Электросамокаты в городе давно стали опасны. Наказывать самокатчиков или принудительно снижать скорость до минимума?

О том, как мирно уживаться на дорогах, говорят пешеходы, автолюбители и сами самокатчики

Езда на электросамокате вдвоем и без защитных шлемов – опасна. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Роман Ткачев из Петрозаводска был вынужден сам разыскивать молодого человека, который врезался на электросамокате в его маленькую дочь, через соцсети. При столкновении девочка сильно ударилась об асфальт, у нее диагностировали сотрясение мозга и перелом черепа. К счастью, виновный сам явился в полицию, и оказалось, что им был несовершеннолетний подросток.

Но так бывает далеко не всегда. Москвичка Людмила М.(имя изменено по просьбе героини) попала под самокат на пешеходном переходе, и с переломом позвоночника оказалась в больнице. Когда она выписалась и пошла в полицию, чтобы подать заявление и найти человека, совершившего наезд, ей объяснили, что прошло много времени, и сделать что-либо невозможно.

Количество электросамокатов в России растет не только за счет личного транспорта, но и благодаря многочисленным кикшерингам – так называют сервисы по аренде самокатов. Мы поговорили с пешеходами, автомобилистами и самими самокатчиками о том, как всем нам мирно сосуществовать на дорогах и тротуарах больших городов.

По данным департамента транспорта Москвы, в столице сейчас работают около 10 тысяч электросамокатов, и до конца года эта цифра увеличится вдвое

За неполных два месяца работы в 2021 году пользователи столичных кикшерингов совершили около 1,3 миллионов поездок (за весь прошлый год – около двух миллионов поездок).
«Примерно 500 тысяч человек ежедневно используют самокаты для решения своих транспортных и рекреационных задач», – уточняет Магомед Колгаев, руководитель проектов шеринга департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Благодаря увеличению числа операторов кикшеринга, в сегменте электросамокатов наблюдается взрывной рост. Так, в 2020 году сообщалось, что в России было доступно для аренды более 12,8 тыс. самокатов, из которых 11,2 тыс. с электромотором, очевидно, что сейчас эти цифры сопоставимы с данными только по Москве.
Во многих городах электросамокаты начинают превалировать над велосипедами, а в некоторых, как, например, в Казани, и вовсе остаются монополистами. Ожидается, что объем так называемого рынка микромобильности к 2030 году вырастет до $200–300 млрд в США, $100–150 млрд в Европе и $30–50 млрд в Китае.
При этом электросамокаты остаются достаточно травмоопасным видом транспорта. В 2020 году с участием электросамокатов в России было зарегистрировано 331 происшествие, погибли 6 человек и 347 были ранены. Это случаи, когда на место аварии выезжали сотрудники ГИБДД, и одним из участников был автомобилист.
Важно отметить, что столкновения самокатов с прохожими не попадают в статистику. Они не входят в зону компетенции дорожной полиции и рассматриваются как частный конфликт двух пешеходов.

Самокат – это пешеход или мопед? Пока не ясно

Горожане около пункта проката электросамокатов в парке Горького, г. Москва, 2021 год. Фото: Алексей Зотов/ТАСС

На случаи столкновения электросамокатов и пешеходов ГИБДД не выезжает, потому что, согласно действующей редакции правил дорожного движения, самокат – это тот же пешеход. Столкнулись два пешехода, можно вызывать участкового полицейского и разбираться в конфликте.

При этом современные модели электросамокатов могут развивать скорость до 40–50 километров в час, имеют двигатели мощностью от 250 Вт до 4 КВт и способны гонять по городу не хуже автомобиля. Травмы от столкновения с таким агрегатом, при том, что пешеход движется в среднем со скоростью 5 км/ч, могут быть очень серьезными.

Уже несколько лет неравнодушные граждане предлагают приравнять мощные электросамокаты к мопедам: тогда для езды на них необходимо будет получать права категории «М», соблюдать правила дорожного движения, ездить строго в шлеме и без пассажиров (езда на электросамокате вдвоем вообще чрезвычайно опасна). Возникнет ответственность за управление самокатом в нетрезвом состоянии и другие факторы, которые, возможно, сдержат ретивых водителей этого транспортного средства.

«Единого мнения в этом вопросе нет, – объясняет Александр Нилов, руководитель “Движения городских самокатов Let’s Kick”. – У нас есть два решения судов в разных городах, но по аналогичной ситуации: автомобиль совершил наезд на человека с самокатом на пешеходом переходе. Так вот в одном суде потерпевшего считают управлявшим мопедом и нарушившим ПДД, в другом – пешеходом. То же самое с пьяной ездой и другими подобными ситуациями. Все на усмотрение судьи и инспектора, который этому делу даст ход».

Нилов поясняет: разобраться в том, что все-таки за зверь этот электросамокат, мешают в том числе правила Таможенного союза. Они идут вразрез с действующими в России правилами дорожного движения.

В ПДД сказано, что самокат (без уточнения, какой именно) приравнивается к пешеходу, но при этом есть определение мопеда: это транспортное средство с двигателем мощностью больше 250 Вт, и под такое описание попадает большинство электросамокатов, в том числе и тех, которые сдаются в прокат.

