Обществознание: урок по инвалидам

Летние месяцы – время путешествий. Нашего туриста может поразить не только архитектура других городов. «Тамошнее» отношение к инвалидам – вот о чем, в частности, рассказывают российские туристы

Летние месяцы – традиционное время путешествий. Поездки в новые места и страны, знакомство с достопримечательностями – искусством Гауди, музеем Прадо, лондонским Тауэром, да мало ли еще c чем! Но нашего туриста может поразить не только искусство и архитектура других городов. «Тамошнее» отношение к инвалидам – вот о чем, в частности, рассказывают российские туристы.

Испанские дедушки глазами туриста

Этим летом я ездила в Испанию в Коста-Дорадо. Это удивительно красивое место, между городками, расположенными вдоль средиземноморского побережья, проложена дорожка – променад, по которому можно часами гулять в любом направлении. С одной стороны – море, с другой – невысокие здания отелей и частные апартаменты. Дорожка, как водится на Западе, разделена на собственно пешеходную и велосипедную. Но удивительно, по велосипедной ездят не только люди на двухколесных машинах, но также и на четырех. Это инвалиды. Наличие инвалидной коляски совсем не значит, что они совсем не могут передвигаться. Чаще всего могут, но в силу возраста, или усталости, или каких-то обстоятельств вроде сломанной ноги, они не могут совершать долгие прогулки. Специально для них в салонах, где можно арендовать велосипеды, стоят многочисленные и разнообразные образцы колясок, облегчающих жизнь людям с ограниченными возможностями здоровья. С моторчиком, складные, двухместные, больше похожие на мопед, чем на инвалидную коляску – варианты есть на любой вкус.

Я иду по вечерней набережной, мимо меня прогулочным шагом двигается большая испанская шумная компания. Люди лет сорока, маленькие дети, перемазанные мороженым, но при этом никого не раздражающие, и дедушка на инвалидной коляске с мотором. Он двигается в темпе общей процессии, участвует в разговоре, а сзади к его транспортному средству прицепилась девочка лет семи на роликах. Видно ехать самой ей надоело, вот и воспользовалась дедушкиным чудо-креслом. Поражает в этом не только включенность этого старичка в общую жизнь – у нас такие дедушки вряд ли покидают пределы квартир, но и отношение к его транспорту других членов семьи. Инвалидная коляска? Самое обычное дело, можно прицепиться к ней сзади, можно посадить к старичку на руки уставшего праправнука – пусть прокатиться, а можно ехать рядом на двух колясках и просто мило беседовать, как это делали два молодых инвалида с ДЦП. Едут, смеются, а окружающие не отводят стыдливый взгляд в сторону. Это какая-то совершенно другая культура отношений.

Пандусы и автобусы

Что ни говори, а помимо аренды инвалидных колясок в курортном прокате, западная жизнь в целом более приспособлена для тех, кто чем-то отличается от большинства. Взять хотя бы пандусы, о которых говорилось много раз на страницах сайта Милосердие.ру. Вспоминаю наш московский подъезд в девятиэтажном доме: лифт крохотный, даже детскую коляску приходилось покупать для новорожденного с учетом узких дверей, которые мы вдвоем с кем-нибудь раздвигали до предела в разные стороны, а потом уж проталкивали в лифт коляску. Доехав до первого этажа, ты оказываешься перед крутой лестницей вниз, она довольно узкая, поэтому правление нашего кооперативного дома отказалось делать на ней металлические полозья для более удобного спуска-подъема коляски. Затем маленькая площадка перед почтовыми ящиками, поворот и снова лестница вниз, которая буквально упирается в дверь. Как можно спустить коляску и одновременно с этим открыть дверь – загадка. Каждая новая семья, родившая ребенка в нашем подъезде решает ее индивидуально, с присущим лично ей креативом. Узкий тамбур и, наконец, перед вами уже входная дверь. Тяжелая, разбухающая зимой. Толкаем ее кое-как и оказываемся почти на улице – остался всего лишь один спуск вниз по четырем бетонным ступенькам. Но тут в угоду времени сделали спуск. Правда, те, кто делал, никогда не катали колясок. Чтобы воспользоваться пандусом, надо сделать такой нереальный разворот коляски на узеньком пятачке, что она обязательно перевернется. Мамаши пандус игнорируют, правление ЖСК недовольно – «для них сделали, а они ступеньки разрушают своими колесами»! Страшно представить, что будет с инвалидом-колясочником, живущем в таком подъезде, который захочет подышать свежим воздухом в близлежащем парке.

