о Своем Сыне; воплотившийся Бог-Сын стоит в струях Иордана, смиренно склоняя Свою голову под руку Иоанна Крестителя, а Бог-Дух Святой в виде голубя спускается на Сына и подтверждает сказанное Отцом.

Во время преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор с неба раздались те же слова Бога-Отца, что и при Крещении, но с добавлением – «Того слушайте.» Опять здесь явление Троицы: Бог-Отец говорит, воплотившийся Сын Божий являет Свое преображенное человеческое естество, а Дух Святой сияет светом Божественной славы.

И, наконец, в третий раз, уже после Воскресения и Вознесения Господа, Бог являет себя в сошествии Святого Духа на апостолов . Здесь Бог-Дух Святой, от Отца исходящий, являет Себя в виде огненных языков, и этим исполняет обещанное Сыном. В этом чудесном событии Дух Святой обнаруживает Свою всемогущую и возрождающую силу, преображающую человека на его пути ко спасению. С этого времени Дух Святой в каждом христианине завершает дело спасения, начатое воплотившимся Сыном Божиим.

Так в новозаветное время троекратно совершилось откровение Отца, Сына и Духа Святого -Троицы единосущной, единомощной, единомысленной и единославной. Открыл Себя людям Тот, Кто еще в самом начале сказал: «сотворим по образу Нашему.» Таким образом, тайна творения мира связана с тайной Святой Троицы.

Бог создал мир Своим Словом: «Сказал и стало.» Замечательно, что святая Библия «Словом» называет Бога-Сына. Слово Божие – это не только нечто похожее на наше слово-звук, а есть творческая Божественная Сила, личное проявление Премудрости Божией: «В начале было Слово» и «Слово было Бог,» – мы читаем в Евангелии от Иоанна. Бог-Отец творит мир Своим Словом, т.е. через Сына. Бог-Сын, Слово Божие, творит мир с участием Духа Животворящего. Действительно, святая Библия говорит, что, когда Бог создавал наш вещественный мир, Дух Божий «носился над бездной» – еще не образовавшимся естеством.

Русское слово «носился» не передает полностью значение оригинального библейского выражения. По еврейскому подлиннику надо разуметь не только то, что Дух Святой парил над новосозданным миром, но и то, что Он оживотворял его, согревал его, как наседка, высиживающая цыпленка. Это обстоятельство внушает нам мысль, что Бог любит мир, который Он создал и который, через человека, Он призвал к участию в Своей божественной жизни и славе.

С грехопадением первозданного человека вещественный мир тоже потерпел повреждение и с тех пор разделяет с человеком его осуждение. Поэтому спасение человека будет одновременно и начало обновления мировых стихий.
Спасения человека начинается на Иордане – через покаяние и погружение в воду. «Днесь вод освящается естество,» – поет Церковь на праздник Крещения. Здесь весь вещественный мир, в лице водной стихии, призывается послужить обновлению человека. Освящается сначала вода, а не что-либо другое, так как, по объяснению апостола Петра, «небеса и земля составлены из воды и водою» (2 Петр. 3:5).

Во время Преображения прославляется Богочеловек. Его слава – не просто изменение внешнего образа, но подлинное прославление и преображение человеческого естества и откровение новой жизни. Преобразившись, Господь показал славу Своего Небесного Царства и славу Своего обожествленного человеческого естества, чтобы апостолы поняли, что им открыт путь к Царству Христову, где они будут сиять тем же светом божественной славы.

В сошествии Святого Духа на апостолов человек, а через него и весь мир, призывается приобщиться той божественной жизни и славы. Здесь преображается не только тело, но и дух человека, принимающего Духа Святого и желающего той новой жизни. Сойдя на апостолов, Дух Святой через них сошел на всех христиан, идущих путем спасения. Он сошел в образе огненных языков потому, что возрождающая и преображающая сила Святого Духа попаляет все греховное. Предсказано в Писании, что при Втором пришествии Спасителя наш вещественный мир сгорит и станет «новым небом и новой землей,» после того, как будет очищен огнем.

При сотворении первого мира сначала было образовано тело человека, а потом ему был дан богоподобный дух – «вдунул Бог дыхание жизни.» Так и в создании обновленного мира: прежде в Крещении освящается вода – вещественный мир; затем освящается человеческое естество – в Преображении; и наконец, совершается возрождение и преображение человеческого духа – в сошествии Святого Духа.

