Обет трезвости: за и против Часть 2

Наркологи считают, что практика обетов трезвости не нарушает первую врачебную заповедь, а богословы объяснили, что она не противоречит Евангелию. Выслушаем тех, кто практикует эти обеты

Из слов уважаемого нарколога можно сделать вывод, что сама по себе практика обетов трезвости не нарушает первую врачебную заповедь, следовательно, с точки зрения психотерапии нельзя считать ее недопустимой. А уважаемые богословы объяснили, что она не противоречит духу Евангелия. Настало время выслушать тех, кто практикует эти обеты.

Смысл и польза обета

«Я убежден, что когда в трезвую жизнь входит религиозная составляющая, трезвость становится более устойчивой, долговременной и, главное, радостной», – утверждает клирик Ново-Тихвинского женского монастыря города Екатеринбурга, духовник общества «Трезвение» священник Игорь Бачинин. В 1988 году ему, тогда молодому инженеру завода, предложили поучаствовать в работе заводского общества трезвости, организованного в рамках горбачевской антиалкогольной кампании. Проблем с алкоголем Игорь Бачинин никогда не имел, но видел, как спиваются люди, и незадолго до этого принципиально перестал употреблять спиртное даже в умеренных дозах. В общественную работу включился с энтузиазмом. Со многими членами того общества дружит до сих пор. Кто-то воцерковился, кто-то так и не крестился, но почти все сохраняют трезвость. Тем не менее отец Игорь убежден, что подлинную радость приносит человеку трезвость, избранная не только ради себя и близких, но и ради Бога. Сам он, крещенный в детстве, сознательно пришел в Церковь в начале девяностых. В мае 1995 года было создано Екатеринбургское первое православное общество «Трезвение», в работе которого Игорь принял активное участие. В 2002 году он принял сан и вскоре после рукоположения стал духовником общества. Первые обеты в обществе давали 18 мая 1998 года, в праздник иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Игорь хотел принять обет, но духовник «Трезвения» не благословил его. «Зачем, когда ты и так трезво живешь?», – удивился он. Тогда православные трезвенники Екатеринбурга делали первые шаги, опыта не было, и священники, работавшие в обществе, считали, что давать обет имеет смысл только зависимым людям. Но ровно через год, 18 мая 1999 года, Игорь Бачинин дал обет трезвости до конца жизни. «Огромную радость испытал тогда от осознания ответственности перед Богом», – вспоминает отец Игорь. Сегодня в «Трезвении» обеты трезвости дают не только зависимые люди, но и их родственники, и просто сочувствующие, и, что особенно радует отца Игоря, многие подростки, никогда не пробовавшие алкоголь. Это, считает священник, поможет им удержаться от незнакомого греха, что легче, чем бороться со своей страстью. Зависимых же людей он благословляет на обеты не сразу. «Я предлагаю им сначала пожить трезво для себя. Если не получается, беседуем, пытаемся понять, почему не получилось. А если получилось, человек регулярно исповедуется и причащается, можно говорить о следующем шаге – обете Богу», – делится опытом отец Игорь. По статистике последних лет обеты трезвости в «Трезвении» дают в среднем двести человек в год. Примерно 91 процент их выдерживает. «Если человек нарушил обет, моя пастырская задача – разобраться в причинах. Конечно, он глубоко переживает, но кто был искушен, может потом искушаемым помочь. Как правило, люди после падения глубже раскрываются, еще серьезнее настраиваются на трезвую жизнь и возвращаются к обету».

Зависимые люди начинают с небольших сроков – от нескольких месяцев до года, потом либо дают на тот же срок, либо его немножко увеличивают, но были единичные случаи, когда после нескольких лет трезвости они давали обет на всю жизнь. По словам отца Игоря, процент ремиссии и ее качество выше у тех, кто давал обеты.