И вот запись моей знакомой о практике помощи колясочникам в Великобритании: «По дороге домой наблюдала, как водитель автобуса помогал инвалиду вынести инвалидную коляску из автобуса. Для этого специально опускается пол автобуса. Но водитель еще и вышел из кабины, вытащил коляску и помог выйти и дядечке, и его жене, которые еле двигались. Весь автобус спокойно наблюдал, никто не говорил, что надо ехать дальше. Вот для таких вещей, вообще-то, даже и систему менять не надо, надо только делать маленькое усилие – чтобы не разозлиться на инвалида, который задерживает автобус».

Мне радостно, что эту запись в своей страничке в социальной сети делает человек, который преподает в школе – это учитель истории Тамара Натановна Эйдельман. На ее уроках обществоведения (помимо истории сейчас в школьной программе есть и такой отдельный предмет) дети нередко обсуждают проблемы социализации инвалидов, домашним заданием к подобному уроку может быть просмотр фильма, посвященного необычным людям (вроде «Человека дождя» про героя-аутиста). Может быть, если этот предмет будет использоваться учителями как возможность обсудить с детьми подобные социальные вопросы, через какое-то время, когда нынешние школьники вырастут, ситуация с отношением к инвалидам изменится и у нас?

Матрасы и бассейны

Приведем еще несколько «туристических» комментариев на тему передвижения инвалидов по городу: «В Германии в поездах водитель достает пандус и кладет на въезд, это входит в его обязанности, а в обязанности пассажиров — не разозлиться. Иногда меня немного раздражает, что в обязанности некоторых инвалидов не входит сказать “спасибо”. Но чаще входит». Уважительное и терпеливое отношение к инвалидам можно наблюдать не только в Европе, разумеется: «Когда я только приехала в США, и машину водить не умела, то пользовалась автобусом. Так вот в автобусе есть выдвижная платформа для инвалидов на колясках. Так же в автобусе есть специальное пространство для коляски. Когда человек заезжает в автобус, то водитель подходит и пристегивает коляску ремнями, чтоб она не ездила по салону. На нужной человеку остановке водитель его, вернее коляску, отстегивает. Выгружает его специальная платформа. Все сидят и мирно ждут. Это – норма, и никто даже не думает возмущаться».

Человек с ограниченными возможностями здоровья – точно такой же член общества, как и любой другой. У него те же права, и возможности реализации своих желаний. Ездить в путешествия, ходить в кафе, плавать в бассейне. Одна из собеседниц, упоминавшейся выше Тамары Натановны, написала в Фейсбуке: «На пляже в Руайане (курорт Франции – прим. автора), если честно, первый раз в жизни видела специальные пластиковые матрасы для купания инвалидов. На берегу матрас ставится на колеса и родственники спокойно катят его по специальной резиновой дорожке до шезлонга или инвалидной коляски».

Тут, кстати, мне вспоминается, как несколько лет назад в нашем московском бассейне оборудовали площадку для спуска неходячих инвалидов в воду, и одна из мам, водившая в ту же группу по плаванию, что и я, своего ребенка, приговаривала: «Надеюсь, они не собираются учить плавать этих одновременно с нашими?»

Почему «эти» не могут плавать одновременно со всеми остальными? Только потому, что у них не двигаются ноги? Когда возникают подобные ситуации и разговоры, я не кидаюсь объяснять человеку всю несправедливость и низость подобных рассуждений, не вспоминаю про способ, с помощью которого избавлялись от инвалидов в гитлеровской Германии. Я думаю о том, что абсолютно никто не застрахован от того, чтобы пополнить ряды «этих» – обездвиженных или вовсе безногих, слепых или людей, просто в результате осложнений после гриппа, потерявших слух. Ужасы нацизма научили европейцев с уважением относиться к любому человеку, почему мы не делаем таких же выводов из собственных страшных уроков. Почему изоляции от общества все еще норма у нас. Ведь это так не от того, что абстрактное «государство» не делает пандусов, а потому что мы сами не хотим относиться к человеку с ограниченными возможностями здоровья, как к равному, точно такому же, достойному того же, что и мы.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?