Тропарь, глас 5-ый
Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих за весь мир присно возносимых; / тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне! / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых тайн, / ими же присно укрепляем, / поспешал еси ко страждущим, / целителю отраднейший. // Поспеши и на помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

Библиография
1.»Блаженный Иоанн Максимович,» Братство преподобного Германа Аляскинского, Платина, Калифорния, 1971 год.
2.»Архиепископ Иоанн (Максимович), Архипастырь, молитвенник, подвижник,» Издание Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви, Сан-Франциско, Кали форния, 1991 год.
3.»Летопись почитания Архиепископа Иоанна (Максимовича),» Братство препод. Германа Аляскинского, Платина, Калифорния, 1980 год.

Акафист иже во святых отцу нашему святителю Иоанну, Сан-Францисскому и Шанхайскому чудотворцу
Составлен иеромонахом Серафимом Платимским (Роузом) в честь своего духовного наставника

Кондак 1
Избранный Чудотворче и изрядный Угодниче Христов, всему миру источаяй многоценное миро вдохновения и чудес неисчерпаемое обилие. Восхваляем тя с любовию и да зовем ти: Радуйся, святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!

Икос 1
Ангела образом яви тебе в последняя времена всея твари Создатель с милостию Божией пецыся о людех земных. Взирая на добродетели твоя, преблаженне Иоанне, вопием ти сице: Радуйся, с ранняго детства благочестием украшенный! Радуйся, со страхом и трепетом волю Божию исполняющий! Радуйся, являющий благодать Божию в тайных благодеяниях! Радуйся, быстрое далече сущих страждущих услышание! Радуйся, любвеобильное поспешение ближним своим во спасение! Радуйся, радование всем с верою к тебе припадающим! Радуйся, святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!

Кондак 2
Видяще обильное добродетелей твоих излияние, святителю славный Иоанне, яко живоносный источник чудес Божиих напояеши нас, верно вопиющих к Богу: Аллилуиа!

Икос 2
Разум, преисполненный любве, якоже и богословия, богомудре Иоанне, и богознанием умудренный и к страждущим людем любовью украшенный, познавати нас Истиннаго Бога научи, яко и мы во умилении да вопием ти: Радуйся, непоколебимая твердыня Истины Православия! Радуйся, драгоценный сосуд даров Духа Святаго! Радуйся, честный обличитель неверия и лжеучения! Радуйся, ревностный исполнитель заповедей Божиих! Радуйся, подвижниче недремлющий, не дающий себе отдохновения! Радуйся, возлюбленный пастырю стада Христова! Радуйся, святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!

Кондак 3
Силою благодати Божией благой сиропитатель и наставниче юношам явился еси, воспитая в страсе Божием и приуготовляя их к служению Богови. Сего ради чада твоя взирают на тя и благодаряще вопиют Богу: Аллилуиа!

Икос 3
Имеяще воистину, отче Иоанне, с небесе песнь тебе воспеваему быта, а не от земли: како бо кто от человек возможет твоих дел величие проповедати. Мы же, принося Богу яже имамы, вопием ти сице: Радуйся, непрестанною молитвою покрывающий чада твоя! Радуйся, охранитель стада твоего Крестным знамением! Радуйся, любви великой вместилище, не взирающий на различие языков! Радуйся, светильниче всесветлый и вселюбимый! Радуйся, образе кротости духовныя! Радуйся, сладостей духовных подателю нуждающимся! Радуйся, святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!

Кондак 4
Бурею духовною одолеваемы: како достойно есть хвалити чудеса твоя, блаженне Иоанне. Яко прошел еси до конец вселенныя спасения ради и благовествования Евангелия сущим во тьме. Благодаряще Бога за апостольские труды твои, мы воспеваем Ему: Аллилуиа!

Икос 4
Слышаша ближние и дальние величие чудес твоих, Божией милостью даже до нашего времени являемых. В тебе Богу прославляющемуся мы дивящеся и в страсе вопием: Радуйся, просветитель сущих во тьме неверия! Радуйся, приведший людей твоих с Востока дальнего до Запада! Радуйся, источниче чудес изливаемых Богом! Радуйся, с любовью вразумляющий заблудших! Радуйся, скорый утешитель кающихся во гресех своих! Радуйся, опора грядущих путем правым! Радуйся, святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!

Кондак 5
Боготечный свет явился еси, бури всех лютых разгоняющий, сущих на острове от вихрей смертоносных молитвами твоими охраняяй, святителю Иоанне, и крестным знамением ограждаяй. Научи и нас, призывающих тя в помощь, Чудотворче Святый, к Богу с дерзновением взывати: Аллилуиа!

