Как же сделать, чтоб всем было хорошо

Людей, которые носят на себе православные кресты, которые умеют креститься, которые знают когда пост начинается, когда кончается, в Москве наберется достаточное количество. А вот людей, у которых есть любовь, сострадание, сочувствие – таких людей мало. Поэтому если среди вас, дорогие друзья, есть люди, желающие послужить любовью другим, пожалуйста, обращайтесь к нам в комиссию, наш телефон 107-70-01

У нас сегодня в гостях Ирина Вячеславовна Соловьева, которая работает в комиссии по церковной социальной деятельности при Eпархиальном совете города Москвы. Ирина Вячеславовна окончила исторический факультет МГУ, кафедру этнографии, и когда училась в университете, приняла крещение. Это было в начале 80-х годов. В 90-х годах начала задумываться и ходить в разные храмы, и, в конце концов, нашла свой. Мы хотели поговорить с Ириной Вячеславовной, как сделать так, чтобы служение милосердия осуществлялось в каждом приходе.
Сколько звонков в месяц, Ирина Вячеславовна, приходит на телефон 107-70-01 – справочный телефон службы милосердия?

– Около 300 звонков. Но это только на справочно-информационный телефон. А просьбы о помощи поступают и по другим каналам – сайт «Милосердие.ру» другие рабочие телефоны, люди приходят прямо в притвор нашего храма и обращаются за помощью лично.

– Если в месяц 300 звонков, то сколько из этих звонков таких просьб о помощи, на которые вы откликаетесь? Что вы делаете, когда вам звонят с просьбой о помощи? Как можно всем этим людям помочь – силами комиссии? Много людей у вас в комиссии, которые вам помогают?
– Многие звонят просто для того, чтобы получить какую-то информацию, какой-то телефон, например. Порядок обычно такой: мы записываем фамилию, имя, отчество позвонившего, его телефон и само содержание просьбы. А затем пытаемся помочь каким-то образом. Если это просьба дать информацию, какой-то телефон, мы сразу даем информацию. Если это просьба по уходу за больным, мы направляем их в патронажную службу. Если у человека просто есть желание поделиться своими бедами, – нужно выслушать, посочувствовать, подсказать, как справиться с той или иной ситуацией. В этом смысле сотрудники службы милосердия поневоле становятся психологами.
У нас в комиссии постоянно работают шесть человек. Среди них двое кандидатов наук – физико-математических и технических. Одна девушка преподаватель музыкальной школы. Она дежурит на телефоне справочно-информационной службы 107-70-01. Есть студентка юридического факультета, которая посещает старичков и инвалидов и много приходящих сотрудников-добровольцев.
Мы стараемся, конечно, передавать просьбы в другие храмы. Но батюшки реагируют настоятели по-разному и не всегда откликаются. И получается так, что помощь, которую требуют где-нибудь в Бутово, вынуждены исполнять или клирики какого-нибудь храма на ВДНХ, или еще где-то. А ближайшие не реагируют никак.

– А с иногородними звонками как – вы помогаете?
– Бывают иногородние звонки, мы стараемся помогать по возможности. Например, одному молодому человеку мы помогли купить компьютер. Он инвалид и программист.

– Скажите, пожалуйста, а вообще что чаще всего у вас просят?
– Разного. Я уже говорила, что часто это просьбы информационного характера. Очень часто просят оказать патронажные услуги. Зимой очень часто просят помочь тому или иному замерзающему на улице бездомному. Обращаются с просьбами дать информацию о православных врачах, где есть реабилитационные центры для наркоманов и алкоголиков. Вот такие просьбы

– Понятно. А нужна ли вам помощь людей, часто ли звонят с предложениями помощи и что предлагают?
– Редко, но бывает. Помощь, конечно, нужна. Предлагают какие-то пожертвования – вещи, устаревшие, но крепкие, которые могут пригодиться нуждающимся людям. Коляски предлагают, холодильники, утюги, швейные машинки.

– Нужны, например, не только вещи, но чтобы кто-то еще помогал. Бывают у вас какие-то обращения к общественности? Вот, например, мы часто делаем объявления с просьбой о помощи на радио «Радонеж». Это вообще нужно, это актуально?
– Очень актуально. Наши радиослушатели много помогают, особенно в сборах пожертвований. Но мне кажется, батюшка, что нужно привлекать людей, чтобы они не нам помогали, а чтобы они у себя на приходах организовывали аналогичные группы милосердия, группы социальной помощи. Чтобы это было в каждом районе.


