Что нужно изменить в детских домах? Мнения директоров ДД

Четыре директора детских домов и разных регионов России отвечают на один вопрос: что нужно изменить в государственной системе сиротских учреждений чтобы их выпускники стали более успешными?

Четыре директора детских домов и разных регионов России отвечают на один вопрос: что нужно изменить в государственной системе сиротских учреждений чтобы их выпускники стали более успешными?

Участники Всероссийского съезда руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшего в Москве с 12 по 14 ноября 2013 года

Директор Читинского детского дома №2 Светлана Базилевич:

– Во-первых, нужно реабилитировать наших детей. Все наши дети – это в большинстве своем дети травмированные, дети перенесшие насилие в разных его формах. Чтобы нам сделать человека успешным, чтобы вообще смотреть вперед и в будущее, нужно для начала вылечить психику ребенка. Для этого нужен хороший психолог, который владеет методикой выведения детей из травмы. Нужно оборудование, на котором умеет психолог работать. И только тогда, когда ребенок будет вылечен, можно будет вводить и новые технологии и все что угодно. Можно будет в этого ребенка вкладывать и действительно получать отдачу.

Во-вторых, нужны социальные партнеры, которые будут поддерживать этих детей в период профориентации, будут их вести и давать возможность потрогать руками выбранную профессию, узнать, как построить свою карьеру, а не просто пойти работать. Нужны люди успешные, которые будут профориентировать ребенка и в дальнейшем его не бросать и принимать участие в его судьбе. Они помогают ребенку учиться, потому что нашим детям иногда тяжелее учиться, обеспечивают его работой, когда он является молодым специалистом поддерживают его. Мы в свое время все имели наставников. Я пришла в школу в 19 лет и тоже имела наставника, на которого я сейчас смотрю с гордостью. Этот человек научил меня идти вперед и помогал мне.

Нужно, чтобы судьбами детей интересовались не только те люди, которые находятся с ними 24 часа в сутки и учат их зашивать дырку на одежде, готовить, эстетике, красоте и культуре, но интересовались и те люди, которые находятся за пределами детского дома. Чтобы дети знали, что не страшно туда выходить, там поддержат, там помогут.

Вообще детский дом должен быть в центре внимания, чтобы нам из этого сиротства как-то выйти. Тем более, когда выпускники детских домов потом своих детей тоже сдают в детский дом. На краевом уровне нужно создать центры с сильными специалистами, которые будут сопровождать детей в пост-интернатный период. Эти центры должны состоять из общественности. То есть из людей, не обязательно психологов и педагогов, но людей, которым небезразлична судьба этих детей.

Директор хабаровского детского дома номер 6 Наталья Перелякина:

– Я как директор детского дома знаю, что у меня есть успешные выпускники, и с каждым годом их становится больше. Поэтому я считаю, что ту систему, которая отлажена и в ней появляется все больше положительных примеров детских домов, разрушать не нужно. Уходит вот это, знаете, что воспитанник детдома не знает, как чай заваривается, это уже не про современные детские дома.

Сегодня наши дети открытые, их не скрывают. Они имеют столько контактов с социумом, что говорить о том, что они выйдут из детского дома и не будут знать куда идти, это ошибка. Телефоны сегодня везде поставили – пожалуйста, звоните. То есть на контакты запретов сегодня нет. По крайней мере мы в нашем детском доме только за контакты. Другое дело что родители не всегда хотят общаться с детьми. Поэтому я думаю, что систему хорошую, которая сложилась за последние 20 лет, нужно совершенствовать.

Мы например сейчас начинаем работать с кровной семьей. Я вам честно скажу, раньше мы с ней не работали. Нам ребенка дадут, у которого родителей лишили прав, и мы на семью не обращали внимания, потому что у нас не было полномочий. А сегодня нам такие полномочия дают. И это правильно, чтобы поработать с биологической семьей, чтобы вернуть ребенка.

Считаю, что должны быть созданы отдельные центры, которые будут работать с кризисной семьей. Есть же опыт хороший в Европе. Чтобы не допустить разлучения ребенка и его семьи. Например, когда мама просто не имеет работы, ей нужно найти рабочее место и жилье, может быть пускай это будет не мегаполис, а поселок, и все, ребенок будет с мамой.

Все равно, какой бы детдом ни был, даже самый хороший, но самый хороший дом – это там, где мама. Даже если ребенок там будет спать на железной кровати под каким-то не супер одеялом, но рядом будет мама, он будет конечно счастливее, что уж там говорить. Иногда некоторые директора говорят: мы директора-мамы. Ну никакие мы не мамы! Они же все прекрасно понимают. Они же растут и понимают, что у каждого директора есть своя семья. Да, он может обратиться к директору. Но он же понимает, что мама у него родная где то есть.

Фото с сайта http://www.mn.ru

Тем более сегодня, когда 80% детей поступают в детские дома уже в сознательном возрасте. А у них остаются семьи. А мы рассматриваем побеги из детского дома при помощи полиции, я думаю, это совершенно неверно. Когда ребенку 15 лет, его забирают из кровной семьи, а потом мы считаем, что он должен в один момент привыкнуть жить в детском доме. Тем более если его семья живет в соседнем квартале, и он видит, что она там благополучно существует. А ему взрослые дяди и тети говорят – нет, ты там жить не будешь. И если он пытается туда идти, то его с полицией возвращают. А почему бы не посмотреть с такой точки зрения: например на выходные, даже если семья неблагополучная, под присмотром сотрудников детдома позволять ребенку ходить в свою семью? Может быть мамочка одумается? И ребёнок тоже на нее повлияет.

Мы, некоторые директора, как подпольщики, многое делаем то, что нам недозволительно. Но мы же работаем с ребенком, который стоит перед тобой и говорит – я по маме скучаю. Социальный педагог берет за руку и едет домой с ним. Чтобы ребенок посмотрел на маму. Она посмотрела, слезы высохли, успокоилась, неделю учится нормально и никуда не собирается бежать.

Директор детского дома в Ивантеевке (Московская область) Эмма Фотина:

– Вся система детских домов, по крайней мере в Московской области, сосредоточена на том, чтобы выпустить социально готового к жизни человека. Для этого мы здесь и работаем. Мы сейчас будем делать усилия, чтобы устраивать детей в семьи, потому что семейное воспитание все-таки более важное. Нам не хватает модели семьи.

Директор Курганского областного детского дом номер 1 Василий Скородумов:

– Нужно чтобы как можно меньше детей приходили в детские дома. Детский дом – последняя ступенька всей лестницы профилактики семейного неблагополучия. Все, хуже чем детский дом, в социальном плане быть не может. Ничего делать с детским домом не надо, если в нем не будет детей! Если на ранней стадии асоциальную семью выявить и работать с ней не органам образования, а органам соцзащиты, пока ребенок не является хулиганом. А когда уже ребеночек от родителей впитал негатив, это родимое пятно надолго остается. И он, выходя из госучреждения с этим как бы пятном остается, его как и родимое пятно не выведешь. Поэтому надо с семьей работать, тогда и дети в детские дома не будут поступать.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?