Епископ Пантелеимон: «Заставить любить нельзя»

Владыка Пантелеимон продолжает отвечать на вопросы Друзей Милосердия. Сегодня он расскажет о том, как выбрать духовного отца, нужно ли заставлять родственников ходить в храм и какая вина лежит на разведенных супругах

Владыка Пантелеимон продолжает отвечать на вопросы Друзей Милосердия. Сегодня он расскажет о том, как выбрать духовного отца, нужно ли заставлять родственников ходить в храм и какая вина лежит на разведенных супругах.

Надо ли заставлять родных причащаться, ходить в храм? Надо ли внучку, которая живет не с нами, причащать, если родители невоцерковлены, и она причащается только когда бывает у меня на каникулах, а это несколько раз в год, выстоять на литургии ей трудно?

Можно заставить ребенка мыть руки перед едой. Можно, привязав его веревкой, заставить его там, угрожая наказанием, играть на скрипке. Можно заставить выучить уроки, угрожая каким-то наказанием. Но заставить родных причащаться и ходить в храм, конечно же, нельзя. Можно и нужно заставлять себя делать добро, читать молитвенные правила, поститься, понудить себя пойти в храм, когда хочется поспать. Но как можно заставить других? Можно и нужно явить им радость веры православной. Можно и нужно за них молиться. Можно и нужно, общаясь с ними, отвечать на их вопросы. Но силой Господь никого не хочет заставить быть с ним. Он ищет любви, а любить насильно заставить нельзя. Конечно, когда внучка бывает у Вас, можно привести ее в храм. Но нужно сделать это тоже так, чтоб это было для нее радостно, чтоб это было для нее понятно. Если внучка не понимает этого, может быть, нужно начать с того, что читать ей хорошие сказки нравоучительные, читать ей хорошие книги, рассказывать ей о жизни святых, рассказывать ей о Христе. Если Вы приводите ее в храм, и она не может долго стоять, – нужно привести ее на такое время, которое будет для нее возможным, если нельзя стоять – можно присесть с ней куда-то в уголке храма.

Нужно не просто людей всех заставить прийти в храм и причаститься и думать, что теперь они спасены, а нужно расположить их сердце к принятию веры, нужно помочь им узнать Христа, который присутствует, конечно, в Святых Тайнах, но который и иначе присутствует в мире. Если они не знают Христа, то как они могут причаститься достойно Его Тела и Крови? Нужно помочь им узнать Христа. Своей верой, своей любовью, своим рассказом порекомендовать им почитать то, что Вас привело к Богу, то, что Вам открыло тайну жизни во Христе. Вот это можно и нужно делать.

Подскажите, пожалуйста, как выбрать духовного отца? И как, если выбор сделан, сказать ему об этом?

Я бы советовал Вам, выбирая духовного отца, обратить внимание на то, как он исповедует своих духовных чад. Не сразу решаться на послушание ему, а сначала поисповедоваться у него, послушать, что он Вам скажет, спросить его о чем-то. И, кроме того, нужно, конечно же, просить Бога, чтобы Господь помог Вам найти духовника. Мы живем в такое время, когда настоящих духовников становится все меньше. Духоносных старцев было много в России, когда в ней было много монастырей, когда сохранялась традиция церковной жизни, и когда сохранялось доверие к ним. Они были в страшные годы гонений, священноисповедники, которые выходили из тюрем, из заключения, которые возвращались из лагерей, были опытными духовными наставниками.

В наше время, когда таких подвижников у нас нет, можно по пальцам пересчитать известных старцев, известных духовников. Но все-таки есть хорошие священники. Их очень много, хороших священников, которые могут помочь Вам жить по-христиански. Как выбрать? Если есть выбор… Если нет выбора – нужно исповедоваться у того священника, который есть, но руководствоваться при исполнении того, что он Вам посоветует, и своей совестью, и обязательно Священным Писанием. Если есть выбор, то нужно выбирать священника одновременно и строгого, и любящего. Священник, который все позволяет, священник, который смотрит снисходительно на совершенные Вами тяжелые грехи, не может быть хорошим духовником. Духовник должен быть строгим обязательно. Но это не должна быть безапелляционная такая, знаете, строгость какая-то фарисейская, строгость такая непримиримая, так сказать, с человеческой немощью. Это должна быть строгость, растворенная любовью. И, кроме того, хороший духовник должен обязательно быть смиренным. Только смиренный может быть мудрым и может давать мудрые советы. Он не должен требовать исполнения своей воли, во что бы то ни стало. Он должен помогать Вам найти волю Божию. Просите, молитесь. И если Вы готовы слушаться, если Вы готовы жить по воле Божией – Господь обязательно пошлет Вам духовного руководителя.

Насколько тяжкая вина лежит на супругах, которые венчались, прожили год, не имея детей, развелись в загсе, так как муж – бывший наркоман и в браке сразу стал проявлять агрессию по отношению к жене? Неспособность обустроить семейный корабль, и, как следствие, не самоутвердившись в роли мужа, главы семейства, начал применять тиранию с неадекватным поведением. Через год пару благословили пожить полгода раздельно, и они так и не сошлись. Жена после нескольких попыток найти общий язык с мужем, подала на развод – и суд развел их. Муж считает, что жена – инициатор развода, поэтому она и виновата. Дружеское общение после развода невозможно – муж раздражается и хочет категорически вычеркнуть жену из своей жизни. Какова, по-Вашему, вина таких супругов, и могут ли они дерзать просить у Господа устроить их новую семейную жизнь каждого в отдельности?

Какова вина человека – знает только он сам и Бог. Насколько тяжкая вина лежит на людях, совершающих грехи, наверно, мы с вами окончательно узнаем только на Страшном Суде. И не наше с Вами дело судить людей, которые не смогли жить вместе, хоть они и венчались. Очень часто венчание совершается формально. Очень часто венчанию не предшествует испытательный какой-то срок. Очень часто люди выходят слишком поспешно замуж, женятся, слишком поспешно создают семью. Очень часто после венчания они перестают ходить в церковь, не исповедуются, не причащаются, не соблюдают постов, не стремятся жить по Евангелию. Осуждать людей, которые разводятся, в стране, где половина браков распадается, конечно, нельзя. А вот могут ли они дерзать просить у Господа устроить их новую семейную жизнь в отдельности, каждый из них в отдельности – я думаю, конечно, могут. Конечно, об этом нужно просить Бога. Как поступить в этом случае, нужно узнать, обратившись к архиерею той епархии, в которой живут супруги, в которой они венчались и спросить благословения, если это нужно, на новый брак. Можно посоветоваться со священником, как им быть дальше. Не зная деталей их жизни, не зная каких-то частностей, не зная подробностей всего того, что они пережили вместе, и не зная, из-за чего они разошлись, очень трудно что-то конкретное ответить.

Дорогие друзья, дорогие Друзья Милосердия, к сожалению, я не смог сейчас сразу ответить на все Ваши вопросы. Но я постараюсь обязательно это сделать, и если у Вас будут еще вопросы – можно их присылать на адрес электронной почты pantaleon177@gmail.com. До встречи. Храни вас Господь.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?