Милостивый самарянин. Иллюстрация к Евангельской притче с сайта Патриарх – детям


– Ирина Вячеславовна, а много ли таких случаев, когда радиослушатели помогают тем людям, которые нуждаются в помощи?
– Я думаю, все помнят случай с воином Сыркиным, когда радиослушателями была очень быстро организована помощь. Собраны, на мой взгляд, колоссальные средства, ему приносили питание в госпиталь. Это на слуху просто. Потом воин Шариков, мы тоже часто объявляли о нем, и так же благодаря усилиям наших радиослушателей были собраны средства на лечение в центре Дикуля. И, пользуясь случаем, мы хотели, вся комиссия, поблагодарить раба Божьего Александра и Ксению из Америки, которые прислали пожертвования для службы милосердия. Большое спасибо.

– А продуктивно ли обращение с просьбами через Интернет, через сайт «Милосердие.ру»?
– Да. Мы стараемся реагировать, хотя я лично противник этой переписки по Интернету. Мне кажется, проще позвонить, тут какой-то есть живой контакт, живой разговор с человеком.

– А как помощь приходит чаще и ощутимее – от радиослушателей «Радонежа», через пользователей сайта или по телефону?
– Действительно, это разные совершенно аудитории. Помощь идет отовсюду понемножку. Но количественно больше людей помогают через «Радонеж». А на сайт может зайти один какой-то благотворитель и пожертвовать крупную сумму на какой-то определенный проект. Но это один человек, так что все-таки «Радонеж» на первом месте.

– Вот вы сказали, что хорошо бы, чтобы в каждом храме была такая служба. А как вы думаете, как это можно сделать?
– Я думаю, что очень большую роль играет именно информация. Надо постоянно рассказывать о том, что происходит в таких очагах социальной активности, которыми являются некоторые, пока немногие, увы, московские храмы, нужно рассказывать постоянно о всех новых начинаниях, которые инициируются Церковью. И даже не обязательно Церковью. Какой-то опыт мы можем почерпнуть даже у общественных организаций, и у государственных.

– А если нас сейчас слушает какой-нибудь сердобольный человек, он ходит в свой храм, а у него в храме такой службы нет. Что он может сделать, чтобы эта служба появилась?
– Он должен, я думаю, обратиться к своему настоятелю для начала.

– А тот скажет: я благословляю, занимайтесь.
– Ну, следующий этап должен быть такой: он вешает в притворе храма объявление, что в нашем храме организуется группа милосердия, тем, кто хочет в ней участвовать, обращайтесь… И дает свой домашний телефон, например. Даже если наберется три человека, уже можно работать. После этого они могут уже обратиться к нам, и мы им сможем оказать какую-то поддержку.

– Часто сталкиваешься с реакцией людей, которые не очень хотят слышать о тяжелых вещах. Человек закрывается от неприятной информации. Что вы думаете по этому поводу, приходится вам с этим сталкиваться?
– Мне не приходилось с таким сталкиваться.

– Скажите, пожалуйста, Ирина Вячеславовна, а работает ли Комиссия с наркоманами, часто ли звонят с такими проблемами? Можете ли вы чем-то помочь? Где людям узнавать информацию по поводу православных реабилитационных центрах? Часто ли наркоманы хотят сами изменить свою судьбу, или это обычно желание родственников, обращаются ли они за психологической помощью?
– Непосредственно Комиссия проблем наркоманов не решает. У Комиссии нет никакой реабилитационной клиники. Мы можем помочь информационной поддержкой. Ведь есть православные приходы и православный реабилитационный центр, которые этим занимаются. Информацию о помощи наркоманам и людям, страдающим алкогольной зависимости можно получить по телефону комиссии 107-70-01 и у нас на сайте «Милосердие.ру». В основном, конечно, обращаются родственники. Наркоман ни разу нам не звонил лично. Люди в состоянии алкогольного опьянения звонят, бывает такое.
Но насчет наркоманов, батюшка, я бы хотела сказать вот что. Нам звонят мамы наркоманов и говорят, «мне кажется, что мой ребенок колется». В тот момент, когда начинают пропадать вещи из дома, когда это уже очевидно. То есть, момент упущен. Надо было раньше смотреть за ребенком, забеспокоиться на той стадии, когда он что-то скрывал, когда они только подозревали что-то. Так бывает очень часто, к сожалению.

– Мне кажется, Ирина Вячеславовна, что мы нередко мало заботимся о наших детях, мало их любим, мы их мало понимаем. Ребенку в переходном возрасте нужно не только сказать «нельзя», а нужно с ним прожить, нужно объяснить, нужно понять, чего он хочет. Это очень важно. И, к сожалению, не все умеют это делать. Не хватает любви. У некоторых не хватает времени, думают, что есть что-то другое, более важное. А что может быть важнее воспитания и спасения души детской.
Сейчас Комиссия по церковной социальной деятельности организовала курсы для воспитателей и усыновителей. И как успешно идут занятия на этих курсах и зачем они вообще нужны?