Икос 5
Видевше многую помощь твою в напастех и обстояниях, преблаженне отче Иоанне, дерзновенный бо ходатай пред Престолом Божиим и скорый в бедах помощниче еси. Того ради и мы на твое покровительство пред Богом уповаем и вопием ти: Радуйся, стихий опасных прогонителю! Радуйся, молитвою твоею от нужд избавляющий! Радуйся, голодающим хлеба присный подателю! Радуйся, приуготовляяй просящим изобилие! Радуйся, утешителю в скорбех сущих! Радуйся, многих падших от погибели исхитивший! Радуйся, святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!

Кондак 6
Проповедующий яко новый Моисей гугнивый явился еси, изводя люди твоя из плена рабства, преблаженне Иоанне. Избави и нас от рабства греховнаго и врагов Божияго спасения, якоже и мы вопием к Богу: Аллилуиа!

Икос 6
Возсия молитвою твоею, совершил еси неисполнимое, о, добрый Пастырю, и склонил власти мирския сострадати о людях твоих. Того ради с ними купно и мы благодарственно вопием ти: Радуйся, усердно тя призывающим верно помогающий! Радуйся, избавляющий от неправеднаго убиения! Радуйся, сохраняющий от клеветы и злословия! Радуйся, обороняющий невинных от уз! Радуйся, отразитель от нападения нечестивых! Радуйся, помрачителю лжи и проявителю истины! Радуйся, святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!

Кондак 7
Хотя пламенно прославити святых Запада, отпадшего от истины, восстановил еси почитание их в Церкви Православной, о любителю преподобных Востока и Запада. Днесь с ними на небеси моли Бога о нас, поющих на земли Богу: Аллилуиа!

Икос 7
Новаго видеша тя избранника Божьяго иже вкупе со святителями древней Галлии, ты явился еси в последняя времена яко един от сих, вдохновляя паству твою соблюдати Православную веру яко же сии на Западе исповедаху. Сохрани и нас в вере сей пребывати, вопиющих ти: Радуйся, новый Мартыне в воздержании, подвигах и чудесех твоих! Радуйся, новый Германе во исповедании твоем Православныя веры! Радуйся, новый Иларие в Божественном богословии! Радуйся, новый Григорие, в почитании и прославлении угодников Божиих! Радуйся, новый Фавсте твоею нежною любовию и усердием иноческим! Радуйся, новый Цесарий в твердой любви Правилам Церкви Божией! Радуйся, святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!

Кондак 8
Страшное чудо видехом к концу земнаго жития твоего, страстотерпче святый Иоанне, возведен был еси в Новый Свет, проповедаше там Христианство Древнее и приял еси гонение ради праведности твоей, душу твою приуготовляя Царства Небеснаго ради. Удивляясь ныне терпению и многостраданию твоему, благодарно вопием к Богу: Аллилуиа!

Икос 8
Весь еси был делателю винограда Христова, Богоносне Отче, не ведал еси покоя ни до конца многотруднаго живота твоего, помози и нам недостойным в деланиях наших, будем и мы прилежаще верно Богу, дивный угодниче Божий Иоанне, яко славяще вопием ти: Радуйся, претерпевый до конца и достигший спасения! Радуйся, пред иконой Богоматери умерети сподобившийся! Радуйся, среди гонения неправеднаго мужественный веры хранителю! Радуйся, яко добрый пастырю стаду твоему, правящим иерархом кончину седяще приемший! Радуйся, после смерти утешивший паству чудесным своим возвращением! Радуйся, многих чудес подателю к раке твоей с верою и любовию притекающим! Радуйся, святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!

Кондак 9
Все естество ангельское восхождением твоея души в небесныя обители возрадовалось, мы же удивляясь твоим чудесем на земли, действием Святаго Духа являемым, воспеваем Богу: Аллилуиа!

Икос 9
Ветии многовещанные не возмогут извещи крепость святаго жития твоего, о, праведне отче Иоанне, неизреченнаго Бога святилище. О, дивное явление Божие нашему маловерному времени, немолчно прославляем тя, вопиющи таковая: Радуйся, Божественных повелений палата! Радуйся, малое и слабое ангельских обителей вместилище! Радуйся, лествице, еюже удобно восходим на небеса! Радуйся, лечебница всякия недуги скоро врачующая! Радуйся, молитвеннаго подвига тайное хранилище! Радуйся, светлоукрашенный храме Духа Святаго! Радуйся, святителю отче Иоанне, последних времен Чудотворче!

