История братства

Свято-Князь-Владимирское братство может считаться самым старым из ныне действующих русских обществ Германии – оно было основано в конце XIX века протоиереем Алексеем Мальцевым. Перед нами рассказ о незаурядном человеке и незаурядном деле

Свято-Князь-Владимирское братство может считаться самым старым из ныне действующих русских обществ Германии – оно было основано в конце XIX века протоиереем Алексеем Мальцевым. Перед нами рассказ о незаурядном человеке и незаурядном деле

Портрет протоиерея Алексея Мальцева (1854-1915)

Когда читаешь некоторые воспоминания русских эмигрантов, покинувших родину после 1917-го года, или их потомков, возникает ощущение встречи с той Россией, которая могла сохраниться только в защищённых от коммунистической пропаганды сообществах. Это Россия со всеми её противоречиями – но настоящая. Та самая.
Свято-Князь-Владимирское братство может считаться самым старым из ныне действующих русских обществ Германии – оно было основано в конце XIX века служившим тогда в храме при посольстве России протоиереем Алексеем Мальцевым. Хотя и не без существенных потерь, братство смогло пережить все европейские социальные катаклизмы ХХ века. И теперь история братства – один из верных ориентиров для тех, кто хочет что-то сделать для возрождения России.

Золотой век

Говоря о Свято-Князь-Владимирском братстве, нельзя не остановиться на личности его основателя. Протоиерей Алексей Мальцев – человек уникальный не только для своего времени. Уроженец Ярославской губернии, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, в 1882 г. он был рукоположен во пресвитера, а в 1886 г. был назначен настоятелем посольского храма в Берлине. В Германии раскрылись многочисленные таланты отца Алексея: он проявил себя и как организатор приходской жизни, и как богослов, и как полемист; занимался издательской деятельностью.

Отец Алексей осознавал себя русским человеком, но не мыслил свою деятельность на чужбине исключительно в рамках русского сообщества. Его труды сравнимы с апостольскими: ему принадлежит перевод православного богослужения на немецкий язык, благодаря ему многие немцы принимали Православие. Отзывчивость на человеческие беды была неотъемлемой чертой его характера. В 12-м номере журнала «Христианская мысль» за 1916 г. опубликовано такое воспоминание одного из знакомых отца Алексея: «Кого бы ни занесла судьба в Берлин, он не мог там чувствовать себя одиноким и покинутым, пока там был Алексей Петрович. Всех приютить, успокоить, приискать дело, всячески помочь – вот что ставил своей прямой задачей Алексей Петрович». И потому общественная организация, созданная для помощи нуждающимся, стала органичной частью его жизни.

В конце XIX века в Германии было немало людей, нуждавшихся в помощи со стороны Российской Православной Церкви. Это были, например, русские, желавшие вернуться на родину после неудачных попыток найти работу в других странах, а также жители русской колонии Александровка и православные немцы. Заручившись поддержкой митрополита Санкт-Петербургского Исидора (Никольского), протоиерей Алексей Мальцев основывает в Берлине братство во имя святого равноапостольного князя Владимира, основными задачами которого были оказание помощи всем находящимся в Берлине и его окрестностях нуждавшимся российским подданным всех наций и всех христианских исповеданий, а также строительство православных храмов и развитие духовного просвещения.

Официальная история Свято-Князь-Владимирского братства началась в 1890-м г. «Нужда уравнивает все исповедания. Помогайте, сколько можете, всем!» – так написал в своей резолюции митрополит Исидор. В том же1890-м году братство начало оказывать помощь оставшимся на чужбине без средств переселенцам-крестьянам, пожелавшим вернуться в Россию из Бразилии, а также тем из них, кто даже не добрался до Америки и решил повернуть назад, ещё находясь в Германии.

Братский дом имени императора Александра III (Kaiser-Alexander-Heim) в Тегеле. Фото начала XX в.