– В этом году у нас очень интересный состав слушателей, очень сильный. Много семейных пар, которые хотят усыновить ребенка, взять под опеку или патронат оформить над этим ребенком. Кроме того, что есть бездетные пары, есть, хотя и не очень много, пары, у которых своих человек по пять детей, и они еще при этом хотят взять кого-то под опеку. Вот такие удивительные люди. Потому что когда берут ребенка люди, у которых нет своих детей, они решают, в общем-то, свои проблемы. А люди, у которых есть уже свои дети, те пытаются с Божьей помощью решать все-таки проблемы этих несчастных детей.

Радиослушательница: – Батюшка, здравствуйте. Это раба Божья София, я хочу вам рассказать. Вот на Рождество моя дочь пошла с мужем и мальчиком 7 лет в храм Христа Спасителя. И она рассказывает: мама, как мне хорошо, такой храм красивый, такое пение. Но стоят две бабушки, одна у одного подсвечника, другая у другого. Мальчик подошел, говорит, мам, можно я свечку поставлю. Я дала ему свечку, и он пошел. Бабушка грубо: не надо, не лезь… В таком тоне сделала замечание. Дальше, стоим, слушаем. Такое пение красивое, хор бесподобный. Бабушки так громко разговаривают, переговариваются между собой по своим делам уборочным, что мы не могли пение даже слушать, слова расслышать. Нельзя ли таких служащих в храме как-то инструктировать или проводить беседы с ними, чтобы они так себя не вели? Ведь так сплошь и рядом.
– К сожалению, моя милая, людей, которые носят на себе православные кресты, которые умеют креститься, которые знают когда пост начинается, когда кончается, в Москве наберется достаточное количество. А вот людей, у которых есть любовь, сострадание, сочувствие – таких людей мало. Поэтому если среди вас, дорогие друзья, есть люди, желающие послужить любовью другим, пожалуйста, обращайтесь к нам в комиссию, наш телефон 107-70-01. Мы, наверное, найдем такое место для вас, при храме, где вы могли бы помогать встречать людей. Как-то нужно, чтобы в храме работали люди, в которых есть любовь, которые стараются явить эту любовь другим.
Ведь сколько сейчас молодых людей находятся на улицах наших городов! Они еще не больны СПИДом, у них еще нет гепатита, большинство из них еще не стали наркоманами, но им тоже скучно жить, они тоже не знают, как им жить. Иногда они заходят в наши храмы, но в храмах они видят спины людей, которым до них нет никакого дела. В храмах на них шикают, из храмов их выгоняют, говорят, что в храме нужно вести себя так-то и так-то, не объясняя, почему это. В храме они не встречают любви, уходят оттуда и становятся добычей дьявола. Они гибнут, попадают на зоны, уходят наслаждаться деньгами, наркотиками, или еще чем-то. И мы с вами, наверное, будем отвечать и за их гибель тоже. Поскольку нас Господь призвал не только для того, чтобы мы спасали сами себя, не только для того, чтобы мы думали только о себе, устраивали для себя какую-то комфортную жизнь, но и для того, чтобы Он через нас явил Свою благодать, явил Свою любовь тем, кто Его еще не знает.
Наверное, это служение любви, которое должно быть на приходе, должно включать в себя и миссионерскую деятельность, встречу тех людей, которые пришли в храм. Священник стоит далеко, он в алтаре. Люди, которые приходят в храм, встречаются не с ним, а со свечницей за ящиком, со сторожем. Они видят людей, которые их окружают в храме. И далеко не всегда они встречают достойный прием.
И я хотел бы обратиться к вам, чтобы вы не были так жестоки, не были так немилосердны к тем людям, которые в первый раз приходят в храм. К тем молодым людям, которые, наверное, придут на Пасху в храм. Как бы они себя ни вели, иногда они ведут себя так, что раздражают нас и говорят о своем неверии может быть. Но если они увидят в ваших глазах любовь, если они увидят вашу озабоченность их судьбой, сострадание, сочувствие, я думаю, что кого-то из них Господь спасет через нас, даже если мы грешные люди и плохие проповедники.
К сожалению, у Церкви сейчас пока еще нет широкой сети молодежных центров. Но вот есть, например, Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия. И, конечно же, у девочек, которые учатся в этом училище, есть интерес к жизни. Им не скучно жить. Их жизнь наполнена и трудом, у них есть и отдых, они ездят в миссионерские поездки, они друг с другом общаются, у них интересные занятия, они помогают другим. Жизнь им кажется радостной.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?