При этом в регламенте Таможенного союза сказано, что все электросамокаты не являются транспортными средствами. Получается нестыковка, разрешить которую пока никто не может или не хочет.

О необходимости переквалифицировать элекстросамокаты в мопеды говорит и председатель Межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов. «Мы много раз обращались в ГИБДД с просьбой внести изменения в правила дорожного движения. Они одно время были согласны, но потом как-то пересмотрели этот вопрос. Я так понимаю, чтобы не ухудшать статистику: ведь если признать самокаты мопедами, резко взрастет количество регистрируемых ДТП».  

Скорость снижается принудительно, но многие самокатчики «взламывают» свои устройства

Фото: https://www.xiaomi.ua/

В ожидании момента, когда электросамокаты будут квалифицированы как отдельное транспортное средство и получат уточнения в правилах дорожного движения, уже звучат предложения о принудительном снижении скорости для шеринговых самокатов.

В Москве по согласованию с Мосгордумой и столичным Дептрансом такое ограничение ввел кикшеринговый сервис Whoosh. При аренде самокатов в парке «Сокольники», на ВДНХ, в Парке Горького, в центре столицы – в Театральном проезде и на Большой Лубянке – скорость движения электросамоката автоматически снизится до 15 км/ч. При этом человек не сможет ее самостоятельно увеличить.

Аналогичная инициатива есть и в Санкт-Петербурге: здесь сразу несколько операторов кикшеринга договорились о том, что принудительно снизят скорость своих самокатов до 15 км/ч. Правда, пока что эта договоренность носит сугубо устный характер и должна вступить в силу не раньше начала июня.

Специалисты объясняют, что держать электросамокат в узде возможно. У большинства девайсов заводские настройки изначально не позволяют ездить по 25 км/ч, но эту планку можно снизить, и самокат просто не сможет разогнаться сильнее.

В Москве также существует практика, согласно которой в некоторые зоны, например, в парк Зарядье, просто невозможно заехать на электросамокате: соотнеся свое местоположение с картой, он отключается, и включится вновь, когда водитель покинет это место. А парк Царицыно запрещает появляться на своей территории с самокатами и велосипедами, людей с этими видами транспорта не пускает за ворота бдительная охрана.

Впрочем, существует и обратная история. Любители быстрой езды, покупая личный электросамокат, могут его «хакнуть». Существуют специальные сайты и приложения, которые позволяют взломать электронную начинку, сбив заводские настройки, и гонять с ветерком до 40–50 километров в час. Проконтролировать таких лихачей, в отличие от тех, кто арендует самокаты, почти невозможно.

Новые ПДД не помогут: нужна новая полиция для самокатчиков

В Свердловской области 22 апреля 2021 года два ребёнка с самокатами попали в ДТП. Фото: https://www.obltv.ru/

Вероятно, исправить ситуацию могли бы дополнения в правила дорожного движения, которые описывали бы электросамокаты и сходные с ними устройства (сигвеи, моноколеса, гироскутеры) как отдельную группу. Им даже успели придумать название – «средства индивидуальной мобильности», но дальше проектов изменений в ПДД пока что дело не пошло.

Однако эксперты не уверены, что эти меры помогут решить проблему раз и навсегда. «Нарушения никуда не пропадут, – считает руководитель “Движения городских самокатов Let’s Kick” Александр Нилов. – Мы никакими мерами не добьемся, чтобы абсолютно все люди ездили правильно, потому что большинство людей не читают правила.

Даже правила пользования кикшерингов, которые занимают пару экранов телефона при регистрации, многие просто пролистывают. Это же видно элементарно: люди катаются вдвоем на одном самокате, хотя это запрещено».

Нилов не дает никаких прогнозов о том, как скоро могут быть внесены изменения в ПДД для электросамокатов: по его словам, обсуждения идут, но ясности пока что нет.

О необходимости новых ПДД говорит и председатель «Союза пешеходов» Владимир Соколов. Он добавляет, что важнее документально зафиксированных правил – человеческий ресурс, реальные сотрудники ГИБДД, которые могли бы контролировать самокатчиков, штрафовать их за нарушения.

Увы, считает Соколов, на данном этапе это невозможно: сотрудников дорожной полиции не хватает, а отслеживать самокаты по камерам сложно, поскольку у них нет номеров, не отлажена технология фиксации их скорости.

«Все упирается в кадры: фактически, нужна новая полиция, связанная с этими новыми транспортными средствами». Владимир Соколов убежден, что в случае с реальными происшествиями, в которых участвуют самокатчики, необходимо применять жесткие меры, вплоть до уголовной ответственности.

С тем, что сейчас контролировать самокатчиков некому, согласен и Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок», которое объединяет автомобилистов. «Кто будет этим заниматься? Сначала они сократили гаишников, потом развесили по стране невероятное количество камер».

