«Излечить страх»: от фильма к биографии и житию

В российский прокат выходит фильм «Излечить страх» о святителе Луке (Войно-Ясенецком). Насколько близко то, что мы увидим в фильме, к биографии великого хирурга и подвижника?

В российский прокат выходит фильм «Излечить страх» о святителе Луке (Войно-Ясенецком). Насколько близко то, что мы увидим в фильме, к биографии великого хирурга и подвижника?

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Фото с сайта episcop.ru

В детстве, когда выходил фильм по известной книге, одноклассники спорили – хорошее кино или так себе. Главным критерием было – похожи ли герои фильма на то, как мы их представляли себе, читая книгу. Мне уже не 12 лет, и епископ Лука – не граф Монте-Кристо, а вопрос – тот же. Похож? Не похож?

Епископ Лука (Войно-Ясенецкий) – наш старший современник, родился он в 1877, а умер – в 1961 году. Многие из событий его жизни удивительны настолько, что не верится, как все это уместилось в жизнь одного человека?

Хирург-универсал, выполнявший самые разные операции, от трепанации черепа до снятия катаракты. Во время двух мировых войн он ставил на ноги самых безнадежных раненых. Умел не только спасти жизнь, но и уберечь от инвалидности. Помогал даже тем, от кого другие врачи отказались. Мирянин, который стал священником в 20-е годы прошлого века, когда вера в Бога могла стоить жизни. Приняв сан, он продолжал оперировать. В операционной у него всегда была икона, лекции студентам мединститута он читал в священническом облачении. В советские времена епископ Лука провел в ссылке 11 лет, но за научную работу в области гнойной хирургии получил сталинскую премию. А если подумать о том, что успехов в области гнойной и прочей хирургии доктор Войно-Ясенеций достиг до изобретения пенициллина, эта история окончательно престает укладываться в голове. Но жизнь этого человека – это еще и история святости. В его жизни были пророческие сны, откровения, исцеления по молитвам, дар предвидения, удивительные встречи и чудеса. Скептик-атеист скажет, что историю святости можно придумать. Но даже он согласится с тем, что мастерство и удачу хирурга – ни придумать, ни подделать невозможно.

Основным источником для авторов фильма «Излечить страх» стала биографическая книга «Святитель-хирург», которую написал диакон Василий Марущак. Вышла она в издательстве Данилевский благовестник в 2013 году. Автор книги в свою очередь, черпал материал в воспоминаниях, письмах автобиографических и научных работах святителя Луки, а так же в рассказах современников и других документов эпохи, вплоть до протоколов допросов и доносов, то есть докладов уполномоченных по делам религии.

Сравнение книги и фильма – занятие детское, но устоять – невозможно. Открыв книгу, зритель будет поражен сходством фотографий, представленных в ней с кадрами из фильма. Роль молодого доктора Валентина Войно-Ясенецкого, (так звали епископа в миру), сыграл Андрей Саминин, а образ владыки в зрелом возрасте воплотил Виталий Безруков. Стараниями создателей фильма оба актера невероятно похожи на сохранившиеся фото.

Одни эпизоды биографии в фильме развернуты, другие – опущены, о чем-то создатели напомнили закадровым текстом, что-то – домыслили. Логика жизни диктовала логику фильма, но в жизни все было сложнее. Остановимся на том, чего в фильме нет.

Валентин Войно-Ясенецкий родился в Керчи, его предки принадлежали к древнему, но обедневшему белорусскому дворянскому роду. Его мать занималась благотворительностью, помогала арестантам, затем, во время первой мировой войны – раненым. В молодости будущей врач увлекался народничеством толстовского толка, писал Льву Николаевичу письма, просил родителей отпустить его в Ясную поляну, но после прочтения книги Толстого «В чем моя вера» к писателю охладел. А вот стремление служить народу, бескорыстно помогать простым людям осталось с Валентином Феликсовичем на всю жизнь. Раздумывая о выборе карьеры, медицину он предпочел живописи и окончил медицинский факультет Киевского университета.

