Как не дать себя обмануть и при этом не утратить милосердие

Просьбы в службу поступают по почте, по электронной почте, просители приходят на прием лично, просят о помощи по телефону. Кому оказать помощь? Ведь людей много, а наши возможности ограничены

Публикуем доклад Ирины Вячеславовны Соловьевой, секретаря Комиссии по церковной социальной деятельности, прочитанный на заседании секции «Милосердие и благотворительность» I Форума православных женщин.

Я смогу ответить лишь на первую часть вопроса – как не дать обмануть себя? Как не утратить милосердие – это вопрос духовный и отвечать на него должен священник, духовник. Наблюдая за собой и за коллегами, я могу сказать, что люди, занятые в помогающих профессиях, нуждаются в духовной поддержке, молитвенной помощи, в комплексной программе поддержки. В таких организациях должна быть обязательно выстроена система работы с кадрами. Но это тема другого выступления.

Я представляю Комиссию по церковной социальной деятельности при епархиальном совете г. Москвы. При Комиссии действует православная служба «Милосердие», в ее состав входит так называемая служба работы со случаем. Название определяет единовременность оказания помощи.

Просьбы в службу поступают по почте, по электронной почте, просители приходят на прием лично, просят о помощи по телефону. Кому оказать помощь? Ведь людей много, а наши возможности ограничены. Благотворители выделяют определенную сумму на подобные просьбы. Нужно ли проверять просьбы? Ведь человек пришел в Церковь, и рассчитывает на доверие. Бытует представление, что именно в православных благотворительных организациях принцип «правая рука не знает, что делает левая» – осуществлен на практике. Как не обидеть человека недоверием и в то же время не совершить ошибку, отдав обманщику деньги, доверенные нам благотворителями? Ведь мы должны с одной стороны оказать христианскую любовь каждому, кто пришел, а с другой – трезво рассмотреть просьбу. Каждая ситуация своеобразна и требует индивидуального подхода. Но все же есть некие общие положения, руководствуясь которыми легче выстроить отношения Проситель – Специалист.

За 10 лет работы с просьбами, мы сформулировали некоторые принципы нашей работы:
1. Помогать всем, чем можно.
2. Рассматривая просьбы о выдаче денег, нельзя полагаться на интуицию.
3. Нельзя давать на руки крупные суммы денег. Когда нужно что-то приобрести для просителя, лучше это делать самостоятельно, не давая наличных денег на руки: купите билет и посадите на поезд, купите мебель, стиральную машину, автомобиль, переведите деньги на счет медицинского центра, оказывающего медицинскую помощь, оплатите услуги адвоката.

Первый этап оказания помощи – выслушать, понять можем ли мы помочь. Если да, то следует объявить, на каких условиях мы оказываем помощь. Важно, чтобы человек согласился с условиями. Если нет – надо прямо заявить, что решением таких проблем мы не занимаемся и постараться дать контакты профильной организации. Работа с просьбами это, по сути, проверка фактов, рассказанных клиентом. Отчасти это напоминает работу следователя. Особенно в той ситуации, когда у специалиста закрадывается подозрение, что его хотят обмануть, и проситель имеет не то намерение, которое заявляет.

Второй этап – в случае если мы приняли решение помочь – сбор документов. Мы предлагаем человеку принести справки, соответствующие просьбе: личное прошение, паспорт (если это бездомный, не имеющий никаких документов, – другой подход), выписка из истории болезни, счет из той больницы, где будут произведены медицинские услуги, рецепты на лекарства, если нужны лекарства, фотография того человека, который нуждается в услугах. Если речь идет о помощи ребенку – свидетельство о рождении ребенка. Часто приходят мамы, дети которых находятся в социальных учреждениях, больницах, домах ребенка, детских домах, приютах, и просят помощи, предъявляя нам, например, свидетельство о многодетности. Однако следует помнить, что этот документ остается на руках у матери и после того как дети отданы на воспитание государству. Документ, по которому мы можем оказать помощь на ребенка, это свидетельство о рождении, опекунское удостоверение, решение суда об усыновлении или удочерении.

Третий этап – проверка документов.
Важно объяснить просителю, что во время первичного приема, он делает лишь заявку на оказание помощи, а специалист лишь принимает документы, необходимые для рассмотрения этой заявки, и осуществляет их проверку. Специалист не принимает решение об оказании помощи. Он передает документы на рассмотрение Комиссии. Комиссия – это собрание специалистов, которое при наличии всех необходимых документов, после дополнительной проверки, при отсутствии сомнений, выстраивает схему помощи и определяет очередность просьбы.