То же самое говорит сопредседатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, доктор медицинских наук, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревни Юкки Ленинградской области, диакон Григорий Григорьев . С 1988 года в обществе лечились около 125 тысяч человек. Всем им сразу предлагали сходить в храм, но никого не принуждали. Примерно 40 процентов идут на исповедь, некоторые из них потом воцерковляются. Отец Григорий утверждает, что качество ремиссии у тех, кто воцерковился, выше, чем у тех, кто захотел получить только медицинскую помощь. А из воцерковившихся качество ремиссии выше у тех, кто дал обет. Правда, в Александро-Невском обществе обеты дают только те, у кого нет зависимости от алкоголя. Обещания не пить, данные Богу зависимыми людьми, отец Григорий называет зароками. Это, по его мнению, более грамотное определение. Обет – обещание сделать доброе дело, а обещание не совершать дурных поступков – зарок. Но это отдельная тема. Что касается практики обетов (зароков), то если в «Трезвении» и большинстве других православных общин трезвости зависимых людей к ним готовят, в Александро-Невском обществе многие дают зароки на первой же исповеди. Отец Григорий убежден в эффективности такого подхода: «Я всех, кто чувствует свою немощь, нужду в помощи Божьей, призываю давать зарок. Именно нужду, а не веру («Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк., 9, 24)). Это первое покаянное состояние, самое сильное. Потом мы с ними работаем, а с результатом приходит и вера. А иначе они могут больше не прийти к нам. Бывает, что кто-то не выдерживает, срывается. Если человек повторяет исповеданный грех, он приходит на исповедь и снова просит у Бога прощения. Так же и при нарушении зарока. Конечно, лучше не нарушать, относиться к данному Богу обещанию серьезно, но если уж так получилось, не нужно мистифицировать ситуацию – молния по голове не ударит, Господь Бог – любящий Отец. Нарушая зарок, человек отказывается от Божьей благодати, и к нему подступают представители темного мира. Но практика показывает, что от такой встречи иногда укрепляется вера. К душевным же травмам приводят не нарушения зароков, а запои и алкогольные психозы».

Зароки в Александро-Невском обществе дают во время литургии – после исповеди человек прочитывает перед Крестом и Евангелием текст по бумаге, подписывает ее и оставляет священнику. После литургии служится молебен. Тем, кто чувствует, что не в силах выдержать зарок, дают возможность его снять. Это лучше, чем нарушить. Так как не все, кому помогают в обществе, воцерковляются, есть форма зарока для невоцерковленных – они дают его лечащему врачу.

Обет трезвости для наркоманов

Сам отец Григорий начал выпивать еще в старших классах, а на подводных лодках, где служил военным врачом, всерьез пристрастился к алкоголю, но в 24 года решительно завязал. Было это в 1980 году. Только через два года он крестился, в 1988 году организовал Александро-Невское общество, где в 1990 году дал зарок трезвости на всю жизнь. Убежденный в эффективности зароков, он никого к ним не принуждает. Но когда он работал с героиновыми наркоманами, брал на лечение только тех, кто соглашался дать зарок трезвости. «Для наркоманов это обязательно, потому что пока они принимают наркотики, пьют мало, а когда перестают принимать, начинают увеличивать дозы алкоголя и в итоге возвращаются и к наркотикам». По результатам этой помощи героиновым наркоманам (были пролечены тысячи людей, годовая ремиссия – 33 %) в 2004 году Григорий Григорьев защитил докторскую диссертацию «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой (духовно-ориентированной на православной основе) психотерапии» во Всероссийском центре экстренной радиационной медицины МЧС.