Водители теперь отвечают еще и за самокатчиков

На Тверском бульваре, г. Москва, 2021 год. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Для автомобилистов самокатчики – отдельная боль. Появляются ниоткуда, так, что отследить и совершить маневр почти невозможно, смело бросаются под колеса во дворах и на пешеходных переходах, надеясь, что проскочат, а в результате – авария и повышенная ответственность тех, кто был за рулем авто, при нулевом наказании для самих водителей электросамокатов.

«Пока что водитель фактически отвечает за всех: за пешеходов, велосипедистов, теперь вот еще и за самокатчиков и людей на моноколесах. Это неправильно, несправедливо и самое главное – это не приводит к каким-то улучшениям в плане безопасности дорожного движения.

Я бы как автомобилист был не так расстроен, если самокатчик, который бросится мне под колеса, также нес свою долю ответственности», – говорит Петр Шкуматов.

Он описывает свой недавний опыт, когда, выезжая из двора, чуть не стал возможным виновником аварии. При этом самокатчик  ехал справа, там, где обзор Шкуматову загораживал мусорный бак, двигался на большой скорости и вдобавок носил большие наушники, то есть не мог слышать сигналов, если бы водитель их подавал.

Избежать столкновения Петру помогло скорее чудо и то, что принято называть интуицией – необъяснимым для себя образом, почувствовав что-то справа от авто, он остановился, и самокат на большой скорости промелькнул мимо, всего в нескольких сантиметрах от бампера машины.

Координатор движения «Общество синих ведерок» сетует, что в нашей стране из участников дорожного движения с ПДД знакомы только автомобилисты. Остальные – при том, что также активны на дорогах – знают о них в лучшем случае по урокам ОБЖ в школе.

«Единственные, кто действительно хорошо ездит по городу на электросамокатах, – это автомобилисты. Их обычно видно издалека, заметно, что они соблюдают правила, даже пытаются инстинктивно “поворотники” включать, то есть сигналят руками, в нужных местах сбрасывают скорость, грамотно объезжают препятствия», – объясняет Шкуматов.

Он уточняет, что для самокатчиков необходимо не только знание ПДД, но и навыки, которым обучают водители: чувствовать и верно рассчитывать свою скорость, габариты транспортного средства, уметь маневрировать, понимать всю «физику» процесса. Людям, которые этому не учились, но берут в прокат электросамокат и начинают гонять по городу, таких навыков явно не хватает. 

Потребность в самокатах есть, они пришли надолго

В Перовском парке, г. Москва, 2017 год. Фото: Алексей Белкин/ТАСС

Каким будет будущее больших городов с электросамокатами, сказать пока сложно, но то, что этот вид транспорта пришел к нам всерьез и надолго – уже очевидно. Оценить его успели не только курьеры и модная молодежь, но и солидные семейные люди: уже сейчас можно видеть, как мамы везут на электросамокатах детей в детский сад или начальную школу, а отцы семейств, оставив авто в зоне бесплатной парковки, достают из багажника двухколесного друга и преодолевают на нем последние километры до офиса.

«Потребность однозначно есть – ведь насильно никто людей на этих самокатах кататься не заставляет, они добровольно покупают их и берут в аренду. В 2018 году Дептранс Москвы говорил о 140 тысячах поездок на электросамокатах, в 2020 году, несмотря на пандемию, их было уже два миллиона. Значит, людям это нужно», – говорит руководитель «Движения городских самокатов Let’s Kick» Александр Нилов.

Он уточняет, что самокаты выполняют сразу две функции: транспортную и рекреационную. Помимо возможности добраться до работы, а в выходные – отдохнуть в парке, самокаты востребованы у туристов, поскольку позволяют быстрее осмотреть город.

Отчасти из-за этой опции электросамокаты стали очень популярны в Санкт-Петербурге, но здесь уже зафиксировано множество инцидентов. Самый громкий из них – авария с участием артиста Мариинского театра Давида Залеева.

Комментируя принудительное снижение скорости электросамокатов в историческом центре города, представители питерского кикшеринга Urent заявили, что это может снизить популярность сервиса на улицах с высоким трафиком пешеходов. При этом в Urent уверены, что электросамокаты не так травматичны, как их хотят представить: по подсчетам оператора кикшеринга, аварии случаются в среднем один раз на три миллиона поездок.

Москвич Александр Нилов, напротив, приветствует ограничения, которые уже были введены в столице, и надеется, что со временем они распространятся с городских парков на все улицы.

«Конечно, правила езды на электросамокатах нужно ужесточать, потому что человек, использующий такое устройство, должен нести ответственность, сопоставимую с тем уроном, который он может нанести».

Нилов уверен, что несмотря на напряжение, которое возникло между самокатчиками, пешеходами и автомобилистами, все еще можно решить миром.

«Комфортная езда возможна, но она должна быть основана на взаимном уважении. Здесь никаких различий нет, просто нужно вести себя культурно по отношению к другим участникам движения, это гарантирует не только хорошее настроение, но и безопасность.

К сожалению, сейчас мы в такой ситуации, когда велосипедисты и владельцы самокатов вынуждены делить дороги с пешеходами. Просто здесь нужно как-то находить компромиссы».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши новости в Телеграме

Подписаться