Четвертый этап – составление плана помощи.
Если требуемая помощь выходит за рамки имеющихся у нас ресурсов, мы вынуждены обращаться к нашим читателям и размещать объявление на сайте или в журнале. Так была найдена детская скрипка для юного музыканта в многодетную семью, так были собраны деньги на дом в деревне для выпускников детского дома, пытавшихся создать семью, родивших детей, но не имевших крыши над головой, так были перечислены деньги на операции большому количеству детей и взрослых.

Если просьба связана с деньгами, важно чтобы в объявлении указывалась конкретная сумма.

Четвертый принцип. Не давайте телефоны и адреса ваших подопечных в объявлениях о помощи. Есть определенная категория аферистов, изучающих благотворительные сайты, мошенники звонят руководителям фонда, предлагают помочь конкретному человеку, например, нуждающемуся в помощи по строительству дома. На нашем сайте регулярно публикуется так называемый мониторинг просьб. Это просто наводка для жулика. Например, в мониторинге написано, что некоему Иванову уже перечислены на строительство дома 150 тыс. руб. «Ага! Вот у кого есть деньги, он то мне и нужен!» – думает жулик. Расчет здесь простой, аферист звонит просителю и предлагает требуемое в объявлении совершенно бесплатно и в большом количестве (это могут быть стройматериалы, лекарства и проч.). Проситель рад и, конечно, соглашается. Они встречаются, в зависимости от ситуации жулик просит небольшую сумму на (далее возможны варианты): растаможку груза, где находятся дефицитные лекарства, оплату хранения стройматериалов и проч. Смысл такой – ты получишь необходимое тебе на 100 тысяч и оплачивать это не будешь, но надо сейчас заплатить всего-навсего 10 тысяч. После получения искомой суммы аферист исчезает, а наш проситель остается ни с чем.

Конечно, для выстраивания плана квалифицированной всесторонней помощи клиенту предпочтительнее личное обращение. Но бывает, что человек не имеет возможности приехать. В этом случае, мы пользуемся помощью священников из других городов. Церковной организации удобно получать информацию из других регионов. Ведь Церковь как организация – это сетевая структура. В каждом городе, каждом селе есть храмы, в которые мы можем обратиться с просьбой проверить информацию. Мы обязательно связываемся с органами соцзащиты на месте. Легко проверить информацию о сельском жителе, где все друг о друге все знают, в городе такая проверка сложнее.

Контроль должен происходить на протяжении всего периода от первичного приема, до удовлетворения просьбы. Если собраны деньги на операцию, нужно перевести деньги на счет клиники, оказывающей медицинские услуги (операции, обследование). Известен случай, когда мама, собиравшая деньги на операцию дочери (действительно больной), в итоге на собранные людьми деньги купила себе машину, оправдываясь впоследствии тем, что шансов выжить после операции у дочери было немного, а ей еще жить и жить. Ошибка была в том, что деньги собирались на книжку маме, а не аккумулировались на счету организации, где, после накопления необходимой суммы, есть возможность гарантировать перевод на счет клиники.

90% всех просьб, поступающих к нам, это просьбы о материальной помощи: дорогостоящее лечение, препараты, медицинская техника, обследование людям без полиса и документов, погашение задолженности по квартплате, проблемы с жильем (восстановление после пожара, ремонт, приобретение, помощь в поиске жилья во время лечения в Москве), оплата учебы, одежда, еда, хозяйственные товары.

10% составляют просьбы о помощи другого характера: проводить в храм, отвезти-привезти, помочь в розыске человека, помочь написать ходатайство.

80% всех людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, субъективно связывают свои проблемы с отсутствием денег и обращаются в Комиссию за денежной помощью. Объективно – более половины из них нуждались в помощи психотерапевта, психиатра и священника. Для того, чтобы жизнь их начала меняться в лучшую сторону, большая часть их должна была бы изменить образ жизни, отношение к ситуации или принять помощь в том виде, в котором ее предлагали наши специалисты. Люди, проявляющие упорство и нежелание принимать предлагаемую помощь, имеют обычно свое устойчивое представление о способах выхода из сложившейся ситуации, однако со стороны становится понятно, что человек не критичен, оторван от реальности, фокусируется на второстепенных проблемах, не видя главного.

Необходимый состав службы должен выглядеть так: священник, психолог (психотерапевт), 2-3 специалиста по социальной работе, юрист.

