Образ кротости

В больнице лежала женщина в положении. Врачи сказали: «У тебя туберкулез, тяжелое заболевание, тебе нельзя принимать таблетки, делай аборт, иначе ты умрешь». Она проявила веру, крепость души, помолилась и сказала: «Сохраню ребеночка во чреве, положусь на волю Божию, воздержусь от лекарств, и будь что будет». И родила благополучно здорового ребенка
Внимание! Текст обновлен!

Больница – место скорби, а туберкулезная больница в России – особенно, ведь туберкулез – одна из наиболее распространенных в нашей стране болезней с частым летальным исходом. Гордецам и неженкам непросто жить в больнице, больничный быт, физические немощи, моральные нагрузки и близость смерти – смиряют. Поэтому так важно, чтобы в этих стенах звучало слово Божие, научающее людей смирению, терпению скорбей, правильному отношению к жизни и смерти.
19 декабря в больничном храме Московского научно-практического центра борьбы с туберкулезом состоялось праздничное богослужение. Праздновали день небесного покровителя храма – свт.Николая, а также – юбилей малого освящения храма: ровно 5 лет назад в больнице после десятилетий безбожия возобновилась литургическая жизнь.

История домового храма свт.Николая на Стромынке 10, и самого дома, в котором он располагается, началась в 1894г. (выложенная кафелем, эта цифра до сих пор украшает пол холла). Построены они были на средства одного из крупнейших московских благотворителей своего времени, предпринимателя Николая Ивановича Боева (около 1825, предположительно, г. Карачев Карачевского уезда Орловской губернии — 1896, Москва).
Его отец Иван Петрович Боев (1771—?) и дядя Акинфий Боев, выходцы из Карачева, в начале 1800-х гг. числились в московском купечестве. Боев состоял в московском купечестве с 1853, первоначально во 2-й, затем в 1-й гильдии; потомственный почётный гражданин. Вместе с братьями Петром, Алексеем, Александром и Валентином торговал мануфактурными товарами — фирма «Братья Боевы», которая имела несколько лавок в Старом Гостином дворе.
Боев пожертвовал Московскому городскому общественному управлению на благотворительные нужды около 1,2 млн. рублей. Из этих средств 750 тыс. рублей он выделил (1890) на устройство и содержание «Дома призрения престарелых и неспособных к труду инвалидов» имени братьев Боевых, на 300 человек.
Участок бесплатно отвела Городская дума. Кроме богадельни (ныне улица Стромынка, 10, здание Московского городского научно-практического центра борьбы с туберкулезом) были построены два двухэтажных дома бесплатных квартир на 130 семей (впоследствии надстроены ещё 3 этажа; ныне жилые дома — улица Стромынка, дома 8 и 12), архитектор А.Л. Обер. Благотворительное заведение дало название 1-й и 2-й Боевским улицам, 1-му и 2-му Боевским переулкам. В 1893 Боев пожертвовал 130 тыс. рублей на устройство и содержание начального училища (открыто в 1895; названо его именем) при Доме призрения имени братьев Боевых.
Домовая церковь св. Николая Чудотворца (с приделами Св. Петра и Св. Елисаветы – во имя небесных покровителей членов семьи Боевых), была освящена летом 1894 г. митрополитом московским Сергием, в присутствии Московского генерал-губернатора Вел. Кн. Сергея Александровича и Вел. Кн. Елизаветы Феодоровны. Через два года в ней был отпет сам благотворитель.
По духовному завещанию Боева, Московское городское управление для содержания Дома призрения получило в своё распоряжение дом с землёй в Москве в Ипатьевском переулке стоимостью свыше 190 тыс. рублей и имение Сокольниково в Звенигородском уезде (площадь 120 десятин). В 1910 Сокольниково по решению Московской городской думы передано Арнольдо-Третьяковскому училищу глухонемых для устройства летней колонии и филиала училища. Боев был казначеем Хамовнического отделения Дамского попечительства о бедных и Мариинского женского училища, членом попечительного совета Городской детской больницы Святого Владимира.

При коммунистах в здании богадельни располагался противотуберкулезный диспансер №1, затем – и до сих пор – Московский научно-практический центр борьбы с туберкулезом.
По многочисленным просьбам пациентов в 2001 году в алтарной части бывшей церкви на 2-ом этаже (помещение подверглось перепланировке, в частности, было разделено на 2 этажа: на первом теперь актовый зал, а второй по большей части занимает столовая) был оборудован, освящен и вновь открыт для служения храм св. Николая. Храм является закрытым, посещать его могут только пациенты центра и медицинский персонал.

