Излечим ли трудоголизм?

Если на большинство предложенных вопросов вы ответили утвердительно, пора бить тревогу, вы – начинающий трудоголик

Плаваю в море. Родная теплая стихия, в которой растворились все оставшиеся в Москве проблемы и заботы. «Договор, – доносится с берега из-под пляжного зонта, – мне немедленно нужно видеть договор. Немедленно, я сказал». Так громко и четко люди разговаривают только по мобильным телефонам. Особенно громко и особенно четко, когда речь касается рабочих вопросов. «Трудоголик, – ставлю я диагноз.- Не может расслабиться, нарушена ценностная сфера, тревога и неумение делегировать ответственность не дает расстаться с мобильником даже на пляже, говорит громко в подсознательном расчете на восхищение праздных окружающих. Не написать ли мне, – думаю, растянувшись на солнышке, – сразу после отпуска текст про трудоголизм? Так и начну, с этой сценки. А потом…» Стоп. Кто же тогда я?

Почетная болезнь

Члены общества Анонимных алкоголиков свои выступления начинают признанием: «Я – алкоголик», вновь и вновь публично превозмогая стыд, напоминая себе о своей зависимости. Фраза «Я – трудоголик» произносится легко, без смущения. А что, о таком сотруднике мечтает большинство начальников: все силы, до капельки отдает работе.

Между тем, большой разницы между двумя заявлениями нет. И созвучие тоже неслучайно. Придумывая этот термин, американский психолог, философ и специалист по пасторскому консультированию Уэйн Оутс просто соединил два слова «работа» (work) и «алкоголик». В обоих случаях, человек констатирует наличие у него зависимости, то есть – болезни.

Слово «болезнь» может кого-то возмутить или обидеть. Не спешите серчать на автора колонки, который имеет в виду только настоящих трудоголиков, а таковых насчитывается не так и много – примерно 5% всего работающего населения планеты. Цифра очень приблизительная, так как в качестве критерия берется лишь время, которое человек проводит на работе.

Помимо истинных трудоголиков, существуют и ложные. Засиживаться дольше положенного могут и те, кто не успевает выполнять задания вовремя, и сотрудники фирм, где переработка считается нормой, и карьеристы, стремящиеся выслужиться перед начальством, люди, которым по тем или иным причинам просто не хочется идти домой. Все это – люди здоровые, в помощи психологов и психотерапевтов не нуждающиеся, так же как и просто трудяги, увлеченные своим делом, работающие много, продуктивно, с удовольствием, несмотря на усталость.

Брат-алкоголик

От здорового работящего человека трудоголик отличается тем же, чем ценитель хорошего вина – от алкоголика. Для первого выпивка – лишь еще одна краска в ярком спектре жизни, для второго – шоры, мешающие видеть ему все остальное. Его «радуга» состоит лишь из одного цвета, не самого веселого.

Недаром говорят о «дальтонизме необходимости», присущем трудоголикам. Вся жизнь трудоголика – работа. К ней сводится весь смысл его существования. Прочие ценности – семья, личная жизнь, религия, увлечения, собственное здоровье – становятся второстепенными, неинтересными, а подчас и вовсе несуществующими. «Мне только казалось, – сказал один избавившийся от зависимости человек, – что я живу. На самом деле, жизнь шла мимо меня. Я словно сидел в отцепленном от состава вагоне, и проходящие за окном поезда создавали иллюзию движения, жизни». Этот человек не был трудоголиком, он крепко пил. Но суть одна. Кстати, общество Анонимных трудоголиков тоже существует, и в этом году отметило круглую дату – 30-летие.

Как и пьяница, трудоголик живет в постоянном дурмане. Результат труда не слишком его волнует (в том числе, и финансовый), гораздо важнее сам процесс. Время, не заполненное работой, заполняется тревогой, беспокойством, чувством вины. Впрочем, его и не бывает, ведь работает трудоголик всегда.

Его кредо: всегда!

В последнее время благодаря всевозможным электронным устройствам это стало возможно в буквальном смысле слова: он всегда на связи, всегда готов принимать решения, выполнять задания, согласовывать их и вносить новые предложения. В самолете трудоголик подвергает опасности жизнь всех пассажиров, включая свои девайсы, едва появляется ниточка связи с землей – то есть, в самые ответственные моменты. С мобильником он не расстается ни на пляже, ни в бане, ни на свидании с любимой девушкой.