Молодой врач успел в составе медицинского отряда Красного Креста поработать на Дальнем Востоке. Операции, которые он проводил, были сложными, но неудач не было. Свою будущую жену, Анну Васильевну Ланскую, он встретил в Чите, она была в том же отряде сестрой милосердия. Выйдя замуж, она нарушила данный в молодости обет безбрачия, оставила медицину и занялась воспитанием детей.

Прежде чем осесть в Ташкенте, семья успела пожить в Симбирске, Ардатове, в Курской, Орловской и Саратовской губерниях. Земским врачом Валентин Феликсович проработал 13 лет. В городе Фатеже исправник добился его увольнения, причиной стало то, что врач отказался прервать операцию и явиться по срочному вызову. Валентин Феликсович уехал в Москву, поступил в экстернатуру при известной хирургической клинике. В 1915 году в Петербурге вышла его первая научная работа, посвященная местной анестезии. После этого молодой врач задумался о том, чтобы приступить к работе «Очерки гнойной хирургии».

«Я составил план этой книги и написал предисловие к ней. И тогда, к моему удивлению, у меня появилась крайне странная неотвязная мысль: “Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа”», – свидетельствует владыка Лука в своей автобиографии «Я полюбил страдание», которая была надиктована им и издана в 1957 году. Прибегнуть к диктовке пришлось потому, что в конце жизни святитель ослеп. Человек, вернувший зрение многим, последние годы прожил слепым.

Фильм начинается с прибытия семьи Воино-Ясненцких в Ташкент, это случилось в 1917 году, сложный период наступил не только для страны, но и для семьи молодого хирурга. Его жена, мать троих детей, заболела туберкулезом. Болезнь она получила случайно и случай этот выглядит не только зловещим, но и странным, впрочем, ни книга, ни автобиография владыки ничего не объясняют: «В начале 1917 года к нам приехала старшая сестра моей жены, только что похоронившая в Крыму свою молоденькую дочь, умершую от скоротечной чахотки. На великую беду, она привезла с собой ватное одеяло, под которым лежала ее больная дочь. Я говорил своей жене Ане, что в одеяле привезена к нам смерть. Так и случилось: сестра Ани прожила у нас всего недели две, и вскоре после ее отъезда я обнаружил у Ани явные признаки туберкулеза легких».

Зачем нужно было это одеяло? Почему два медика допустили такую неосторожность? Это остается загадкой. На личность Анны Васильевны фильм проливает чуть больше света, чем биография. Этот брак, продлившийся 10 лет, был и счастливым и несчастным. После смерти жены Валентин Феликсович ввел в дом свою ассистентку. Софью Сергеевну, но лишь для того, чтобы она заменила мать его четверым детям, в 1919 старшему было 12, а младшему – 6 лет. В книге сказано, что у постели своей умирающей жены доктор провел 14 ночей, днем он работала в больнице.

Было время, об этом в фильме не говорится, когда после второй ссылки владыка уже не был епископом в Ташкенте, но отказался от назначения на одну из свободных архиерейских кафедр. Это свое решение он потом переживал как отступничество и каялся в том, что посветил время не пастырству, а обобщению своего врачебного опыта:

«В своих покаянных молитвах я усердно просил у Бога прощения за это двухлетнее продолжение работы по хирургии, но однажды моя молитва была остановлена голосом из неземного мира: «В этом не кайся!» И я понял, что «Очерки гнойной хирургии» были угодны Богу», – говорит владыка в автобиографии.

Эта странная фраза, в которой – встретились несоединимые понятия, точнее всего выражает суть этого человека: на 100% врача и на 100% подвижника. При епископской хиротонии его хотели назвать Пантелеимоном, в честь целителя, но дали имя Лука, в честь апостола, который по преданию был художником и врачом.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?