Руководитель координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служения РПЦ игумен Мефодий (Кондратьев) также практикует обеты трезвости при работе с наркоманами. «Любой наркоман – потенциальный алкоголик. Ему ни в коем случае нельзя пить. И мы в процессе реабилитации им это объясняем. Когда до них доходит, предлагаем дать обет трезвости. В рамках профилактики сопутствующего потенциального заболевания», – объясняет он. Отец Мефодий считает обеты трезвости именно профилактической мерой, которая не подходит для алкоголиков: «Система обетов изначально распространилась как первичная или хотя бы вторичная профилактика, но не третичная, как сегодня. В деревне или поселке пьяниц было немного (чаще один-два человека), и тогда остальное население, чтобы предотвратить алкоголизацию, принимало обет. Принимали его люди мало пьющие или немножко злоупотребляющие, но не спившиеся. И эти люди определяли жизнь в данной местности. Если же в сегодняшней спившейся и гибнущей деревне один непьющий даст обет трезвости, будет профанация. А сами алкоголики вряд ли готовы выдержать обет. Они тяжело больны и нуждаются в серьезном и длительном лечении. Кому-то, возможно, этот обет поможет удержаться от срыва, но в целом это не панацея. Обет – хорошая профилактическая мера для лечения общества (предотвращения его алкоголизации), но не алкоголиков. Если в какой-то церковной общине люди немножко злоупотребляют, могут дать обет. Алкоголика же надо лечить».

Зачем давать обет, если нет зависимости?

Многие не понимают, какой смысл принимать обет трезвости людям, не имеющим зависимости. Отец Мефодий и отец Игорь Бачинин уже ответили на этот вопрос. Отец Григорий Григорьев напоминает слова апостола Павла: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Рим., 14, 19-20). Он не отрицает, что православная вера допускает умеренное употребление алкоголя, но это употребление, по его глубокому убеждению, может стать большим соблазном для зависимых людей, сидящих с нами за одним столом. И особенно если эти сотрапезники – наши близкие (а у кого в России нет зависимых родственников?), лучше, по мнению отца Григория, подать им пример воздержания. Во многом именно по этой причине заместитель председателя Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Иван Клименко в июне 2006 года отказался от алкоголя. Он любил выпить иногда бокал хорошего вина, но ни разу в жизни не напился, и в его семье никто не имел проблем с алкоголем. Но его брат, строивший храм в Якутии, там женился на якутке, у них родилась дочь. Известно, что у северных народов другой генотип, алкоголь противопоказан им даже в минимальных дозах – они сразу спиваются. Клименко, кандидат химических наук, прекрасно понимал, что в смысле алкогольной зависимости его племянница с рождения в группе риска. Три раза он давал обет трезвости на год, а в 2009 году дал на всю жизнь. «Отказаться от вина как от удовольствия мне было нетрудно. Но в нашем обществе трезвость не понимают. Приходишь на праздник, тебе наливают, а когда отказываешься, недоумевают, спрашивают, не сектант ли ты. После того, как дал обет Богу, проще стало объяснить людям свою позицию, не осуждая при этом других», – говорит Клименко.

Главный режиссер театра русской драмы «Камерная сцена» Михаил Щепенко уверен, что без обета он не смог бы в гостях отказаться от хорошего вина. А отказались они с женой, режиссером и директором театра Тамарой Басниной, чтобы подать пример трезвости труппе, в которой, как это часто бывает в актерской среде, многие страдали алкоголизмом. После знакомства с протоиереем Алексием Бабуриным, психиатром, настоятелем храма святителя Николая в селе Ромашково Московской области, труппа стала посещать окормляемую им православную общину трезвости при Никольском храме. В итоге большинство актеров дали обет трезвости. 12 лет назад дали его на всю жизнь и Щепенко с женой, хотя они никогда не злоупотребляли Подробнее об этом можно прочитать в статье Алексея Реутского «Театр без похмелья» («Нескучный сад», № 5, 2008) .

Но и независимый человек, давший обет трезвости, может оказаться перед непростым выбором. «Что делать, если ему, как это часто бывает, придется употреблять вино по медицинским показаниям», – спрашивает отец Борис Левшенко. Действительно, часто врачи рекомендуют пожилым людям для профилактики различных заболеваний пить в малых дозах красное сухое вино. Такой же совет дает апостол Павел Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим., 5, 23). Будет ли считаться употребление вина по назначению врача нарушением обета трезвости или это так же допустимо, как послабление в посте для болящих?

И у сторонников, и у противников обетов трезвости есть свои аргументы. Наверное, в обозримом будущем споры об этих обетах не прекратятся. «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор., 11, 19).

Леонид ВИНОГРАДОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?