Напоследок несколько любопытных случаев из жизни нашей Комиссии:
Настоящий полковник. Здоровый 45-летний мужчина. Первое, что он показывает – удостоверение участника афганской кампании, полковника запаса (само по себе уже вызывает доверие), затем предъявляет телеграмму: «Мама в больнице, в тяжелом состоянии. Срочно выезжай. Брат». Запрос – «Срочно уехать в Армению, к больной маме». Еще он дает ФИО и адрес мамы, предлагает позвонить брату. Звоним. Брат не знает точно как зовут полковника, называет другой адрес, называет больницу №2, не знает отделения, где лежит мама. Больница в городе одна, больницы №2 не существует. Звоним в единственную городскую больницу, за последние 5 месяцев женщина с указанным именем не поступала. Сообщаем полковнику, что мама его не в больнице. Он спокойно воспринимает информацию, нимало не смущается, уходит.


Женщина приехала с двумя детьми, рассказывает историю про старшую дочь (ампутация обеих ног после травмы, лежит уже 5 лет), женщину трясет, как в лихорадке, она плачет. Вызывает искреннюю жалость. Руководитель, полагаясь на интуицию и опыт, предлагает оказать ей срочную помощь. Все происходит в воскресенье, поэтому позвонить в соцзащиту Нижегородской области, в г. Выкса не можем. Уезжает от нас с едой, одеждой, игрушками, небольшой суммой денег. На всякий случай предупреждаю, если вам понадобится еще помощь, привезите документы на дочь. Приезжает в следующий раз без предупреждения, опять с двумя детьми, без документов, просит оплатить долг по квартплате (около 30 тыс.). Плачет: «нас выселяют». Связываемся с соцзащитой – оказывается, что она живет на иждивении мужчин, любит выпить, дочь действительно существует, но с ней не живет, учится в другом городе, здорова. Что ж, выходит, что все придумала, а мы поверили.

Плохо подготовился. Звонок, мужчина: «Помогите срочно уехать к тяжело больному ребенку».
-Хорошо, поможем. Пусть позвонит мама.
-Не может, она тоже в больнице.
-В каком городе ребенок?
– В Тынде.
-Адрес? Как зовут ребенка? С кем оставили?
Сбиваться начинает на имени и отчестве ребенка, его возрасте и годе рождения. На вопрос: «вы что, не знаете отчество собственного ребенка?», он отвечает, что он «гражданский отец».
– Хорошо, давайте позвоним бабушке.
– я …это телефон забыл.
Вешает трубку.

Письмо из деревни. Владимирской обл. Стилистически письмо было написано так, что я плакала, когда читала его. Писал дедушка. В письме рассказ о тяжелой военной молодости, трудовых сельских буднях, несчастьях с детьми. Сына убили в армии, дочь покончила с собой, после того как ее сын утонул. Бабушку от горя парализовало. И итог – одиночество и нищая старость двух никому не нужных стариков. В письме содержалась просьба выслать хоть что-то, конкретный список лекарств, некоторых вещей и слуховой аппарат. Ничего не проверяя, мы собираем посылку с постельным бельем, вещами, памперсами, лекарствами. Бегом на почту – отправлять посылку. Хотелось еще и денег послать, но что-то остановило. Может быть почерк – письмо было написано молодой твердой рукой. Ну и что, думаем, а может, попросил соседа, чтобы тот написал под диктовку… На следующей неделе выяснив, что слуховые аппараты бывают разные, (разные степени потери слуха), звоню в поселковую администрацию. И что же?! Выясняется, что дедушка и бабушка живут в достатке, а вот сын у них часто сидит, а когда освобождается, зарабатывает тем, что пишет во все монастыри и храмы подобные письма, прикладывает копии документов своего отца – ветерана, инвалида. Все что присылают, продает здесь же жителям деревни. Такой вот секонд хенд.

Два последних пожелания. Первое – не огорчайтесь, если вас все же обманули. Заложите возможность ошибки в результат вашей работы. Если у человека есть злой умысел, он обведет вокруг пальца даже профессиональную разведку. И второе – помните, что из каждого правила есть свои исключения.

Всем, кто оказывает помощь несчастным людям полезно освежить в памяти повесть Э.М.Ремарка «Возлюби ближнего своего». Самый порядочный человек, когда он загнан в угол и доведен до отчаяния жизненными коллизиями, пойдет на любой подлог, подделку документов, обман – лишь бы выжить. И наш долг помочь ему, даже если он нас обманывает.

Ирина Вячеславовна СОЛОВЬЕВА
Ответственный секретарь
Комиссии по церковной социальной деятельности
Тел. 237-34-27

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?