Марфо-Мариинская обитель отметила столетие освящения своего главного храма

В Покровском храме есть потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу. Там Елизавета Федоровна завещала себя похоронить, решив обрести покой не на Святой Земле, а в стенах своей обители

Белоснежный Покровский собор- первое, что видят посетители, входя на территорию Марфо-Мариинской обители. 20 апреля здесь отмечали столетие его освящения. В Голубой гостиной был проведен праздничный вечер, посвященный торжественной дате.
Вековые стены храма помнят многое: расцвет, разбой, запустение, возрождение. Строилось и возрождалось все – годами, разрушалось – в один момент.


Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы

Покровская церковь была построена архитектором А. Щусевым в 1912 году. Стиль – модерн, а массивные луковичные маковки характерны для архитектурных форм Великого Новгорода и Пскова. Необычайно интересен интерьер главного монастырского храма. Расписывать церковь Елизавета Федоровна пригласила Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина, и Сергея Коненкова. Нестеров создал здесь известные композиции «Путь к Христу», «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Саваофа и лик Спаса над порталом.


Центральная фреска «Путь ко Христу»

На центральной фреске «Путь ко Христу» изображены мужчины, женщины, дети, которые идут – ищут пути к спасению… «Затея была такова,- писал Нестеров,- среди весеннего пейзажа с большим озером, с далями, полями и далекими лесами, так к вечеру, после дождя, движутся люди навстречу идущему Христу Спасителю. Обительские сестры помогают тому, кто слабее – детям, раненому воину и другим – приблизиться ко Христу». Христос выходит к стремящимся к нему людям из светлого березового перелеска, овеянного зеленою и белою дымкой весны. В белых одеждах, исполненный благодати и грусти, Он протягивает руку тянущейся к Нему больной простоволосой девушке, а правую подает в помощь сестре-монахине.


Центральная фреска «Путь ко Христу», фрагмент

Из личных воспоминаний Нестерова: «Ко мне подошли и передали просьбу Елизаветы Федоровны подыскать архитектора для строительства церкви, которую она собралась возвести в только что основанной ею обители милосердия…Я порекомендовал Щусева. На праздник Благовещения я с радостью узнал, что его кандидатура утверждена, а также Елизавета Федоровна просила мне передать, что ей очень бы хотелось, чтобы эту церковь расписал я. Создание обители и храма производилось на личные средства Елизаветы Федоровны. Овдовев, Великая Княгиня отдала все свои сбережения на дела благотворительности. Она рассталась со всеми своими драгоценностями и жила более чем скромно. Больших денег на строительство у нее не было. Но это была столько же ее мечта, сколько и наша со Щусевым. И я, будучи достаточно обеспечен в те времена, тут же дал свое согласие».


М.В.Нестеров. «Христос у Марфы и Марии»

22 апреля 1908 года состоялась торжественная закладка храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители. «Мы со Щусевым ходили праздничные, хотя задача не была легкой. Мне предстояло написать в алтарной части Богородицу, на пилонах – «Благовещение», по бокам – Христа у Марфы и Марии и «Воскресение». А на большой стене трапезной части храма – картину «Путь ко Христу». В ней бы мне особенно хотелось сказать то, что не смог воплотить в прошлых своих картинах. На Благовещение 1911 года роспись храма была почти готова. Близился к концу и мой «Путь ко Христу», я радовался как ребенок, полагая в скором будущем показать картину Елизавете Федоровне. Утром прихожу в церковь, поднимаюсь на леса и вижу, что по всей картине выступили какие-то странные нарывы. Сколько их, какой ужас! Я трогаю их пальцем – вместо них появляются черные маслянистые слизняки. Причина несчастья была совершенно очевидна: масло для грунтовки было куплено где подешевле, и оно оказалось испорченным. Я понимаю, что нужно будет делать: счистить картину, перегрунтовать стену и расписать заново. Времени ждать не было, но как сказать об этом Елизавете Федоровне?».

Надо отметить, что характер у Нестерова был очень прямой. Как-то, намного позже этого случая, уже в 40-м году ему домой позвонил сам Сталин: «Скажите, Михаил Васильевич, а когда вы смогли бы подъехать в Кремль, чтобы написать мой портрет?». «Наверное, я не смогу этого сделать, Иосиф Виссарионович». «Почему?». «Мне уже давно не нравится ваше лицо». Сталин иногда умел держать такой удар и уважать смелые поступки. Нестерову ничего за это не было.

Но сейчас хрупкой и нежной начальнице Марфо-Мариинской обители он не знал, что сказать. «Она пришла радостная, оживленная, приветливая. Обратилась ко мне со словами благодарности. Минута была не из легких. Я набрал воздуха в грудь, собрался с духом, и рассказал ей о беде с центральной фреской. Первую минуту Елизавета Федоровна была растеряна, а потом вдруг принялась меня утешать, уговаривать оставить картину, полагая, что со временем дырки можно будет закрасить, картину можно будет сохранить. Но мы сделали все же так, как действительно было нужно. Счистили картину, и я переписал ее на медном листе. Мы стояли у «Благовещения» и Елизавета Федоровна сказала: «Я преклоняюсь перед вашим смирением. Должно быть, вы научились ему у Той, Которая всегда с любовью умела принимать любую волю Божью».


Под Покровским собором располагается третий храм во имя Сил Небесных и Всех Святых


Усыпальница


Место, где, по преданию, Великая Княгиня Елизавета Федоровна желала быть погребенной, расположено рядом с усыпальницей

В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу. Ее расписывал Павел Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». Там Елизавета Федоровна завещала себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию второй родиной, она решила изменить свою волю и пожелала обрести покой не в палестинской церкви св. Марии Магдалины, а в Москве, в стенах своей обители. В память же о посещении молодой Великой Княгиней Святой Земли на фасаде Покровской церкви был изображен Иерусалим, с ротондой Гроба Господня и куполом церкви Марии Магдалины. 12 колоколов храмовой звонницы были подобраны под ростовский звон: они звучат наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого.

«Покровский храм – необыкновенный храм, – говорит нынешняя настоятельница Марфо-Мариинской обители инокиня Екатерина. – Он строился для того, чтобы в нем за всех убогих, нуждающихся, и за тех, кто оказывает помощь, совершалась бескровная жертва. Через этот собор прошло очень много святых людей. Мы сейчас приобщаемся к той благодати, которую они оставили после себя. И в этом смысле несем некую ответственность. Можно сказать, что это храм милосердия, он и поныне несет свое главное служение. Покровский храм дорог мне, дорог, наверное, и каждому из вас, ведь в нем мы соединяемся со многими святыми, совершавшими в его стенах свои молитвы и подвиги».



Вечер, посвященный столетию храма, в Голубой гостинной начался с выступления самых молодых прихожан


Рассказ об истории храма

О столетней истории храма рассказали сестры и сотрудники обители. С 1928 года, после того, как обитель перестала существовать, в Покровском храме располагался пролетарский клуб Санкультпросвета. В 45-м году были расчищены фрески, из Третьяковской галереи был перевезен иконостас храма. Здесь располагались реставрационные мастерские И.Грабаря. В 1998 году водрузили кресты, но мастерская так и оставалась внутри. Первые многолюдные службы совершались под открытым небом у ворот храма. Только в 2006 году реставраторы выехали из храма и начались службы. В сентябре 2009 года состоялось официальное открытие возрожденной обители. Сегодня отреставрированный Покровский храм принимает своих прихожан, как и сто лет назад.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?