Многочисленные попытки найти потомков Боева не дали результатов. А очень хотелось бы – в этом заинтересованы и прихожане, и сотрудники Центра борьбы с туберкулезом. Примерно десять лет назад нашли сведения то ли о внучке, то ли о внучатой племяннице Николая Ивановича, даже поехали по указанному адресу, но выяснилось, что она недавно умерла… Потомки Боевых – откликнитесь!

Смотрите фоторепортаж c праздничной службы 19 декабря 2006 г.:


Часы


Исповедь

В храме на время службы для поклонения были выставлены мощи cвв.прпмц. В.Кн. Елизаветы и ин. Варвары.








Поминальные записки


Пока не начался завтрак, молящиеся располагаются и в столовой. Но повара уже приготовили еду и скоро храм отгородится занавеской от трапезующих пациентов стационара


К бою готовы!






Приехавшему из столицы Непала для изучения точных наук Нарэну нравится местная пища




Хосе Антонио Эсоно и Крисостимо Амибаз из экваториальной Африки – будущие юристы – любят футбол. Хосе католик и считает, что для больных хорошо, что в больнице есть храм

А тем временем за занавеской






Максим три месяца в больнице. Прихожанин Новоспасского монастыря, сегодня он пришел на службу в больничный храм. Максим считает, что напряжения между персоналом и больничным приходом не существует


Причастие


Молебен


Отпуст


Основная часть православного храма называется «трапезная». В Свято-Никольском храме это – не дань традиции, а реальность. И праздничная трапеза после службы тоже прошла в трапезной храма.


Настоятель храма о.Владимир Соколов: День св. Николая очень радостный и чудный, потому что святитель очень любим русским народом, каждым православным человеком. Желательно в этот день вспомнить о житии св. Николая, его предстательстве и дерзновении пред Господом, вспомнить из жития, как он стремился каждому человеку помочь, как пастырь добрый стремился положить душу свою за овцы своя, жертвовал и переживал, страдал, болезновал сердцем. Не случайно, что именно этот храм назван в честь св. Николая Чудотворца. Видя и духовно чувствуя служение святителя, его духовные дары, очень хочется призвать св. Николая в помощь, чтобы всем людям он мог своими молитвами даровать просвещение души – чтобы мы поняли, каким образом мы хотим строить свою жизнь, что рядом с нами Господь, что Он ждет нашего обращения. Чтобы мы поняли смысл жизни человеческой, постарались свою жизнь построить по совести, в любви, в желании творить доброе ближним своим, стремились, как св. Николай в смирении, в кротости душевной, переживая за ближнего творить дела милосердия. Главное, будем помнить, что св. Николай творил добрые дела не в свое имя, а во имя Божие, во имя Христово. В этом мире так мало доброты, много злобы, очень тяжелые, суровые, ожесточенные души людей и если хоть кто-то из нас постарается молитвами св. Николая измениться, исправиться, обратиться к Господу, постарается стать человеком милующим, сострадающим, то, наверное, он сделает то необходимое, которое надлежит сделать человеку, живущему на земле, потому что и Сам Господь пришел, для того чтобы принести любовь в этот мир, показать как надо жить. Чтобы мы видели жертву Христову, жертву любви, испытали потрясение и ответили на любовь Божию к нам, любовью ответной к Нему и ближнему. Мы должны постараться успеть в этой земной жизни сотворить самую великую заповедь любви ко Господу и ближнему.

