«Проблема бездомных людей отражает состояние общества»

Опрос недели: Ночлежки в городе – проблемы и их решения. Комментирует Наталья МАРКОВА, координатор движения «Друзья на улице»

Опыт помощи бездомным показывает, что единицы из них хотят социализироваться. Большинство устраивает, что есть места, где можно бесплатно поесть, в холода – погреться, но менять свою жизнь они не собираются. Не развращает ли их такая помощь? Надо ли создавать ночлежки, собирая их вместе в большом количестве?

Наталья МАРКОВА, координатор движения «Друзья на улице»:

— Мне кажется, стыдно, что в столице большой страны в XXI веке люди умирают на улицах от холода. Мы не настолько бедные, чтобы не могли дать кров нашим же согражданам хотя бы на одну ночь. Поэтому идею создания ночного приюта для бездомных я могу только приветствовать. Возможно, большой приют – не лучший вариант, в том числе и для самих бездомных. Не думаю, что пребывание в нем у многих усилит мотивацию к изменению своей жизни – в толпе трудно почувствовать себя личностью. Эффективнее была бы сеть приютов на 5-7, максимум 10 человек. Такие приюты могут стать первой ступенькой, после чего человек сможет поверить в себя и постепенно захочет изменить свою жизнь. Так он вновь обретет чувство собственного достоинства. Несколько лет назад мы создали небольшой приют семейного типа для двух пожилых женщин – это маленькая квартира, аренду которой нам помогают оплачивать несколько частных спонсоров, а еще несколько добровольцев регулярно ежедневно навещают постояльцев дома-приюта. Наши дамы прекрасно интегрировались, соседи их знают, и никому в голову не приходит, что это женщины, когда-то бывшие бездомные. Они ведут обычную жизнь, мы, конечно, им помогаем с продуктами и по хозяйству, оплачиваем коммунальные услуги, но они уже не чувствуют себя бродягами.

Это, может быть, не совсем показательный пример, поскольку люди в таком доме-приюте живут постоянно. Но я думаю, что и для временного ночлега можно создать условия, в которых бездомный почувствует себя как человек. Достаточно маленького помещения на 5-10 мест, в котором можно не только переночевать, но и привести себя в порядок: помыться, постирать одежду, перекусить. А большое скопление людей в неприглядном виде создает дискомфорт и для них самих, и для окружающих.

Сегодня, когда общество в массе своей еще только начинает менять сложившееся представление о бездомных людях, создание такой сети малых ночных приютов – реальность недалекого, но пока и неблизкого будущего. И если находятся люди, готовые открыть большой приют, надо поддержать эту инициативу. Разговоры о том, что такая помощь только развращает бездомных, я считаю безответственными. Часто такими рассуждениями мы просто хотим прикрыть свое равнодушие. Конечно, в идеале надо помочь человеку вернуться в социум, выправить документы, устроиться на работу. Но для начала его надо обогреть и накормить. Ситуация, в которой оказались бездомные, никогда не складывается за один-два дня, часто этому предшествует потеря работы, утрата социальных связей, разрыв отношений с родственниками. Восстановить все это в один день невозможно. Даже государственная поддержка не решит проблему в одночасье, ведь каждому нужна и поддержка личная. Они же не автоматы, а живые люди. Без нашей поддержки в трудный период жизни, если им по-прежнему негде будет переночевать и нечего поесть, бездомные люди так и будут не жить, а выживать.

Много раз мне приходилось бывать в Италии в гостях у общины святого Эгидия. Там очень много служб помощи бездомным, в их работе принимает участие огромное количество волонтеров. Насколько мне известно, во Франции, в Германии тоже. Мне кажется, в этих странах давно не стоит вопрос, надо ли кормить бездомных и давать им ночлег. В одном Риме множество мест, где можно помыться и перекусить, поэтому бездомным удается поддерживать себя в приличном виде, и со стороны даже кажется, что их там немного. Есть, конечно, небольшой процент людей, годами живущих на улице, их все знают, поддерживают. Как правило, это люди малообразованные, имеющие проблемы с психикой. У нас, кстати, другая картина – многие бездомные имеют высшее образование, иногда даже два. То есть это не маргиналы, а люди, выброшенные за борт каким-то стечением обстоятельств. Например, немало тех, кто приехал из бедных регионов в Москву в поисках счастья, а в результате оказался на улице.

Но вернемся к Италии – там есть разные программы социализации бездомных, и никто не считает зазорным в первую очередь дать людям возможность перекусить, постричься, помыться и переночевать. Это осуществляется благодаря волонтерским проектам, церковным службам, государственной поддержке. И там уже давно никто не обсуждает, надо ли давать бездомным такую возможность. Она считается пусть минимальным, но неотъемлемым правом каждого человека.

Другая вещь, о которой я часто думаю – это железнодорожные билеты. В Италии, да и в остальной Европе, их можно купить без паспорта, даже через автомат, то есть любой человек, если он заработал деньги или ему помогли, может свободно перемещаться по стране. У нас, как известно, без документа билет не купишь. Прежде чем отправить человека обратно домой, нужно сначала помочь ему сделать документы.

От нас зависит очень многое. На самом деле проблема бездомных очень четко отражает состояние всего общества. Что институт семьи разрушается, семейные ценности многие давно уже ценностями не считают, ни для кого не секрет. А ведь у очень многих бездомных путь на улицу начался именно с распада семьи (чаще в этой ситуации оказываются мужчины). Так что в первую очередь нам нужно изменить отношение к проблеме, выкинуть из головы мысли о личной вине каждого бездомного в его сегодняшнем положении. Будем меньше осуждать и больше работать над собой – и бездомных станет меньше.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?