Позже братство приобрело два участка земли в северной окрестности Берлина, неподалёку от селения Тегель. К 1894-му году там была закончено строительство храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены, при котором было устроено кладбище. Там же в Тегеле в 1896-м году открылся братский дом в память императора Александа III (Keiser-Alexander-Heim). В то время в Германии был кризис, и иностранцам найти работу было почти невозможно. И братский дом стал домом трудолюбия, где нуждающиеся находили не только найти приют, но и получали возможность добыть средства для пропитания и возвращения на родину. В нижнем, подвальном этаже были устроены мастерские: столярная, слесарная, переплётная, свечная. Этажом выше находились жилые помещения, а третий этаж занимали приёмные комнаты для посетителей, библиотека и Русский музей, в котором были собраны экспонаты, рассказывающие о жизни русских людей на территории Германии. Для тех, кто зарабатывал в мастерских деньги на возвращение в Россию, были построены часовня, два жилых домика, оранжерея, отапливаемые теплицы и 20 парников. Каждый рабочий, проживавший в братстве 7-8 недель, получал за труды по хозяйству 2 марки в день, причём одна марка выдавалась ему на руки, а вторая откладывалась на его дорогу до родины. Тем беднякам, кто по каким-либо причинам не мог работать, братство безвозмездно выдавало выдавало на проезд и содержание 9-10 марок или больше, смотря по нужде. Братство организовывало и медицинскую помощь для своих подопечных, приглашало врачей, доставляло больным всё, необходимое для жизни, а также книги. Отец Алексей Мальцев переписывался с руководителями всех германских фабрик и заводов, на которых работали русские люди, а также ходатайствовал за своих подопечных перед представителями власти и дипломатами. Например, если рабочий терял паспорт, отец Алексей выправлял ему новый у губернатора той области, из которой рабочий являлся.

Хотя православные братства в те времена были не редкостью, Свято-Князь-Владимирское пользовалось особой поддержкой российской общественности. Оно находилось под личным покровительством брата императора Александра III великого князя Владимира Александровича, а его почётными членами были, например, святители Феофан Затворник и Николай Японский, праведный Иоанн Кронштадтский, великая княгиня Елизавета Федоровна. Почётным председателем общих собраний братства считался посол Российской империи в Германии. Кроме социальной благотворительности, братство также занималось постройкой православных храмов в разных городах Германии: в Бад-Гомбурге (1899), Бад-Киссингене ( 1901), Герберсдорфе (1901), Гамбурге (1901–1902), Бад-Наугейме (1908), Бад-Брюккенау (1908), Бад-Вильдунгене (1912) и Данциге (1913). Но дальнейшим планам братчиков помешала Первая Мировая война. В 1914-м году протоиерей Алексей Мальцев был вынужден вернуться в Россию, а в 1915-м году этот выдающийся человек скончался в Кисловодске. «Золотой век» Свято-Князь-Владимирского братства закончился.

Храм во имя святых Константина и Елены и дом имени императора Александра III. Фото начала XX в.

Продолжатели

Дальнейшие исторические события – большевистский переворот в России, приход к власти национал-социалистов в Германии, Вторая Мировая война, многое другое – не позволили братству существовать в прежнем виде. Но всегда находились (и по сей день находятся) люди, готовые продолжать дело отца Алексея Мальцева.

Да, как ни удивительно, но Свято-Князь-Владимирское братство продолжило существовать и после отъезда отца Алексея Мальцева из Германии. Из-за царившей тогда смуты объявились и самозванцы (что лишний раз являет нам авторитет, которым продолжало пользоваться детище отца Алексея): в конце 1918 г. в Берлине некто Н. П. Жилинский создал общество под названием «Греко-католическая община “Владимирское братство”», которое претендовало на правопреемственность и имущество старого братства. В 1919–1922 годах по инициативе и под председательством Сергея Дмитриевича Боткина, одного из представителей «белого» русского правительства на немецкой земле и одновременно председателя Русского комитета Красного Креста и Комитета по делам русских беженцев, настоящее Свято-Князь-Владимирское братство было восстановлено как организация с правами юридического лица. Средств на то, чтобы работать с прежним размахом, уже не было – их едва хватало на содержание братских храмов. Однако в 1921 г. в Тегеле силами членов братства было сооружено барачное общежитие для русских солдат-инвалидов. Там же, при братском доме, какое-то время существовала и русская школа. На кладбище при храме хоронили русских военных, была устроена братская могила участников Первой Мировой войны.