– Прошло пять лет с момента повторного – малого – освящения храма. Произошло ли самое главное – изменение внутри самих людей?
– Несомненно изменения происходят. Когда мы сюда пришли в первый раз, когда здесь стали совершаться молебны св. Николаю Чудотворцу (да и раньше, когда священники нашего храма приходили сюда по вызову больных причащать и исповедовать), нас встречали не очень дружелюбно. А ведь здесь сохранилось храмовое здание, купол, стены, хорошо бы восстановить храм. Но в больнице люди находились как бы в своем окружении, на своей территории, в замкнутом пространстве и, к сожалению, они впитали в себя советское, атеистическое мировоззрение. Не было понятия о вере, духовном просвещении, о необходимости, существования здесь храма. Но волевым решением предыдущего главврача, кстати, его имя Николай, разрешено было повесить икону святителя Николая и потихонечку готовиться. Были проведены основные работы, сооружена солея, установлен иконостас, оборудован алтарь и повешены иконы, построена ограда, отделяющая храмовую территорию от столовой (к сожалению, наш храм разделяет помещение с больничной трапезной, это привносит определенные трудности), и в 2001 году удалось совершить малое освящение. После того как стала совершаться служба, стали приходить люди, сотрудники, стали просить священника: батюшка, сделайте то-то и то-то. Очень много пришло людей первый раз исповедоваться, очень многие крестились, первый раз причастились Святых Таин Божиих. За пять лет и серьезно поменялось отношение к храму, и произошло изменение в душах самих людей. Болящие приходят, выздоравливают и покидают больницу, а сотрудники остаются, и по ним можно видеть, как постепенно спокойно, мирно свет благодати Божьей вливается в душу и изменяет ее. Появляется больше любви, доброты, терпимости, люди начинают понимать необходимость храма, важность молитвы, поминовения своих сродников, благословения на лечение, на операцию. Приходят просить и сами сотрудники: батюшка благословите, сейчас операция предстоит, освятите операционную и другие помещения. Многие люди здесь покинули этот мир, преставились ко Господу, и среди них много тех, кто впервые или в последний раз исповедовались, причастились, отошли в мир иной в другом внутреннем состоянии, с верой, надеждой на жизнь вечную, покаявшись, примирившись с Богом и с близкими. Здесь лежат многие люди с тяжелым прошлым, чаще всего бывшие в заключении или имеющие социальные трудности, бездомные, люди, страдающие всякого рода тяжелыми недугами – наркомании, пьянства (но лечатся здесь и люди совершенно обычные, простые, которые говорят – «мы не знаем как заразились»), и вот на них как раз проявляются чудеса. Потому что человек в тяжелой болезни обращается ко Господу и если даже умирает, то умирает обращенным – и уже совершается чудо. Он уже по другому приходит на суд Божий. А люди, которые выздоравливают – у меня таких случаев тоже было очень много, – когда по врачебным показаниям видно, что человек вроде бы должен умереть, его болезнь перешла в стадию неизлечимых – приходишь в реанимацию, помолишься, помажешь святым маслицем – и зримо происходит перемена в человеке. Из состояния комы, беспамятства – открывает глаза, встает на ноги. Многие получали полное исцеление. Два таких случая у нас буквально недавно произошло. Например, женщина в положении. Врачи сказали: «У тебя туберкулез, тяжелое заболевание, тебе нельзя принимать таблетки, делай аборт, иначе ты умрешь». Она проявила веру, крепость души, помолилась и сказала: «Сохраню ребеночка во чреве, положусь на волю Божию, воздержусь от лекарств, и будь что будет». И родила благополучно здорового ребеночка. Такие случаи есть везде. В этой лечебнице люди лежат не только месяц, полгода, но и год, и три, и четыре. Необходимо, чтобы здесь был храм, потому что для людей верующих это единственный свет в окошке, единственная возможность помолиться, открыть душу, предстать перед Господом – именно здесь, потому что атмосфера в палате, атмосфера в больнице угнетает человека, потому что он видит вокруг страдание, боль, переживание других людей, и сам страдает. Только придя в храм, он может внутренне спокойно открыться, получить от Господа укрепление. Я сам стараюсь свое служение построить с точки зрения утешения, поддержки людей, чтобы они не унывали, а верили, что с Божией помощью, смиренно претерпевая свой недуг, получат выздоровление и души и тела. И жизнь их не остановится, пойдет в новом русле, в новом качестве, под благодатью Божией, покровом Пресвятой Богородицы и при помощи святителя Николая.

Много трудов еще предстоит по восстановлению первоначального вида храма: необходимо восстановить крест на куполе здания, а для этого придется произвести серьезный ремонт самого купола. Но сначала нужно подготовить необходимую документацию (заказать и оплатить) и утвердить ее в Комитете по культурному наследию г. Москвы, ведь здание богадельни – памятник архитектуры. Силами прихожан храма – пациентов центра – с таким объемом работ и вложений не справиться.


Крест – естественное завершение церковного купола, его отсутствие может восприниматься только как архитектурное увечье. На фото нач.ХХвека – общий вид Боевской богадельни


Так здание выглядит сейчас. Фото М.Пановой с сайта mosday.ru.


В 2006 году получено разрешение от руководства Центра на работу требной сестры при больничном храме. Нашелся подходящий человек – сейчас учится на курсах требных сестер, организованных при нашей Комиссии. Проблема – в отсутствии финансирования, платить зарплату не из чего.

Вы можете передавать или переводить на наш счет пожертвования для свято-Никольского храма. Наши адрес и реквизиты здесь. Напоминаем, что, если вы переводите на наш счет адресное денежное пожертвование, вам следует после этого связаться с Комиссией по телефону (495) 237-34-27 или е-mail komissia@miloserdie.ru и уточнить, кому именно переведены деньги. Спаси Господи!

Фото Евгения Глобенко,
Текст Ивана Никифорова

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?