Страстной четверг: как устроена Cтрастная седмица

Главная литургия года и чин омовения ног. Cтрой и смысл богослужений страстной седмицы

Главная литургия года и чин омовения ног. Cтрой и смысл богослужений страстной седмицы.

Главная литургия года

Это память Тайной Вечери. Того события, которое происходило ночью с четверга на пятницу. Тайная Вечеря – пасхальная трапеза Христа с учениками. Весь день Господь проповедовал в Иерусалимском храме, а вечером состоялась пасхальная трапеза.

Евангельские чтения страстного четверга описывают события Тайной Вечери. Подробнее всех о Тайной Вечере пишет Евангелист Иоанн. Он записывает всю долгую беседу Христа с учениками, описывает омовение ног.

Евангелист Лука также приводит элементы беседы, которых нет у других Евангелистов. А что касается Евангелия Матфея и Марка, они подробно описывают то главное, что произошло, а именно установление Евхаристии.

В страстной четверг литургия Василия Великого совершается на вечерне, поэтому чтение этого составного Евангелия приходится фактически на литургию. После того как Тайная Вечеря завершилась, Господь с учениками ушел в Гефсиманский сад, и там происходит Его моление до кровавого пота. Это событие ночного времени.

Надо сказать, что для страстной седмицы не существует четкого отделения одного дня от другого. События непрерывным потоком перетекают друг в друга.

В Церкви много обычаев связано с великим четвергом. Например, освящение мира, приготовление запасных Даров, раньше еще совершалось омовение престола. Почему именно с этой литургией связано так много традиций? Потому что это главная литургия года, воспоминание самого установления таинства.

Чин омовения ног

Этот чин совершается, как правило, во время архиерейского служения. Например, Святейший Патриарх Кирилл совершает его ежегодно в Москве. Это происходит после литургии великого четверга. По правилам, эта литургия должна совершаться вечером, но на практике ее совершают в первой половине дня, и это неправильно, так как она является символическим изображением самой тайной вечери, которая проходила поздним вечером.

На это же время приходится и чин омовения ног. По Студийскому уставу этот чин должен происходить до литургии, По Иерусалимскому уставу, по которому живет наша Церковь, он совершается после литургии.

В этом действе Христа изображает сам архиерей, а апостолов изображают 12 священников, среди которых, конечно, есть и Иуда, ведь ему тоже Господь омыл ноги. И архиерей омывает ноги сидящих перед ним священников. При этом читается евангельский текст от Иоанна: евангельский текст читает протодиакон, а все реплики произносят архиерей и священники.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?

Читайте наши новости в Телеграме

Подписаться