Отнимите у несчастного айфон, ноутбук и «двушку на телефон-автомат», он все равно не перестанет трудиться: ведь запретить ему думать о работе вы не сможете. Нельзя сказать, что он не способен думать или говорить на другие темы. Но только углубляясь в них, трудоголик ощущает прилив энергии, душевный покой, уверенность в себе, суррогатную радость. Так что рано или поздно разговор с ним непременно скатится к работе – независимо от того, смыслит ли собеседник что-либо в многомерных базах данных, генных мутациях или тонкостях фандрайзинга.

Выходные и, особенно, отпуск – страшное время для этих людей. Дело не только в том, что нечем заняться. Главное, что там, в родном офисе (цеху, больнице, филармонии) жизнь продолжается без них. В этом смысле вакации для них в буквальном смысле слова подобны смерти. Отдыхать, расслабляться, радоваться трудоголик давно уже разучился. Как оставшийся без выпивки пьяница, он становится раздражительным, мрачным – так проявляется трудовая абстиненция. Компьютер с выходом в интернет может помочь – но временно, как глоток пива мучающемуся похмельем.

Люди? Какие люди?

Да и в другие моменты жизни трудоголика не назовешь человеком, приятным во всех отношениях.

От окружающих ему нужно одно: постоянное одобрение, поддержка его бешеной активности, подпитка ощущение собственной нужности и незаменимости. Всех людей он оценивает исключительно сквозь призму своей служебной деятельности. Этот может быть полезен, этот – помеха, этот – конкурент, этот просто «не в теме», а потому не достоин внимания. О дружбе, теплых человеческих отношениях здесь уже говорить трудно. Трудоголик становится черствым, неспособным к сочувствию, сопереживанию, да и вообще к чувствам. Он может помочь ближнему – деньгами или каким-либо действием – и часто делает это, ведь добрые поступки дают возможность ощутить свою нужность, но проникнуться чужой бедой такой человек уже неспособен.

Трудовые промахи и неудачи трудоголик переживает невероятно тяжело и страшно боится их совершить. Поэтому он всегда напряжен, всегда тревожен, а попав впросак, склонен обвинять в этом других, порой греша против истины.

Дела семейные
Лживость – неотъемлемое свойство всех зависимых людей. Ведь то, что является самым ценным для них, часто не всегда одобряется обществом (как у алкоголиков) или собственной семьей (наш случай). Берясь за очередной крупный проект, трудоголик придумывает массу оправданий для близких, почему он никак не мог не сделать этого и – «ничего, дорогая, если в отпуск ты поедешь одна?» В исповедях завязавших трудоголиков нередки истории о том, как они тайком приносили домой работу в выходные дни, чтобы заняться ею, отослав семью в какой-нибудь зоопарк.

Впрочем, ладно бы в зоопарк. Процент разводов среди «работоманов» невероятно велик. Семья становится для него обузой. В лучшем случае он вовсе не замечает домочадцев. Да и когда? «Мужа вижу 20 минут в день: 10 – утром, когда варю ему кофе, и 10 – поздно вечером, когда он, наконец, приходит домой. Детям счастье лицезреть папу выпадает только в выходные, – рассказывает знакомая, – но он либо отсыпается, либо сидит в интернете, либо смотрит в экран телевизора, постоянно переключая программы».

В общем, похоже, я нарисовала какого-то монстра. Но речь идет лишь о болезни в запущенной форме. Трудоголизм, как и алкоголизм, в своем развитии проходит определенные стадии (скрытая, острая, хроническая, финальная).

Истоки – в детстве

Почему одни люди становятся трудоголиками, а другие – просто работают, а то и благополучно отлынивают от полезного труда? Скорее всего, предрасположенность к этой зависимости закладывается в детстве – вместе с неправильными убеждениями («установками», как говорят в народе). Ребенка приучают к тому, что он должен быть самым лучшим, самым успешным (трудоголизм с перфекционизмом очень часто идут рука об руку). «В нашей семье все всегда были отличниками», – растущий под таким слоганом человечек очень сильно рискует стать в будущем работоманом.

Нередко родители за счет чада пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты, внушая ему, что он уникален, талантлив и непременно добьется в жизни очень многого. Чтобы соответствовать фамильному стандарту, он вынужден пренебрегать «пустяками»: играми, шалостями, общением со сверстниками. Овладев в совершенстве всеми школьными премудростям, он не научится главному: умению радоваться жизни.

Другой вариант: ребенок страдает от недостатка внимания и любви и лезет из кожи вон, чтобы угодить родителям, чем-то порадовать их – например, хорошими оценками. Такой недолюбленный в детстве человек страдает и от низкой самооценки, которую он позже примется повышать с помощью практически непрерывного труда.