Кондак 10
Спасти хотя мир, иже всех Спаситель новаго святаго послал еси нам. Тем через него из темных глубин греха воззвал еси нас. Слышаше тя, нас к покаянию взывающе, преблаженне отче Иоанне, мы, в добродетели убогия, взываем сице к Богу: Аллилуиа!

Икос 10
Стена еси всем прибегающим к твоему небесному заступничеству, отче Иоанне, тем же и нас от демонскаго ополчения ограждаяй, от недугов, напастей и нужд различных освобождаяй, с верой к тебе взывающих: Радуйся, ослепших прозрение! Радуйся, силою молитвы жизнь на смертном одре сущим подающий! Радуйся, от мятежа и брани соблюдаяй! Радуйся, спасительная влага погибающих в огне печали орошающая! Радуйся, одиноких и оставленных отеческое заступление! Радуйся, Святый Учителю ищущих истину! Радуйся, святителю отче Иоанне, последних времен Чудотворче!

Кондак 11
Пение непрестанное ко Пресвятой Троице, преблаженне отче Иоанне, мыслию, речию и доброделанием принесл еси: многим разумением истинной Веры повеления уяснил еси, верою, надеждою и любовию наставляя нас в Троице Единому Богу воспевати: Аллилуиа!

Икос 11
Светодательный светильник Православия сущим во мраке невежества явился еси, стада Христова добрый пастырю. Тако и но успении твоем являеши истину неведущим ея, души верных просвещающе, вопиющим ти таковая: Радуйся, просвещение мудрости Божией сущим в неверии! Радуйся, радуга тихой радости кротких! Радуйся, громе, устрашающий во грехе упорствующих! Радуйся, молния, ереси пожигающая! Радуйся, одождение догматов Православия! Радуйся, орошение Богомыслия! Радуйся, святителю отче наш Иоанне, последних времен Чудотворче!

Кондак 12
Благодать, данную ти от Бога излиявшуюся ведающе: сию с благоговением и благодарностию восприимем, к заступлению твоему чудному притекающе, о, всехвальне отче Иоанне, твоя чудеса прославляя, взываем к Богу: Аллилуиа!

Икос 12
Поюще хвалу Богу, в тебе кротком и смиренном рабе дивно бо прославися, падшему и безверному миру явися, ничтоже сотворшему равнаго дарованию чудес твоих. Ими же удивляющися, со святыми кланяемся и почитаем тя: Радуйся, новая праведности звезда на небосводе воссиявшая! Радуйся, новый пророче, от воцарения зла нас избавляющий! Радуйся, новый Ионе, о гибели пророчествующий от греха! Радуйся, новый Крестителю, призываяй всех к молитве и покаянию! Радуйся, новый Павле, тяготы проповеди Евангелия понесший! Радуйся, новый апостоле, светлое веры проповедание! Радуйся, святителю отче Иоанне, последних времен Чудотворче!

Кондак 13
О, Пресветлый и Предивный Угодниче Божий, святителю отче наш Иоанне, утешение всех в скорбех сущих, нынешнее наше молитвенное прими приношение да Господа умоли от геены избавитися нам богоприятным твоим ходатайством, ибо сам по смерти изрек: “Скажите народу, хотя я и умер, но я жив”: Аллилуиа!
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва ко святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому, последних времен чудотворцу
О, святителю отче наш Иоанне, Пастырю добрый и тайновидец душ человеческих. Ныне у Престола Божия за нас молишися, яко же и сам посмертне изрек: “Хотя я и умер — но я жив”. Умоли Всещедраго Бога прощение нам во гресех даровати, да смело воспрянем духом и уныние сего мира отряхнем и Богу возопиим о даровании нам смирения и Богодухновения, Богосознания и духа благочестия на всяких путях жизни нашея. Яко милостивый сиропитатель и опытный путеводитель на земле бывший, ныне буди нам вождем Моисеевым и в смутах церковных всеобъемлющее Христово вразумление. Услыши стенание смущенных юношей нашего лихолетия, обуреваемых беснованием вселукавым и отряхни лень уныния изнемогающих пастырей от натисков духа мира сего и томящихся в оцепенении праздном. Да слезно вопием ти, о теплый молитвенниче, посети нас сирых, во тьме страстей утопающих, ждущих твоего отеческаго наставления, да озаримся светом невечерним, идеже ты пребываеши и молишися за чад твоих, по лицу вселенныя рассеянных, но любовию слабою к свету все же тянущихся, идеже свет Христос Господь наш пребывает, Ему же честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

См. также: Современный чудотворец: по следам святителя Иоанна Шанхайского (фоторепортаж о свт. Иоанне и связанных с ним местах)

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?