На Валааме снова растут арбузы, а яблони укрепляют цементом.

Особая забота о.Григория о старых яблонях, которым по 100-160 лет. Они до сих пор плодоносят. Однако, из-за неглубокой почвы и отсутствия питательных веществ уклоняются в сторону под собственным весом и начинают падать. Не успеете подставить подпорки, ствол ляжет на землю. Можете назвать это Валаамским парадоксом, можете – чудом, но в саду мы увидели плодоносящие деревья, стоящие на одной… коре.

Фруктовый пир для всех

Как ни боролся с воронами агроном Валаамских садов иеромонах Григорий (Вердян), птицы и в этом году умудрились склевать немалую часть урожая. Ни сетка, обтянувшая столетние кроны, ни сторожа, поселившиеся в вагончиках и палатках в монастырских садах, не помешали крылатым воришкам начать «сбор» после того, как плоды окончательно созрели. Но не вороны самая большая напасть для монастырских садов, а вредители, чувствующие себя в земле, листьях, стволах и плодах как дома. «Четыре раза в этом году опыляли химикатами,- говорит отец Григорий,- но большого эффекта не достигли». Другая беда – не подходящая для плодородия почва. Ведь Валаамский архипелаг – это большая «альпийская горка». Почва здесь неглубокая, глинистая и каменистая (и, зная об этом, многие паломники привозят с собой по мешочку плодородной земли, купленной в магазине). «Фруктовые деревья приживаются очень медленно и требуют к себе постоянного внимания, – продолжает батюшка.- Но если ствол укоренился, у него есть все шансы выжить, даже если кору ободрали зайцы, а не в меру расплодившиеся и не боящиеся людей лоси (по подсчетам лесника их до 50 голов, а должно быть в три раза меньше –А.Р.) объели молоденькие ветки». Прошлой зимой до молодого сада на Всехсвятском скиту (кроме верхнего, нижнего и среднего сады есть в двух скитах: Всехсвятском и Владимирском) по насту добрались зайцы и устроили пир. «От молодого сада остались одни палочки стволов, решили – все пропало,- вспоминает батюшка.- Но у нас здесь работают селекционеры из Мичуринска, которые знают все наши деревья, как своих детей. Они-то и посоветовали привить к укоренившимся стволам новые ветви. И представьте себе – молодой сад снова зазеленел. Теперь мы уже отгородили деревца от непрошенных гостей».
Еще один неблагоприятный фактор для монастырских садов – засуха. Не получая достаточно воды, яблони раньше срока начинают сбрасывать тяготящие их плоды. Казалось бы, кругом – вода, но ведь ее еще надо доставить в сад. Для этой цели о.Григорий купил трехфазный насос и трубы. Но дальнейшие работы остановил «человеческий фактор». Чтобы запустить процесс, водопроводчик и электрик, как в школьной задачке, выйдя навстречу друг другу, должны одновременно встретиться в пункте с названием «Сад». И о.Григорий терпеливо ждет и молиться, чтобы этот момент наступил как можно быстрей. Пока же используются бензиновые насосы, и полив получается золотой.
А еще в монастырских теплицах кроме овощей и зелени растет очень сладкий виноград (хобби о.Григория), арбузы и дыни. «Мы только в этом году арбузы с дынями решили посадить. Один арбуз не успели в сетку подвязать, он у нас оборвался с ветки и пропал,- рассказывает садовник.- Но, слава Богу, у нас выросло их несколько». Еще о.Григорий мечтает о зимней теплице, чтобы ранней весной на столе у братии были свежие витамины в виде чеснока, кинзы и петрушки.


о.Григорий первым на Валааме стал выращивать виноград




Средний сад


Справка.
Монастырское садоводство на Северном Афоне, как называли прежде Валаам, возникло в 1810 году, с закладки Верхнего (Аптекарского) сада. Два других- средний и нижний появились соответственно в 1856 и 1860 годах. Иначе их называли Паисиевский и Григорьевский, из уважения и в память о возделывавших их монахах. В 1869 году Валаамские сады насчитывали до 400 яблонь, причем самых разных сортов: Антоновка, Анис, Белый налив, Боровинка, Апорт, Ранет Валаамский и др. Так в верхнем саду росло до 60 сортов яблок, а в среднем – 97! На одном из деревьев в верхнем саду заботливые руки монахов привили 10 сортов яблок к одному штамбу. И это дерево успешно плодоносило. В урожайный год монастырский сад давал до 234,5 центнеров яблок. Кроме яблонь в садах росли груша, слива, крыжовник, смородина (трех сортов) и малина, в теплицах – арбузы, дыни и тыква (самый большой арбуз весил до пяти кг, дыня-полтора, тыква- 32 кг). На сельхоз выставке в Петербурге в 1861 Валаамские яблоки (сливы, груши) и арбуз получили соответственно большую и малую серебряные медали.
Сегодня сорта монастырского сада – это Июльская Черненка, Жигулевка, Грушовка Московская. Как редкость- Грушовка Валаамская и Валаамская сласть. Зимние сорта не успевают здесь вызревать.


Верхний сад в непосредственной близости монастыря






Отец Григорий и его помощник Борис Татарский






Дыни – гордость помощника батюшки, Бориса Татарского, он называет их «сладкая парочка»


Эта яблоня держится только на своей одной коре


Парадоксы чуда
Особая забота о.Григория – о старых яблонях, которым по 100-160 лет. Они до сих пор плодоносят. Однако, из-за неглубокой почвы и отсутствия питательных веществ уклоняются в сторону под собственным весом и начинают падать. Не успеете подставить подпорки, ствол ляжет на землю. Можете назвать это Валаамским парадоксом, можете – чудом, но в саду мы увидели плодоносящие деревья, стоящие на одной… коре. Вся сердцевина давно выедена вредителями и вычищена дождем и ветром. Конечно, без человеческого пота и труда Господь бы вряд ли бы сотворил это чудо. Такие деревья о.Григорий и его помощник Борис Витальевич Татарский очищают, обрабатывают лекарством раны и… цементируют. Оказывается, цемент не только укрепляет ствол, но и защищает его от паразитов.
«Но почему же вы не вырубите эти старые яблони, яблоки, наверное, мелкие у них уже, да и урожай не большой?»- спрашиваю батюшку. «Не смеем, пока сами не погибнут, делаем все, чтобы их поддержать. Но каждый год сильный ветер сваливает какое-нибудь дерево, и тогда на этом месте сажаем новое. Ведь это память о наших предшественниках, насельниках Валаама, об их труде и молитве. Это наша реликвия». Сейчас в монастырских садах растет 600 деревьев.


Дорожка в нижнем саду










В монастырской теплице растут еще и «Слезки Богородицы», из этого растения делают четки, т.к. сама природа оставила внутри приятного на ощупь зерна отверстие для нитки



Алексей РЕУТСКИЙ, фото автора


См.также: Монастырский архипелаг

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?