Часто трудоголики являются выходцами из бедных, неблагополучных семей, еще в детстве давшими себе слово сделать все, чтобы не повторить судьбу родителей.

Опасно для здоровья

Как лечить трудоголика? Сложность заключается в том, что он, как и алкоголик, отрицает свое состояние, даже когда налицо все симптомы. Признать болезнь – расписаться в собственной слабости. А ведь избавляться от зависимости необходимо. Постоянное напряжение, нехватка сна, переутомление, стрессы, пренебрежение заботой о здоровье не могут не наносить серьезного вреда организму. Трудоголики подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой и пищеварительной систем (инфаркт и язва желудка – их наиболее частые спутники), головной боли, депрессии и прочим неврозам. Они склонны к алкоголизму, курению, избыточному весу. У женщин нередко бесплодие (к счастью, среди них трудоголиков меньше, чем среди мужчин).

Я – трудоголик?..
Помочь может обращение к психотерапевту, который постепенно поможет наладить правильный баланс между работой и прочими сферами жизни пациента, посещение группы взаимопомощи. На ранних стадиях человек может помочь себе сам. Порой достаточно лишь пройти самый простой тест на определение трудоголизма, чтобы задуматься и что-то изменить в своей жизни.

Какой тест? Например, вот такой:

Трудно ли вам делиться порученным вам делом с кем-то еще?
Считаете ли вы выходные пустой тратой времени?
Есть ли у вас постоянное ощущение, будто вы недоделали что-то?
Забыть дома мобильный – катастрофа для вас?
Вы часто здороваетесь вечером с уборщицей в офисе?
У вас нет никакого хобби, а если и есть, то оно имеет непосредственное отношение к работе?
Вас мучает бессоннница?
Вы стараетесь избегать дружеских вечеринок?
Вы боитесь изменений на службе?
Любите поощрения и страдаете от критики начальства?

Если на большинство вопросов вы ответили утвердительно, пора бить тревогу, вы начинающий трудоголик.

И как помочь?

– Займитесь рефлексией. Задайте себе вопрос, зачем вам нужна беспрерывная работа – и честно на него ответьте. Скорее всего, вам понадобится калькулятор, чтобы подсчитать доходы, необходимые расходы и потраченное на добывание денег время.

– Определитесь с приоритетами. Запишите все, что представляет для вас ценность в этой жизни – не задумываясь. А после рассортируйте свои ценности – в зависимости от их «веса». Скорее всего, вас ждут некоторые неприятные сюрпризы. Если на последнем месте оказалась, например, семья – действуйте.

– Возьмите лист бумаги, поделите его на две части и запишите на одной все хорошее, что приносит вам работа (деньги, чувство собственной значимости, вес в обществе, удовлетворение), а на другой – все, что она забирает (время, которое вы могли бы уделить семье, друзьям, силы, энергию, интерес, быть может, даже веру). Делайте выводы.

– Попробуйте просто… медленнее ходить и вообще все делать медленнее.

– Учитесь жить здесь-и-сейчас, наслаждаясь каждым моментом жизни. Это непросто. Лучше начать обучение с созерцания. Приучите себя смотреть на небо, присмотритесь к окружающим людям, детям, собакам.

– Позвольте себе посидеть за обедом дольше, чем обычно. Если обеденный перерыв еще не закончен, не неситесь на рабочее место, а выйдите на улицу, посидите на лавочке, пройдитесь по улице.

– Если вы привыкли уходить с работы в 9, заставьте себя покидать рабочее место ровно в 20.45. Спустя месяц – в 20.30. И так далее, пока не войдете в нормальный рабочий график.

– Вспомните о том, что раньше приносило вам удовольствие. Быть может, вы рисовали или играли в шахматы. Даже если сейчас вам совершенно не хочется этого делать, выделите определенное время (хотя бы полчаса каждый уикенд) для этого занятия.

– Прекратите постоянно оценивать себя, полагая единственной единицей измерения карьерные успехи.

– Не хватайтесь автоматически за каждое новое задание. Подумайте, не перегрузите ли вы свой корабль.

– Учитесь доверять людям. Отдав кому-то часть своей работы, вы, скорее всего, только облегчите жизнь себе. Возможно, коллега выполнит задание не столь блестяще, как вы, но зато у вас появится возможность свободно дышать.

– Закрывая за собой дверь офиса, старайтесь оставлять все рабочие мысли там, внутри.

– Высыпайтесь. Это – самое важное.

– В выходные отключайте служебный мобильник его и ни в коем случае не залезайте в рабочий ящик электронной почты.

– Учитесь планировать время. Возможно, трудоголизм – следствие вашей неорганизованности.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?