В 1922 г., после установления дипломатических отношений между Германией и Советской Россией, на братское имущество стали претендовать и большевики. В 1927 г. берлинский земельный суд, а затем и имперский суд подтвердили права братства и окончательно отклонили претензии как советских органов, так и параллельного «братства». Впрочем, позже братство потеряло некоторые свои храмы и другие помещения по самым разным причинам – от политических до финансовых. С. П. Боткин в 1936 г. переехал в Париж, и делами братства стали управлять председатель Общества русских инвалидов в Германии генерал-майор Николай Иванович Глобачев и княжна Вера Константиновна. В 1938 г. под давлением германских властей братство было вынуждено отказаться от своего «церковного нейтралитета» и заключить соглашение с Германской епархией Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) об окормлении ею всех братских храмов, относившихся до этого к Западно-Европейской епархии митрополита Евлогия (Георгиевского).

В 1945 г., в конце Второй Мировой войны братский центр в Тегеле был разграблен, бесследно исчез хранившийся там архив. Всё оставшееся было передано оккупационными властями новосозданному приходу РПЦ МП в Берлине. Н. И. Глобачёв был похищен НКВД, позже он погиб с ГУЛАГе.

Княжне Вере Константиновне и новому управляющему делами барону Михаилу Михайловичу Медему снова пришлось добиваться восстановления юридического статуса братства. Последовали долгие годы попыток (часто неудачных) вернуть братское имущество, которые истощили ресурсы этого сообщества русских людей, насильственно оторванных от своей родины. Только в начале 60-х годов Свято-Князь-Владимирское братство стало постепенно возрождать свою деятельность – при этом оно уже фактически не владело своим участком в Тегеле – с тех пор его центр находится в городе Бад-Киссингене, расположенном в северной части федеральной земли Бавария. В 1967 году германские суды всех инстанций вынесли наконец-то окончательное решение: всё братское имущество должно быть возвращено его законному владельцу – братству; но это судебное решение не было исполнено. Однако братство смогло выручить некоторые средства от продажи части своего имущества, которые пошли на содержание сохранившихся храмов. Согласно уставу братства, члены его правления и все рядовые члены «не преследуют целей собственной экономической выгоды», а также не получают никаких платежей из казны братства.

Церковь во имя равноапостольных Константина и Елены в Тегеле

В 1984 г. председателем Свято-Князь-Владимирского братства стал Глеб Александрович Рар, известный журналист, историк и церковный деятель, с молодых лет сотрудничавший с Народно-трудовым союзом (НТС) – одной из самых известных русских антибольшевистских организаций. При нём братство стало постепенно возвращаться к своим изначальным задачам – благотворительной и просветительской деятельности.

С 1990 г. у братства стали налаживаться отношения с Московской Патриархией и её приходом в Тегеле. В 1996 г. был даже создан небольшой денежный фонд, благодаря которому пусть нерегулярно, но всё же удаётся издавать бюллетень «Братский вестник», а также помогать некоторым детям в России. В 2003 г. рядом с братским храмом в Бал-Наугейме появился переулок Алексея Мальцева (Alexej-Malzew-Gäßchen). В 2004 г. пост председателя занял сын Глеба Александровича Дмитрий Рар, который руководит братством по сей день. В 2008 году Посольство Российской Федерации в Берлине поручило Братству заботу о старых русских памятниках и захоронениях на территории Германии. В настоящее время в Свято-Князь-Владимирском братстве состоит около 50 членов, принадлежащих к РПЦ, РПЦЗ и Польской Православной Церкви. Среди них немало представителей известных российских фамилий. Есть среди братчиков и те, что приехали в Германию в последние 20 лет. Члены братства живут в Германии, России, Бельгии, Франции, Швейцарии, США. Ныне Свято-Князь-Владимирское братство на немецком языке именуется как «Bruderschaft des heiligen Fuersten Wladimir e.V. Bratstwo». Вступить в него может любой православный христианин, проживающий не только в Германии, но и в любой другой стране, но желающий на деле помогать. Адрес правления братства указан на сайте: www.bratstvo.de.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?